Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность.
Социальная работа как самостоятельная дисциплина и объект изучения сформировалась в Европейских странах в XIX веке. Вместе с ним возникли понятия «социальные работники» и «социальные службы».
Определение социальной работы как профессиональной деятельности закреплено на международном уровне в 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы (МАШСР) и Международной федерацией социальных работников (МФСР).
Социальная работа как профессиональная деятельность понимается:
· как форма работы, для выполнения которой специалист должен обладать знаниями, умениями, навыками в данной области, а также иметь соответствующие способности и особенности личности.
· как организация помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их реабилитация и интеграция.
· как удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.
· как динамичная, развивающаяся профессия, опирающаяся на достижения социальных наук и результаты практики, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества.
В работах профессора Е.И. Холостовой используется следующее определение: «Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц». Это определение имеет своим достоинством широкий охват явления, подчёркивание как государственных, так и не государственных начал подобной деятельности.
Сущность, цели и принципы социальной работы.
В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Если конкретизировать, то сущность социальной работы можно свести в несколько определений:
· это совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.
· это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать (т.е. выбрать наилучший из возможных вариантов) осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
· это средство и форма социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей с одной стороны. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных процессов, сторон и явлений, которые в разное время при разных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.
· это оказание помощи индивидам и различным группам в осуществлении ими социальных прав. Поскольку социальные права весьма многогранны и обеспечивают социальное функционирование личности, проблемы, которые стремится разрешить социальная работа, весьма обширны и разнообразны.
· это междисциплинарное направление научных знаний, изучающее содержание и закономерности этой деятельности.
· это обязательный механизм функционирования благоустроенного современного социального государства.
Смысл (суть) социальной работы ясен — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Основная цель социальной работы – сохранение здоровья и жизни клиентов.
Цель деятельности социальной работы: предоставить возможность всем людям полностью развивать свой потенциал, обогащать свою жизнь и предотвращать дисфункции.
Принципы социальной работы.
Генеральные принципы: универсальности, охраны социальных прав, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности
Общефилософские принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, гносеологического и личностного подходов
Специфические принципы:
содержательные - гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение
психолого-педагогическе - эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие
методические – преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность
организационные – всеобщность (относящийся ко всем), комплексность (совокупность, сочетание), посредничество (содействие соглашению, сделки между сторонами), солидарность (деятельное сочувствие, общность интересов, единодушие), субсидарность (вспоможение), т.е. пособие, материальная помощь.
Принципы, относящихся к личности социального работника и характеру его взаимоотношений с клиентом \Лавриненко И.М.\:
Социальный работник должен:
сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации
заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние
вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство
видеть в клиенте индивидуальность
предоставлять клиенту современное видение его проблемы
основываться на знании возможностей клиента
побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем
способствовать максимальному самоопределению клиента
помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими ситуациями
работать с клиентом конфиденциально
постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей.
В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране:
§ соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий;
§ равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг;
§ доступности социального обслуживания;
§ соблюдения конфиденциальности в работе;
§ преемственности всех видов и форм социального обслуживания;
§ адресности;
§ приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни;
§ профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации;
§ межведомственности и междисциплинарности;
§ деятельностного подхода;
§ территориальной организации социальной службы;
§ государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.
Этические принципы:
§ общие - гуманизм, коллективизм, единство слова и дела, терпимость, честность, правдивость др.
§ специфические - соответствие уровня квалификации функциональным обязанностям, экономических требований по результатам труда и его оплаты и т.п.
Субъекты и объекты социальной работы:
Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.
Поскольку социальный работник — всегда активная сторона (субъектная), можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектомсоциальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.