Блок «Эмоциональная жизнь»




I. Детство – ранняя юность.

Блок «Семья, в которой родился и вырос».

С какого времени помнит себя.
1. С кем жили (родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, дяди-тети, вообще родичи, ощущение семьи и близких). Отношения в семье между родственниками. Отношения с матерью и отцом, бабушками и дедушками. Братьями – сестрами.

2. Кто чем занимался: профессии, переезды по месту работы, домашние дела. Если помнят, спросить о сословии предков, о собственности до революции. О материальном положении после революции.
3. Кто что любил/не любил, взаимоотношения, конфликты, примирения, разрывы отношений (про конфликты и разрывы специально не спрашивать, но отслеживать, вопросы задавать по ходу беседы аккуратно). Разводы и повторные браки, внебрачные дети (аккуратно). Кто был особенно близок.
4. Кто умер рано. Вообще потери. Состояние здоровья, несчастные случаи. Болезни приобретенные, наследственные. Что делают для поддержания здоровья. Причины смерти.

Вредные привычки, зависимости (алкоголь, курение, наркотики, игромания)
5. Праздники – как отмечали. Вообще значимые события (что казалось значимым).
6. Семейная память о социальных событиях (и отношение к ним), которые повлияли на семью, – Первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, Отечественная война, репрессии, оккупация, всеобуч, гонения на религиозность, отрицательное отношение к богатству и собственности и пр. Изменение уклада жизни.
7. Военное и послевоенное детство.
8. Семейные реликвии – что сохранилось (иконы, часы, вышивка, старые фото, документы, награды, украшения, игрушки и пр.).

9. Значение имени и фамилии. Кто дал имя и почему именно такое. У кого в семье такое же имя и есть ли схожесть в судьбе. Прозвище.

10. Мифы.

11. Тайны. Проклятия.

 

NB. Часто дети репрессированных, если они смогли реализоваться (вступить в партию, сделать карьеру и пр.), отрицают факт репрессий. Часто отрицают наличие второй семьи, любовных связей, особенно во время войны. Часто события искажаются в памяти, все нужно проверять.

Блок «Место детства».
1. Где жили (населенный пункт, улица, соседи).
2. Чем известно место. История места.
3. Как освоено место: где гуляли, ходили (дороги, лес/горы, водоемы, сады, пастбища). Кладбища, заброшенные церкви.
4. Какие-то особые «секретные» места.

5. Что особенно привлекало в друзьях.

Блок «Быт».
1. Что ели/пили, где добывали пропитание, где брали воду. Карточная система. Голод 1920-х гг., голод 1946-47 гг. Вообще достаточность питания.
2. Одежда, обувь, где добывали (шили, делали сами и пр.). Отношение к внешнему виду.
3. Деревенские приспособления в быту.
4. Как распределялось пространство дома: кто где спал, где ели, где хранили одежду, где делали уроки, было ли электричество.
5. Домашние животные (особенно для деревенских).

Блок «Занятия».
1. Домашние обязанности, работа в колхозах.
2. Учеба (школа/училище, где находились, учителя, одноклассники, любимые предметы).
3. Пионеры, комсомол, общественная нагрузка.
4. Спорт.
5. Каникулы.

Блок «Отношения со сверстниками».
1. Друзья/враги.
2. Ссоры, драки, примирения, игры.

II. Юность - зрелость.

Блок «Учеба и профессия, занятия».
1. Получение образования (почему выбрали то или иное учебное заведение, нужно ли было уехать из дома). Нарушение/поддержание семейных традиций в профессиональной сфере.

2. Что или кто повлиял на выбор профессии. Смена профессии, как, почему? Способность воспринимать новое, учиться.

3. Расставание с домом, жизнь на новом месте (если), новые друзья, обязанности, встречи, путешествия.
4. Служба в армии.
5. Круг чтения, интересов.
6. Участие в значимых для страны событиях (Целина, БАМ, другие стройки и пр.).
7. Спорт.

8. Особенности характера. Таланты. Реализация своих способностей в профессии. Признание.

 

Блок «Семья. Супружество».
1. Создание собственной семьи. По любви или «вынужденно». Дети. Аборты. Межнациональные браки. Отношения к мужчинам/женщинам. Причины конфликтов в семье и способы их преодоления.

2. Что позволило сохранить семью. Измены.

3. Отношение к сексу. Проявление нежности, объятия, ласковые слова. Подарки какие, за что.

4. В супружеских отношения способы выхода из кризисов. Кто первый идет на примирение.

5. Кто в семье главный. Кто добытчик. Кто отвечает за распределение ресурсов.

6.. Отношения с родителями, связи с другими родственниками, переписка. Гостеприимство.
7. Жилье (жилищные условия, бараки/коммуналки, получение квартиры, покупка участка земли, строительство дачи). Смена места жительства. Причины, адаптация на новом месте. 4. Быт, изменения быта (отмена карточек, покупка машины, холодильника, стиральной машины, телевизора). Порядок и уют в доме, кто поддерживал.
8. Деньги и денежные реформы. Отношение к собственности, накоплениям. Щедрость/скупость.
9. Отпуск – как и где проводили.
10. Выезды за границу. Родственники за границей.

11.. Любимые писатели, фильмы, художники, композиторы. Произведения, оказавшие наиболее сильное влияние. Отношение к массовой культуре.

12. Собственное творчество. Хобби.

13. Здоровье, способы поддержания. Для чего болеют.
14. Семейные традиции. Сохранение семейных реликвий, семейного архива.
15. Реабилитация репрессированных родственников.

Блок «Место работы, карьера».
1. Места работы, профессиональные достижения/провалы.
2. Смена мест работы. Сослуживцы. Начальники/подчиненные.
3. Влияние политики партии, происхождения на карьеру (аккуратно).
4. Награды, звания.
5. Выезды за границу по работе. Общение с иностранными партнерами.

Блок «Советское общество».
1. Отношение к Сталину, Хрущеву, Брежневу, КГБ, диссидентам.
2. Социальные ценности.
3. События: полет в космос, субботники, праздники (1 мая, 7 ноября) и пр. Чувство общности.
4. Начало празднования Дня победы.

Блок «Война».
1. Участие членов семьи в войнах (в т.ч. в Афганской).
2. Сохранение в семье памяти о войне (письма, награды, фотографии). Передача материалов в музеи и пр.
3. Поиск предков, участвовавших в войнах.
4. Школьное поисковое движение в 1970-х гг.

Блок «Мировоззрение»

1. Что в жизни важнее всего?

2. В чем смысл жизни? Ценность жизни.

3. За что и кому благодарен в жизни.

4. О чем мечтал в детстве. Реализовал? О чем мечтает сейчас?

5. Кто оказал самое большое влияние на формирование личности. Учителя.

6. Религиозные убеждения. Вера. Взаимоотношения с Богом.

7. Отношение к Родине, ее истории.

8. Национализм. Национальность. Отношение к своей национальности и отношение к ней других людей. Негативное или осторожное отношение к людям других национальностей.

9. Политические убеждения. Интерес к политической жизни в стране.

10. Отношение к Чудесному. (В жизни есть место ЧУДУ?) Примеры… Поворотные моменты в жизни.

11. Отношение к Природе. Любимые места, время года, почему.

12. Жизненный сценарий. Любимая сказка или литературный герой. Девиз.

13. Жизненные стратегии.

14. Отношение к свободе.

15. Какой период жизни был самым ярким, значимым. Почему? Если бы…. (если бы была возможность, то что бы изменил в жизни?). Самые большие сожаления.

 

Блок «Эмоциональная жизнь»

1. Способы выражения чувств. Как проживает состояния гнева, страха, печали и вины.

2. Преобладающие фоновые состояния, доминирующие настроения. Оптимизм-пессимизм.

3. Лидер или «ведомый».

4. Как преодолевал трудности.

5. Отношение к себе. Терпимость к другим.

6. Готовность помочь другим, на каких условиях?

7. Отношение к больным, слабым, беспомощным.

8. Как относится к собственному успеху и потерям.

Блок «Смерть»

1. Отношение к теме старости и смерти. Представления о жизни после смерти. Какими должны быть похороны.

2. Опыт клинической смерти. Был ли опыт пребывания на границе жизни и смерти. Чему он научил?

3. Обстоятельства смерти. Как умирал. Наказы или последние слова перед смертью.


PS

В ходе беседы желательно уточнять имена, даты, названия населенных пунктов, названия учреждений/колхозов, номера войсковых частей и пр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: