Характеристика НК РФ (структура)




Налоговый кодекс состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Часть первая
Раздел I. Общие положения.
Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативно правовые акты о налогах и сборах.
Глава 2. Система налогов и сборов с Российской Федерации.
Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях.
Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты.
Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внебюджетных фондов. Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внебюджетных фондов. Органов налоговой полиции, их должностных лиц.
Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц.
Глава 6. Органы налоговой полиции.
Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Глава7. Объекты налогообложения.
Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени.
Глава 10. Требование об уплате налогов и сборов.
Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль.
Глава 13. Налоговая декларация.
Глава 14. Налоговый контроль.
Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля.
Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.
Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов.
Глава 19. Порядок обжалования налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
Глава 20. Рассмотрение жалобы я принятие решения по ней.
Часть вторая
Раздел VIII. Федеральные налоги.
Глава 21. Налог на добавленную стоимость.
Глава 22. Акцизы.
Глава 23. Налог на доходы физических лиц.
Глава 24. Единый социальный налог (взнос).
Глава 25. Налог на прибыль организаций.
Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых.
Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы.
Раздел IX. Региональные налоги и сборы.
Глава 27. Налог с продаж.
Глава 28. Транспортный налог.
Глава 29. Налог на игорный бизнес.
Глава 30. Налог на имущество организаций.
Раздел X. Местные налоги.
Глава 31. Земельный налог.

 

4. Налоговые реформы. Налоговая реформа - ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы (налоговых отношений) на основе масштабной перестройки действующей системы налогообложения и изменения механизма управления ею в целях приведения ее в соответствие с новым содержание государственной налоговой политики.

При незначительных изменениях социально-экономической политики можно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное её соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.

Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. К таким преобразованиям вряд ли можно причислить налоговую реформу. В частности, большинство стран бывшего социалистического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а реформировать они их стали позже.

Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность. А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение налоговой системы в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политики государства.

История налогообложения знает достаточное количество налоговых реформ, всю совокупность которых принято классифицировать по трем основным признакам: по содержанию, целям проведения и продолжительности.

1. По содержанию. По этому признаку реформы подразделяются на системные и структурные.

При системной налоговой реформе проводится масштабное преобразование концептуальных и методологических положений всей системы налогообложения. В результате, как правило, коренным образом меняются: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.

Структурная налоговая реформа в наиболее общем виде представляет собой изменения налогообложения, преимущественно связанные со структурой налогов и организацией налогового администрирования. Эти налоговые преобразования призваны обеспечить прежде всего принципиальные изменения по определению базы налогообложения, установлению налоговых ставок, кардинальной перестройке механизма предоставления налоговых льгот и т.д.

2. По целям проведения. В зависимости от объема поставленных целей налоговые реформы подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.

При проведении ограниченно целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.

Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народно-хозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, а также избранными приоритетами.

3. По продолжительности проведения. По этому признаку реформы подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации - как правило, около трех лет. В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные преобразования, но в него вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, можно уменьшить налоговые ставки и достичь цели - снижения налоговой нагрузки.

Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило до восьми лет, позволяет проводить более существенные структурные преобразования. В то же время действующая система налоговых отношений не нуждается в значительной трансформации и, как следствие, в длительной адаптации.

Долгосрочная реформа, характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет, позволяет осуществить системные преобразования.

Столь значительная растянутость во времени налоговых преобразований обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств в такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 5.2 представлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.

Объективной предпосылкой налоговых преобразований является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру концепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объективная необходимость проведения реформы, происходит выбор целей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимости от сложности и количества поставленных целей проведение реформы может планироваться в один или несколько этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа (1986, 1988, 1990), в США - в два этапа (1981, 1986), в России - в три этапа (1991, 1998, 2001).

Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.

Подготовительный период - это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Он очень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается. Чтобы обеспечить успешное проведение реформы, необходимо ее квалифицированно спланировать и обосновать, разработать новое законодательство, подготовить общественное мнение. Реформа должна быть объективно необходима и поддержана народом, цели ее должны быть понятны.

Период проведения - непосредственная реализация налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному контексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.

Завершающий период - анализ полученных результатов реформы, оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достижения заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.

При анализе любой реформы следует отличать минируемую поэтапную реализацию от вынужденной поэтапной реализации. Вынужденная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей, а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу реформы. Тогда готовится реализация следующего этапа реформы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, то планируется третий этап.

Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому порой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как непрерывный процесс преобразований.

 

 

Преподаватель О.А. Заонегина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: