Методика «Цветные платки»




Цель: создание благоприятного эмоционального фона, установление доверительного контакта; развитие творческих способностей.

Для индивидуальной работы с детьми тревожными, недоверчивым, с задержкой развития использовали цветные платки. Детям перед занятием предлагали выбрать любой платок и накинуть его на плечи. Желательно, чтобы один из платков был накинут на плечи логопеда. Педагог для себя отмечает, какой платок выбирает ребенок и перед его приходом, накидывает себе на плечи. На занятии снимает платок с плеч и предлагает его ребенку, а взамен просит выбрать для себя другой. Если на третьем, четвертом занятии ребенок оставляет платок взрослому и выбирает себе другой, или выбирает ему платок такого же цвета, значит, контакт установлен.

Платки использовали при работе над формированием правильного дыхания, при обыгрывании сценок, сказок, как сюрпризные моменты и т.д. Придумывали фокусы-обманы. Например, прячем под платок мелкий предмет. В течение занятия надо предмет незаметно перепрятать. Это помогает развивать внимание детей, совершенствует умение выполнять сразу несколько действий. Прием «Пишу, рисую, слушаю»» является хорошей подготовкой к написанию диктантов в школе. Ребятам предлагается выполнение цветных графических заданий или рисование на свободную тему, с одновременным прослушиванием и проговариванием речевого материала.

 

 

2.5 Использование элементов хромотерапии в работе по коррекции звукопроизношения

Результативным оказалось использование хромотерапии в работе по коррекции звукопроизношения. При постановке и автоматизации наиболее трудных для данного ребенка звуков, учитывались его цветовые предпочтения. Например, ребенок чаще выбирал зеленый цвет. В начале занятия ребенку ненавязчиво предлагалось выбрать лист-основу зеленого цвета, на котором он не только составит свой букет, но и будет работать с раздаточным материалом все занятие. При созерцании приятного цвета, сглаживаются ожидание неудачи, страх перед «трудным» звуком, исчезает внутреннее напряжение. Для раздаточного материала используем карточки разного цвета, на них наклеиваем картинки на конкретные звуки. Каждому звуку соответствует определенный цвет. Например, при дифференциации звуков р – л используем синие карточки с картинками в названии которых есть звук р, а голубые - л. Рассмотрев картинки, выявляем цветовую закономерность. Это способствует правильному проговариванию отрабатываемых звуков в названии предметов, формирует ассоциативные связи, дает чувство уверенности.

Рекомендуем занятие наоборот: предложите детям картинки с предметами одного цвета: розовая роза, розовый пиджак, розовая ромашка, розовый рюкзак, розовый редис и т.п., дети их называют и, тем самым, автоматизируются звуки р, рь. Картинки нужного цвета можно вырезать из бумаги или нарисовать вместе с детьми.

Использование элементов хромотерапии в работе с детьми, имеющими несложные дефекты звукопроизношения, скорее всего, будет носить эпизодический характер, но, тем не менее, улучшит качество работы. Элементы новизны, разнообразия повысят интерес к логопедическим занятиям. Гибкость, неординарность детского мышления и воображения, позволяют создавать рисунки и аппликации в одном цвете, позволяют экспериментировать с цветом. Детей не удивишь зеленой сосулькой, красным крокодилом или желтым слоном. Интересны интегрированные занятия по коррекции звукопроизношения и ИЗО- деятельности. Конспект интегрированного занятия по автоматизации звуков с, сь прилагается. (См. приложение 3). На «цветных» занятиях дети придумывают рифмовки, подбирают нужные по смыслу слова, согласовывают в роде, числе, падеже.

Для родителей, активно взаимодействующих с педагогом, предлагаются домашние задания: придумать сказку на заданный звук, или пар слов, например, на звуки с, сь, з, зь: зеленая солонка. Консультации проводим в форме практикумов, используем элементы хромотерапии. Родители, видя эмоциональный настрой ребенка, стараются закрепить достигнутый результат дома.

В нашей практике был один «трудный» папа. В их семье считалось: отдали ребенка в детский сад и забыли, а там уж всему научат. «Цветные» домашние задания полностью изменили картину. Дома между папой и мамой проходят настоящие соревнования, кто лучше поможет ребенку при выполнении домашнего задания. У папы открылся художественный талант! А у мамы обнаружилось поэтическое дарование.

 

Артем, 6 лет. Рассказывает «желтую сказку», придуманную дома. Справа аппликация к сказке: Желтая поляна, желтая трава,

Желтая – прежелтая осенью листва.

Желтые цветочки, желтая звезда,

Желтая лисичка, желтый старый куст,

Желтая собачка, желтые цветы, желтый солнца круг,

Желтую картинку сочинил мой друг.

Элементы хромотерапии применяем на всех видах занятий и с любой категорией детей. Но наибольший эффект такие занятия дают при работе с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией. Дети становятся контактными, раскрепощенными, проявляют интерес к логопедическим занятиям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: