История Русской православной церкви.




Темы рефератов


  1. Становление и эволюция религиоведения как научной дисциплины.

  2. Философия религии.

  3. История религии.

  4. Психология религии.

  5. Методы исследования в религиоведении.

 

Литература

1. Основы религиоведения. Учебник. / Под ред. Ю.Ф. Борункова, И.Н. Яблокова. — М., 1998.


  1. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1994. _

  2. Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М 199/.


4. Самыгин С., Печипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Рос­тов-на-Дону, 1996.

5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

 

^ ЛЕКЦИЯ 2. Понятие и сущность религии
Определение религии.

Прежде всего, следует отметить, что как элемент духов­ной жизни религия представляет собой сложное и многооб­разное явление. На протяжении тысячелетий она играла зна­чительную роль в жизни людей. Поэтому многие мыслители прошлого времени пытались определить это явление, выра­зить его сущность, в результате чего помнилось большое ко­личество дефиниций религии. Вследствие различных целей, которые ставили перед собой авторы работ по религии, и не­совпадения их позиций по отношению к религии сложилась довольно пестрая картина всевозможных определений. Здесь и связь человека с Богом, и связь человека с человеком, связь между «я» и «ты», связь людей в обществе, вера в сверхъ­естественное, и вера в абсолютное добро и т.д.

При всей пестроте и многообразии определений рели­гии можно обнаружить присущие всем им одинаковые черты. А именно — это различные формы связей человека с природой, обществом, вера в сверхъестественное и т.д.

В генезисе слово религия имеет свою основу от латинского religio — связь. Впервые слово религия было употреблено в христианстве. Церковь толковала его как связь человека с Богом. Другие религии христианство считало суевериями. К вопросу о появлении религии точно так же, как в де­финициях, существуют различные мнения. Прежде всего, нужно отметить церковное утверждение об имманентно­сти религии внутреннему миру человека, то есть человек рождается с религией, данной ему Богом, и это понимание следует принимать на веру без всяких доказательств.

Часть философов генезис религии видят в обмане од­них людей другими. Таким образом, приобрела жизнь тео­рия обмана. Она исходит из того, что в древности нашлись умные обманщики, которые в корыстных целях ввели в за­блуждение народные массы.

Существует в религиоведении субъективистская кон­цепция, созданная американским прагматистом У. Джем­сом. Он рассматривал религию как порождение индивиду­ального сознания, как спонтанно возникающие субъек­тивные переживания. Многие западные религиоведы развивают данную теорию. Так, американский психолог Г. Олпорт абсолютизирует субъективные особенности рели­гиозных переживаний и представлений, свойственных от­дельному человеку. Получается, что каждый верующий имеет свою собственную религию. Субъективистская концепция неприемлема для теологов, так как она, во-первых, исходит из того, что религия есть порождение индивидуа­льного человеческого сознания, а не продукт божествен­ного откровения, и, во-вторых, подрывает концепцию ис­тинной религии и церкви как ее единственной носитель­ницы.

Распространена среди философов антропологическая трактовка религии. Согласно ей, религию можно объяс­нить, исходя из человеческой природы. Видным предста­вителем антропологической концепции в прошлом был Л. Фейербах. Он пытался рассматривать всякую религию как отражение человеческого бытия. Согласно его точке зре­ния, не Бог создал человека, а человек создал Бога по свое­му образу и подобию. Л. Фейербах считал, что в сфере ре­лигии человек отделяет от себя собственные качества и пе­реносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо — Бога. Антропологическая трактовка — это шаг вперед в понимании религии. Религия в противополож­ность теологическим теориям рассматривалась как про­дукт человеческой фантазии, воображения. Однако дан­ный подход представлял человека вне исторических, вне реаль­ных общественных отношений. Отсюда и религия пони­малась вне определенных социальных отношений.

В современном религиоведении распространены и биологизаторские концепции. Религия трактуется как по­рождение человеческих инстинктов, как особая форма ре­агирования человека на окружающую среду. Поскольку религия рассматривается как следствие биологических свойств человека, а последние сохраняются в любом обществе, то делается вывод о вечности религии. Одним из ва­риантов биологизаторской концепции религии следует считать ее трактовку фрейдизмом и неофрейдизмом.

Австрийский психиатр и психолог З.Фрейд пытался определить религию, отправляясь от отдельного индивида с его врожденными импульсами и влечениями. Невроз как состояние человеческого организма он переносил на все общество и использовал для объяснения религии.

В современном религиоведении существует социоло­гическая концепция религии, основоположником кото­рой является французский социолог Э. Дюркгейм. Его по­нимание религии тесно связано с пониманием общества в целом. Э. Дюркгейм подчеркивал социальную природу ре­лигии, рассматривал божество как персонификацию со­циального целого. Он исходил из того, что основой, обес­печивающей целостность любого общества, является об­щественное сознание: общие нормы, ценности, верова­ния, чувства. Поэтому он пришел к расширительной трак­товке религии, отождествив ее с общественным сознанием в целом. Для него религиозными являются любые пред­ставления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и тем самым связывают ин­дивида с обществом, подчиняют его последнему. Выводом из концепции Э. Дюркгейма был тезис о вечности рели­гии необходимости ее в любом обществе.

Марксистская концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социаль­но-психологическое явление и понять ее можно лишь на основе изучения тех общественных отношений, которые ее порождают, а также исходя из психологии самого чело­века. Классическое определение религии дал Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Как и любая форма общественного сознания, религия по-своему отражает объективные условия жизни людей, их общественное бытие. В определении Ф. Энгельса ука­зывается, что религия отражает господство реальных зем­ных сил над людьми, которые превращаются сознанием в неземные. Превратное отражение этих сил в религиозном сознании есть результат практического бессилия людей, их придавленности, неспособности подчинить себе окру­жающую природу и собственные отношения.
^ Условия и причины возникновения религиозных верований.

Объективный анализ всякого явления предполагает выяснение тех причин, в силу которых оно возникло и существует. В религиоведческой литературе такие причины называются корнями религии. Их несколько: социальные, гносеологические, психологические. Отдельные авторы называют еще и исторические, но это личная позиция ав­тора. Поэтому мы здесь рассмотрим несколько подробнее лишь первые три, а об исторических корнях студент может самостоятельно узнать из литературы.

Социальные корни религии — это объективные условия жизни и деятельности людей, способность порождать, а также воспроизводить религиозное мировоззрение. Изучая этот вопрос, студент должен разобраться, что же такое объ­ективные условия? Проживая в обществе, человек сталки­вается с необходимостью вступать в многообразные отно­шения как друг с другом, так и с природой. Поэтому социа­льные (общественные) отношения включают в себя различ­ные сферы его жизни. Прежде всего, это отношения его к природе, зависимость от последней в силу неразвитости практической жизни, а главное труда. Далее следует выде­лить сам общественный процесс, многообразные общественные отношения, в ходе которых люди вступают в контакты друг с другом, попадают в стихийную зависимость от общественных сил. Так, например, низкий уровень развития производства и крайне примитивные орудия труда пер­вобытного общества обусловливают нехватку сил в борьбе с природой. Жизненные возможности человека в таких усло­виях ограничены, все усилия его направлены на отвоевыва­ние у природы самых элементарных средств к жизни, при­том явно недостаточных для удовлетворения потребностей. И человек ищет восполнения недостающего ему в жизни в помощи сверхъестественных сил. Не случайно в первобыт­ном обществе производство материальных благ оказывается опутанным разнообразными мистическими (таинствен­ными) представлениями, например, магическими верова­ниями и обрядами. Уже на ранних ступенях развития чело­вечества, например, войны, влияют на порождение религиозного сознания. Природа этих отношений чужда и враждебна первобытному человеку. Поэтому, пытаясь оградить себя от нежелательного их воздействия, он также обраща­ется за помощью к сверхъестественным силам. В обоих случаях стихийность протекания процессов является обя­зательным условием возникновения религии.

Таким образом, бессилие людей перед силами приро­ды и негативными проявлениями общественной жизни в первобытном обществе, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил и вытекающими отсюда примитивностью общественной организации, явилось социальными корнями религии в придании этим силам личностных характеристик по форме и могущества по содержанию.

Далее, студентам важно понять, что, несмотря на зави­симость человека от окружающего мира, господство над ним сил природы никогда не определялось исключительно природными свойствами, но равно и характером отноше­ний людей к природе. А эти отношения всегда зависели от уровня производительных сил общества. Не случайно объ­ектом его отражения были неосвоенные силы природы, включенные непосредственно в трудовую деятельность. Причем искаженно отражалась в сознании человека не вся природа, а лишь те ее свойства и стороны, которые в про­цессе преобразующей деятельности имели, прежде всего, производственное (жизнедеятельное) значение и которые человек не мог освоить силой своего разума и труда.

И сегодня не исключено воздействие на жизнь людей таких стихийных природных процессов, как разрушитель­ные силы смерчей, тайфунов, землетрясений, наводне­ний, засух, эпидемий и т.д. Даже самые совершенные тех­нологические системы не спасают от неожиданных и ката­строфических последствий. Последствия наиболее опас­ны в таких отраслях, как ядерная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность, добыча угля, не­фти и газа, горная инженерия и т.д. Именно эти стороны и свойства природы порождают болезни, смерть, тревогу и страх у людей. Пример тому недавняя экологическая ката­строфа в с. Барскоон на Иссык-Куле, оползни на юге Кир­гизии, унесшие многие жизни. Подобные явления прини­маются верующими наказаньем Божьим, следовательно, необходимо усилить веру.

Гносеологические корни религии (от греческого gnosis — знание). Здесь важно уяснить противоречивый характер познавательного процесса человека и возможность, в силу этого, формирования различных представлений о мире, обществе и самом себе: материалистических, идеалистиче­ских и религиозных представлений. Если вопрос о социаль­ных корнях религии рассматривает общественные условия, породившие ее, то вопрос о гносеологических корнях религии показывает нам, как, каким образом в человеческом со­знании формируется фантастическое неадекватное отраже­ние действительности. Ибо к объекту отражения наряду силам и природы и общества следует отнести и сущностные силы человека. Человек, изменяя внешний мир, формирует самого себя. Личная биосоциальная структура человека яв­ляется объектом его самопознания. Человек еще не мог адекватно объяснить рождение и смерть, здоровье и болезнь, сон и сновидения, чувства и волю, зачатки развиваю­щеюся интеллекта и т.д. Эти явления ему были непонятные, пугающие, и их причины он искал в мистике.

Гносеологические корни религии — это предпосылки, возможность формирования религиозных верований в процессе познавательной деятельности человека.

Часто студенты при освещении проблем гносеологических корней религии сводят их к незнанию людьми дейст­вительных причин явлений. Такое объяснение упрощает проблему, не дает возможности вскрыть механизм образо­вания религиозных представлений. Само по себе незнание не может порождать никаких представлений вообще. Как правильные; так и искаженные представления о явлениях возникают у людей только в процессе взаимодействия с этими явлениями и их познания.

Почему процесс познания, в ходе которого человек от­крывает в вещах реальные свойства и тем самым овладевает окружающим миром, увеличивая свою власть над ним, в то же время является почвой, на которой произрастает религия? Это объясняется сложностью и противоречивостью са­мого процесса познания. Процесс познания мира человеком сложен, он не адекватен зеркальному отражению. Отражая мир, люди не только воспринимают «сигналы» действительности, но преобразуют их в своей голове. Сложность объекта, каковым является реальная действительность, создаст возможность отразить его неверно; и не полностью верно; и точно. Эта субъективная форма познания и рождает возмож­ность «отлета» мысли от действительности. Преобразующая деятельность человеческого познания, переработка им дан­ных чувственных ощущений и восприятий уже несет в себе отвлечение от всего богатства и многообразия единичного. При переходе от чувственного познания к абстрактному опосредованность сознания с реальным миром, его веща­ми и предметами усиливается и способна даже породить в новом понятии «кусочек фантазии».

Важнейшую роль в познании человеком окружающего мира, его попытки найти нечто общее среди единичных яв­лений играет способность человеческого мышления к обоб­щениям и абстрагированию. Только при наличии абстракт­ного мышления и способности обобщать могут возникать религиозные представления. И каждый шаг вперед по пути освоения человеком действительности создает как новые трудности, так и новые возможности иллюзий. Так, уже на ранних ступенях развития общества человек, например, стремился найти общее между собой и животным миром.

Как может видеть студент, идеальный мир всегда пред­стает перед нами связанным с материальным. Ошибки в познании совершаются в процессе жизни, человеческой практики. Сам отрыв любого общего понятия от конкрет­ных вещей является хоть и иллюзорным, но идеальным от­ражением материальных вещей.

Раскрытие причин возникновения и существования ре­лигии будет неполным без рассмотрения ее психологиче­ских корней (от греч. psyche — душа, жизнь). Следует отме­тить, что эта проблема не получила еще достаточно полной разработки в нашей религиоведческой литературе. Пока внимание сосредоточено в основном только на эмоциона­льной стороне психологических процессов. Проблема влияния чувств, эмоций на происхождение религии была поставлена еще античными мыслителями. «Страх создал богов», — говорил древнеримский поэт Стаций.

Мыслители нового времени продолжили и развили эту идею. Особенно большой вклад в исследования психоло­гических корней религии внес Л. Фейербах. Немецкий мыслитель в понимание психологических причин вклю­чил не только отрицательные чувства (страх, неудовлетво­ренность, страдания), но и положительные (радость, бла­годарность, любовь, почитание и т.д.); не только чувства, но и желания, стремления, потребности в преодолении от­рицательных эмоций, в утешении.

Когда мы говорим, что некоторые эмоции создают бла­гоприятную почву для религии, мы ни в коем случае не считаем, что человек, испытывающий подобные эмоции, обязательно станет религиозным, неизбежно придет к ре­лигии. Решающую роль в формировании его убеждений играют условия его жизни, воспитания, непосредственное окружение. Эмоциям, которые в известном смысле благо­приятствуют религии, противостоит в сознании индивида. Не только его рассудок, но и многие иные чувства, враждебные религии.

Итак, в процессе познавательно-преобразующей деятельности человека на базе социальных экономических условий его бытия, эмоционального восприятия реалий сего мира формируются религиозные и мистические, в том числе, представления людей. Только в подобной связи «механизм» отношений человек-человек, человек-род, человек-мир способен создать основу для возникновения и существования религиозного отражения мира.

^ Структура религиозного сознания.

Продолжая анализ религиозной формы сознания, нужно раскрыть ее структуру и элементы. Все главные эле­менты религии неразрывно связаны с понятием о сверхъ­естественном и покоятся на нем. Во-первых, с верой в сверхъестественное связаны религиозные идеи, догматы, мифы. Во-вторых, в любой религии содержится вероучительный, догматический или мифологический элемент, то есть религиозное сознание. И, в-третьих, необходима деятельность организации. При этом религиозное сознание складывается как бы из двух основных слоев. Первый из них составляет религи­озная идеология, представляющая совокупность идей, и взглядов и представлений о мире и человеке, изложенных и систематизированном и обобщенном виде профессиональными служителями религиозного культа. Центральное ядро религиозной идеологии составляет теология, то есть богословие. Сущность теологии состоит в том, что она обосновывает и защищает религиозные догматы о Боге как творце и вершителе судеб мира, ищет доказательства истинности религиозной догматики, нравственности, а так -же разрабатывает религиозно обоснованные правила и нормы жизни духовенства и верующих. Теология претендует на роль «науки», которая стремится доказать сверхъ­естественное происхождение религии, ее стройность, логичность, непротиворечивую систему догматов. На самом деле религия эклектична, в ней мало логической последовательности и стройности, наличествует множество противоречий. Задачей теологии, кроме того, является религиозное обоснование «священных писаний», «священного предания», божественного характера самой церкви.

Вторым слоем в религиозном сознании является религиозная психология. В свою структуру религиозная психология включает религиозные верования, чувства, настроения, которые, как правило, возникают в головах людей стихийно, под воздействием объективных внешних природных и социальных сил. Это обыденное сознание верующих. При этом, в отличие от теологии как системы догматов, религиозная психология отличается несистематизированным, несогласованным, непоследовательным характером представлений. Сознание рядовых верующих — это своеобразная мозаика из отдельных религиозных образов, догматов, мифов, сущест­вующих в разрозненном виде, не связанных системой.

Религиозную идеологию и психологию нельзя рас­сматривать как разложенные по полочкам элементы рели­гиозного сознания. Реально их надо рассматривать в тес­ном переплетении и взаимном проникновении. Религиоз­ная идеология в форме «священных книг», печатных изда­ний или устных проповедей объединяет и упорядочивает разрозненные мысли, догматы в определенную систему, т.е. религиозное сознание следует рассматривать как прочное сочетание идеологической и психологической сторон. Студент должен знать, что каждая религия имеет 4 существенных элемента: первый — религиозные представле­ния о сверхъестественном, потустороннем. Это — мифоло­гический элемент. В религии люди пытались и пытаются составить для себя картину мира. И в этой связи религия со своих позиций показывает, что такое мир, общество, чело­век, перспективы их бытия, т.е. формирует мировоззрение верующих; второй — религиозные чувствования — эмоциональный элемент. В религиозной сфере большое место занимают настроения, эмоции, чувства, переживания, то есть эмоционально-психологический элемент сознания челове­ка. Религиозные эмоции принимают сильный, активный характер, особенно тогда, когда они связаны с религиозной культовой практикой; третий — обрядность, культовый эле­мент; четвертый — религиозные организации.

На вере в сверхъестественное основаны определенные религиозные действия, и в первую очередь обряды, праздни­ки, богослужения, молитвы, посты, паломничества и другие проявления религиозной практической деятельности. В процессе культовой практики церковь стремится воздействовать на людей звонким словом, образностью, причудливыми действиями для усиления воздействия на верующих.

Религиозный культ, особенно во взаимосвязи с эмоци­ональным воздействием, является существенным элемен­том религии. При помощи религиозных молитв, заклина­ний, обрядов, праздников и других магических средств, приемов и методов верующие люди стремятся вступить в контакт со сверхъестественными силами и существами для достижения желаемых результатов. Религиозные организации — это организации профессиональных служителей культа (церковь, имамат, раввинат и т.п.), являющиеся ор­ганизаторами работы с верующими, осуществляющими культ, собрания и т.п.

Конкретно-социологические исследования, прове­денные в некоторых районах республики, показывают, что абсолютное большинство верующих не знает основ религиозного учения, хотя связаны повседневно с церковью или мечетью. Что же связывает верующих при незнании догматики и религиозной жизни. Этим связующим зве­ном, несомненно, является религиозный культ.

Таким образом, религиозные представления, настрое­ния и действия, а на более поздних этапах развитие религиозной организации составляют единый религиозный комплекс, который образует такое специфическое социа­льное явление, как религия.
Вопросы и задания для самостоятельной работы

 


  1. Как возникла и развивалась религия?

  2. Раскройте соотношение гносеологических, психологических и социальных корней религии.


3. В чем состоит специфика религиозного сознания?

4. Почему иллюзорно-компенсаторная функция (наряду с мировоззренческой, интегрирующей, регулятивной и коммуникативной) является главной функцией религии? Проанализируйте взаимообусловленность всех этих функций.

5. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, ре­лигиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.

6. Проанализируйте структуру религиозного сознания. Раскройте социальную роль религии и церкви.

7. В чем коренная противоположность религии и науки?

8. В чем сущность понятия «сверхъестественные силы»?

9. Как понимать выражение «страх создал богов»?

Темы рефератов

 


  1. Определение религии: научное, церковное, философское.

  2. Наука о происхождении и сущности религии.

  3. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

  1. Социальные функции религии и их содержание.

  2. Вера как социальный феномен.

  3. Религия и мистика.

  4. Гносеологические и психологические корни религии.

  5. Религия и общественный прогресс.

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопро­сы исследования религии. — М., 1989.

5. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

6. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

8. Никонов К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М., 1989.

9. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

 


  1. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

  2. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

  3. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

  4. Угринович Д.М. Психология религии. — М., 1986.

  5. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Социальные функции и роль религии в обществе
Рассмотренные выше, особенности религии позволяют сделать обобщающий вывод о ее роли в жизни общества и социальных функциях.

1. Одной из важнейших функций религии является миро­воззренческая. Эта функция религии, отражая действи­тельность, создает свою картину мира, формирует взгляды верующего на природу, общество, самого себя.

2. Иллюзорно-компенсаторная функция религии проявляется, как способность иллюзорно восполнять те систе­мы социальных отношений, в которых человек не в со­стоянии овладеть природными и социальными силами. Она восполняет в загробном мире то, что человек не имеет в реальной жизни.

3. Коммуникативная функция — религия способствует взаимосвязи людей в рамках данных религиозных общнос­тей и отдельных общин.

4. Интегрирующая функция. В определенных исторических условиях религия укрепляет существующую социально-экономическую систему, но одновременно являет­ся дезинтегрирующей силой общества.

5. Регулирующая функция — создает систему норм и ценностей, нравственные нормы, законы, решения церкви и т.д., через которые регулирует поведение людей в семье и обществе.

При анализе основных функций религии необходимо вычленить две специфические функции религиозного церковного института, определяемые характером религии как формы общественного сознания и как социального явления. Одной из них является идеологическая, проявляет­ся как пропаганда и укрепление данного вероучения среди единоверцев.

Другая — миссионерская: пропаганда и распростране­ние церковью и активными верующими данного вероуче­ния среди инакомыслящих, неверующих с целью привле­чения их в число своих приверженцев.

Кроме названных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, в част­ности, воспитательную, хотя в литературе о ней говорят мало либо вообще не говорят, но справедливости ради сле­дует сказать, что религия выполняет эту функцию, воспи­тывая верующих в нужном направлении. Взять, к примеру, в период советской власти, ее последних лет, православное и мусульманское духовенство убеждало верующих, что со­ветская власть социально справедливая, что она завещана Богом. И верующие признавали это.

Говоря о роли религии в обществе, следует отметить, что ее роль определялась условиями и факторами в жизни того или иного общества. К оценке роли религии следует подходить конкретно-исторически. И, прежде всего, разли­чать религию как идеологию и церковь как организацию. Идеология направлена на формирование смирения, по­давления социальной активности, терпения, ожидания конца света и т.д. Хотя религиозная мораль выдается за единственно истинные ценности человека, она в боль­шинстве своем к религии не имеет никакого отношения, а является общечеловеческими нормами поведения (люби ближнего, не убивай и т.п.).

Другое дело церковь. Как и в любой организации, в церкви есть прогрессивно мыслящие люди, умные, грамотные. И все то, что сделала церковь для своих народов, следует отнести за счет деятельности именно таких служителей культа. Например, выполняя нерелигиозные функ­ции, религиозные организации могут стоять и на прогрессивных позициях по ряду социальных и политических во­просов, в частности, способствовать консолидации нации и ее борьбе против иноземных захватчиков, как это было, скажем, в истории Сербии и Болгарии. Церковь и монастыри в Европе и России в течение длительного периода были почти единственными культурными центрами, хра­ни гелями древних рукописей и произведений искусства. Некоторые религиозные организации в СНГ и зарубежом в настоящее время активно участвуют в движении сторонников мира, выступают за разоружение, против колониа­лизма и расизма и пр.

Краткое описание основных социальных функций ре­лигии позволяет сделать следующие выводы: процесс фун­кционирования религии в обществе есть процесс проявле­ния ее социальной сущности. Процесс этот историчен: из­менение системы общественных отношений, появление новых социальных потребностей и новых способов их удовлетворения приводит к изменению сферы функцио­нирования религии, к эволюции ее функции и роли.
^ Вопросы и задания для самостоятельной работы

 


  1. Как возникла и развивалась религия?


2. Раскройте взаимосвязь религиозных представлений, ре­лигиозных чувств, религиозных действий и религиозных организаций.

3. Раскройте социальную роль религии и церкви.

4. Социальная роль религии в первобытном обществе.

5. Социальная роль религии в современном обществе
Темы рефератов

1. Социальные корни религии в первобытном и классовоеобществе.

 


  1. Социальные функции религии и их содержание.

  2. Вера как социальный феномен.

  3. Религия и общественный прогресс.

 

Литература

1. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. —1 М., 1967.

2. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М.,1971.

3. Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 1994.

4. Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. — М., 1998.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 20.

6. Основы религиоведения. Учебник. — М., 1998.

7. Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. — М., 1972.

8. Тайлор В.Э. Первобытная культура. — М., 1989.

9. УгриновичД.М. Введение в религиоведение. — М., 1985.

10. УгриновичД.М. Психология религии. — М., 1986.

11. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М., 1998.


ЛЕКЦИЯ 4. Происхождение религии и ее исторические формы
Концепции происхождения религии.

Одна из концепций происхождения религии была вы­двинута в теологии и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма». Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским ли­тератором и ученым Э. Лэнгом (1844—1912) в его книге «Становление религии». Позже она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868—1954) в его работе «Происхождение идеи Бога». Суть концепции «прамонотеизма» состоит в том, что в верованиях отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии. Лишь впоследствии к ней приплетались элементы древних религий. Однако научные исследования показали, что монотеизм — вера в единого Бога — появился на гораздо более поздней ступени развития человечества.

Была выдвинута гипотеза о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Сторонники этой гипотезы утверждали, что у людей, живших на ранних эта­пах развития общества, не было религиозных верований, ибо их сознание не было подготовлено для создания абст­ракций, в том числе религиозных.

Трудность решения данного вопроса связана с тем, что процесс антропогенеза растянулся на 2—3 млн. лет и большая часть человеческой истории до сих пор недостаточно изучена. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому периоду относится появление человека разумного, который отличался от своих предшественников физическим строением, психологическими качествами, был спо­собен к созданию понятий. О существовании религиозных верований в тот период свидетельствует практика захоронения первобытных людей. В могилы клали утварь, украшения, оружие, что говорит о том, что первобытные люди наряду с реальным миром считали, что существует потус­торонний мир. Говорят об этом и наскальные рисунки.

^ Формы первобытных верований.

Одной из самых ранних форм религии был фетишизм (от португальского слова fetico — магическая вещь). Тер­мин введен французским ученым Шарлем де Броссом в его труде «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии». Фе­тишизм — почитание различных объектов действительно­сти, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность помогать, предохранять от злых сил, врагов. Фетишем мог стать любой объект: камень, де­рево и т.д. Позднее человек стал изготовлять фетиши в виде деревянных фигурок или изваяний (идолов). Элемен­ты фетишизма сохранились до сих пор.

Древнейшей формой религии является тотемизм (от языка североамериканских индейцев, что означает «его род»). Тотемизм — вера в существование сверхъестествен­ной связи, родства между определенной группой людей и видом животных, растений. Тотемизм тесно связан с хо­зяйственной деятельностью человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям существо­вать, становились объектом поклонения. В тотемизме от­разились особенности кровнородственных отношений первобытного общества. Осознавая это родство, люди пе­реносили его на окружающую природу. Тотем считался предком рода. Студентам надо обратить внимание на существование табу на поедание тотема у одних народов, и, наоборот, на необходимость, например, перед охотой съесть кусок мяса тотемного животного. Считалось, что сила тотема перейдет на охотника. Позднее на основе тоте­мизма появляется зоолатрия — поклонение животным и теротеизм — обожествление животных.

К ранним формам религии относится магия (от греч. — колдовство, чародейство) — совокупность верований и об­рядов, в основе которых лежит вера в возможность воздей­ствовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем. Магические приемы разнообразны. По целевому направлению принято различать: производственную, лечебную, вредоносную, любовную и т.д.

Нa стадии первобытнообщинного строя возникла и та­кая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от лат. - душа) — это вера в духовные сущности, заключен­ные и предметах или существующих от них. Анимистиче­ские представления возникали из присущего первобыт­ным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание людьми собственной психики: сна, обмороков, галлюци­наций, воспринимавшихся как деятельность независимой oт тела души. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность ее существования после смерти.

Преподавателю необходимо отметить, что, возникнув на зape человеческой истории, первобытные формы верований с изменением общественных условий жизни полностью не исчезли. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу суеверий и предрассудков. Так, сохранившаяся до сих пор вера в амулеты, талисманы является не чем иным, как первобытным фетишизмом. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий.

^ Племенные религии.

Религиозные верования периода родового строя отли­чались большой пестротой. На ранних ступенях родового строя, еще не знавших социального расслоения, основ­ным объектом поклонения была природа. В зависимости от географической среды и хозяйственной деятельности сверхерхъестественными свойствами наделялись различные с троны действительности. Так, племена, занимавшиеся собирательством и земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена — диким живот­ным.

В племенных религиях отражалась не только производственная деятельность, но и социальная организация людей. Смена матриархата патриархатом специфически переломилась в религиозном сознании. Женские духи постепенно оттесняются мужскими. Отправление культа также становится занятием мужчин. По мере развития кровнородственных связей в религиозной мифологии на первый план выдвигается образ прародителя, защитника и покровителя племени.

На основе этого появляется культ предков. Он был очень распространен в религиях родового строя. Возник­шие к этому времени представления о посмертном сущест­вовании



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: