1. Подготовка учителя к уроку
1.1. Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося.
1.2. Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.
1.3. Проводилась ли диагностика личностного развития обученности, воспитанности учащихся, как использовались результаты диагностики при постановке задач урока и определение его содержания.
1.4. Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.
1.5. Как учитель оценивает результаты работы отдельных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).
2. Организация у рока
2.1. Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реализации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.
2.2. Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужених интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.
2.3. Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или взаимный контроль или оценка. Какие роли выполняются учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.
2.4. Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.
2.5. Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.
3. Содержание
3.1. Какие ценности были положены в основу содержания обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.
3.2. Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока.
3.3. Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов, была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они проявили себя в этом выборе.
3.4. Содержание познавательной и практической деятельности учащихся на уроке. Какими способами этих видов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.
3.5. Какими способами личностного развития овладели учащиеся:
а) умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации;
б) коммуникативными умениями;
в) умением сотрудничества и взаимопомщи;
г) умением саморегуляции, самоконтроля и самодицисплины;
д) умением самопознания, рефлексии и др.
3.6. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.
3.7. Имели ли место дифференциация и интеграция содержания.
4. Технологии обучения
4.1. Как была организована самостоятельная, творческая работа учащихся.
4.2. Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.
4.3. Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.
4.4. Какими средствами и способами учитель осуществлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивидуальная поддержка.
4.5. Как осуществлялось развитие гуманитарного мышления учащихся.
4.6. Как предупреждались затруднения учеников и устанавливается обратная связь.
4.7. Какие из современных технологий обучения использовал учитель.
4.8. Каков эффект технологий, использованных учителем.
5. Экология урока
5.1. Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.
5.2. Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли дети.
5.3. Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха.
5.4. Эргономические условия.
5.5. Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников — с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся.
6. Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.
6.1. Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успехов в обучении.
6.2. Понимает ли педагог юношескую, детскую психологию, понимает ли поведение учащихся и все ли поступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.
6.3. Хорошими ли профессиональными знаниями владеет учитель, может ли выстроиться свою систему доказательств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.
6.4. Были ли на уроке педагогические находки, вдохновение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, индивидуальный педагогический почерк.
6.5. Умеет ли учитель гибко ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.
6.6. Не проявляет ли учитель раздражительности и недовольства детьми, не повышал ли на них голос, не нарушал ли норм общей и педагогической этики.
6.7. Как учитель относится к неверным ответам учащихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопросам учащихся.
7. Общая оценка урока как элемента системы личностно-ориентированного образования
7.1. Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвоении знаний.
7.2. Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуальному подходу к ученику.
7.3. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяевами урока, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.
7.4. Учитель использовал (не использовал) гуманистическую педагогическую технологию, реализовал (не реализовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную работу с классом с индивидуальной работой. Поощрял ли индивидуальные достижения.
7.5. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самооб разованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.
Анкета
Преподаватель глазами учащегося
1) Позволяют ли занятия приобрести необходимые знания и умения по предмету.
2) Последовательны ли и логичны занятия.
3) Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций.
4) Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории.
5) Вызывают ли занятия интерес к предмету.
6) Стимулирует ли активную и творческую работу.
Оценка личности учителя
1) Уверенно ли держится учитель перед аудиторией.
2) Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения.
3) Считается ли с мнением студентов.
4) Требователен ли.
5) Объективен ли в оценке знаний и умений.
6) Корректен ли и практичен.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что следует понимать под системой образования?
2. Какие социально-экономические и педагогические факторы влияют на развитие системы образования?
3. Какие тенденции являются все более определяющими в развитии системы образования в различных странах мира?
4. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуществлять в системе образования и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить качество обучения и воспитания?
5. В чем суть процесса обучения?
6. Главные критерии результативности и эффективности процесса обучения.
7. Определите предмет дидактики.
8. Сформулируйте основные закономерности обучения.
9. Какие образовательные технологии вам известны?
10. Каковы основные факторы, продиктовавшие необходимость компьютеризации обучения?
11. Дидактические основы компьютеризации.
12. Что такое урок и какими признаками он характеризуется?
13. Что общего и в чем различие между уроком и лекцией? Как вы понимаете такую форму, как урок-лекция?
14. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции.
15. Какие типы инноваций известны в системе образования?
16. Назовите «новые школы» XX века и раскройте их отличительные особенности.
17. Каковы тенденции развития университетского образования?
18. Какие новации осуществляются в высших учебных заведениях Азербайджана?
19. Перечислите глобальные тенденции в мировом образовании, проявившиеся к концу XX в.
20. Как понимается мировое образовательное пространство?
21. Какие свойства характерны для современного мирового образовательного пространства?
22. Какие тенденции характерны для современного образовательного пространства?
23. Назовите типы регионов по признаку их международного сотрудничества в области образования и по степени влияния на развитие образования в других странах мира.
24. Охарактеризуйте современные модели образования развитых странах мира.
25. По каким критериям можно провести классификацию педагогических технологий?
26. Каковы особенности классно-урочной технологии? Какие недостатки присущи традиционному обучению?
27. Чем отличается программированное и проблемное обучение?
28. Для чего и как используются игровые технологии?
29. Охарактеризуйте «развивающее обучение».
30. Что представляют собой личностно-ориентированные технологии обучения.
31. Информационные технологии - это дань моде или будущее педагогики?
32. Какие этапы разработки уроков и как провести анализ урока?
V РАЗДЕЛ