Информатика и ИКТ, Преподаватель Курбанова О.Н.
Аудиторная работа
Тема: Запросы как приложения информационной системы. Понятие запроса к реляционной базе данных. Средства формирования запросов.
Цель. Сформировать понятие запроса и способов его создания, отработать навыки создания запросов.
План урока
1. Запишите в тетрадь число, аудиторная работа.
2. Ознакомьтесь с видеоматериалом к уроку по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=8LiwIp0lDno&feature=emb_logo
1. Ознакомиться с §8 стр.49-52, который можно найти по ссылке
https://informika-e.ru/S2/11_SEMAKIN.pdf
3. Записать в тетрадь систему основных понятий.
Действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных, называются манипулированием данными. К ним относятся выборка данных по некоторым условиям, сортировка данных, обновление, удаление устаревших и добавление новых данных. Выполнение этих действий производится с помощью запросов.
Запрос — это команда к СУБД на выполнение определенного вида манипулирования данными.
Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД. Он называется SQL (Structured Query Language) — структурированный язык запросов. Здесь мы оказываемся перед выбором, с которым часто приходится сталкиваться в информатике: обучаться составлению запросов на языке SQL или воспользоваться каким-то более высокоуровневым вспомогательным средством. В большинстве современных СУБД такие средства имеются. Например, в Microsoft Access это конструктор запросов.
В учебных целях мы будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном (гипотетическом) языке. Он близок к SQL, однако имеет не такой строгий синтаксис и, кроме того, использует русские служебные слова.
Команда запроса на выборку данных из БД на гипотетическом языке запросов имеет следующий формат:
.выбрать <список выводимых полей> где <условие выбора>
сортировать <ключ сортировки> по <порядок сортировки>
Не все составляющие этой команды являются обязательными. Могут отсутствовать условие выбора и порядок сортировки. Кроме того, ключей сортировки может быть несколько. Тогда они записываются в порядке приоритетов: первый, второй и т. д.
Опишем серию запросов на гипотетическом языке, которую позже в практикуме реализуем средствами СУБД. В курсе информатики основной школы вы учились составлять запросы к однотаб- личной БД. Теперь рассмотрим примеры запросов, для выполнения которых потребуется извлекать данные из нескольких таблиц.
Компьютерный практикум:
Техника безопасности при работе с ПК:
ü Будьте внимательны, осторожны.
ü Не трогайте провода.
ü Не касайтесь мониторов руками.
ü Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в компьютере - немедленно обратитесь к учителю.
ü Монитор должен быть на расстоянии 60 см от глаз.
ü Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана.
Запрос 1. Требуется получить список всех специальностей университета с указанием факультета и плана приема на специальность. Список отсортировать в алфавитном порядке по двум ключам: названию факультета (первый ключ) и названию специальности (второй ключ).
В этом запросе не будет использовано условие выбора, поскольку в итоговый список войдет информация из всех записей таблиц ФАКУЛЬТЕТЫи СПЕЦИАЛЬНОСТИ. В разделе сортировки должно быть указано два ключа по порядку. Напомним, что в таком случае сортировка сначала происходит по первому ключу, и в случае совпадения у нескольких записей его значения они упорядочиваются по второму ключу.
Если в запросе используются поля из разных таблиц, то для их обозначения применяются составные имена, включающие разделенные точкой имя таблицы и имя поля в этой таблице.
Команда для данного запроса будет следующей:
.выбрать ФАКУЛЬТЕТЫ.ФАКУЛЬТЕТ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ.ПЛАН сортировать ФАКУЛЬТЕТЫ.ФАКУЛЬТЕТ по возрастанию, СПЕЦИАЛЬНОСТИ.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ по возрастанию
Результат выполнения запроса — таблица 1.15.
Запрос 2. Получить список всех абитуриентов, поступающих на юридический факультет, имеющих производственный стаж. Указать фамилию, город, специальность и стаж. Упорядочить по фамилиям.
В этом запросе должны использоваться четыре таблицы одновременно: АНКЕТЫ, СПЕЦИАЛЬНОСТИ, АБИТУРИЕНТЫ, ФАКУЛЬТЕТЫ. Условие выбора в этом запросе будет представлять собой логическое выражение, содержащее операцию логического умножения «И» — конъюнкцию. Подробнее способы записи логических выражений мы обсудим в следующем параграфе.
На гипотетическом языке запросов команда будет выглядеть так:
.выбрать АНКЕТЫ.ФАМИЛИЯ, АНКЕТЫ.ГОРОД, СПЕЦИАЛЬНОСТИ. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, АБИТУРИЕНТЫ. СТАЖ
где ФАКУЛЬТЕТЫ.ФАКУЛЬТЕТ= " Юридический " и АБИТУРИЕНТЫ.СТАЖ>0 сортировать АНКЕТЫ.ФАМИЛИЯ по возрастанию
В результате будет получена таблица 1.16.
В компьютерном практикуме вы научитесь реализовывать такие запросы в среде СУБД Microsoft Access. Кроме того, вы будете строить запросы на удаление записей, научитесь организовывать вычисляемые поля в запросах, создавать формы для ввода и просмотра таблиц, формировать отчетные печатные документы.
Домашнее задание
Выучить §8 стр.49-52
Выслать скриншот конспекта и ответы на вопросы личным сообщением учителю с именем Дата_Запросы_Фамилия и имя_ Группа.
Вопросы и задания
1. Что входит в понятие манипулирования данными в БД?
б) Какова цель запроса на выборку?
2. Напишите на гипотетическом языке запросов команду, формирующую таблицу расшифровки кодов специальностей. Строки должны быть упорядочены по возрастанию кодов.
В социальной сети Контакт https://vk.com/id281171004 преподаватель - Курбанова О.Н