Общая характеристика организации работы участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних.




 

Следует признать, что на сегодняшний день, с учетом объективной действительности в России, основное внимание превентивной административной деятельности по предупреждению и пресечению деликтов не достигших совершеннолетия лиц сосредоточено на полиции. И это не удивительно, ведь полиция является последней ступенью в высокой иерархии субъектов государственного предупреждения безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних лиц, значение ее продуктивной работы заключается, с одной стороны, в нейтрализации тех неблагоприятных последствий, которые порождены неэффективностью профилактической деятельности остальных органов, учреждений и институтов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в претворении в жизнь превентивных мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело максимальные формы отклонения от норм поведения в социуме. И здесь у участковых уполномоченных полиции значительно больше полномочий административного принуждения, регламентированных федеральным законом «О полиции» и другими законодательными актами, чем у работников иных учреждений, занимающихся проблемами асоциального и незаконного поведения несовершеннолетних лиц. В соответствии с действующим законодательством современная система профилактики правонарушений лиц, не достигших 18-летия, может быть представлена тремя уровнями подразделений МВД России: Первый уровень – подразделения Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России; Второй уровень – подразделения аппаратов министерств внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений МВД России субъектов Российской Федерации; Третий уровень – подразделения городских, межрайонных, районных органов внутренних дел. Так, должностные лица Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России: – подвергают анализу состояние, строение и динамику противоправных проявлений несовершеннолетних лиц;

– готовят аналитические документы для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, следующие из исследования оперативной обстановки, по оптимизации административной деятельности органов и учреждений системы превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– принимают участие в выработке и претворении в жизнь федеральных комплексных целевых программ, федеральных и региональных профилактических мероприятий, сосредоточенных на профилактике деликтов среди молодых людей и защите прав детей, осуществляют мониторинг их исполнения; – реализовывают взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями МВД России, общественными союзами и религиозными организациями по вопросам предупреждения правонарушений не достигших совершеннолетия лиц; – выполняют подготовку необходимых материалов для рассмотрения вопросов, относящихся к предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при Министре внутренних дел и его заместителях;

– вырабатывают методические рекомендации практической направленности и обзоры по проблемам, затрагивающим профилактику деликтов несовершеннолетних лиц; – осуществляют инспектирование, контрольные проверки, комплексные выезды в Министерства внутренних дел, Главные управления МВД России, Управления МВД России субъектов Российской Федерации в целях детального обследования, оказания им практической и методической помощи, целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, обеспечения фактического исполнения органами внутренних дел законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также МВД России по вопросам профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних; контролируют проведение подчиненными зонального и линейного контроля. На втором уровне, в аппаратах министерств внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений МВД России субъектов Российской Федерации в составе полиции по охране общественного порядка функционируют управления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, которые в целях организационно-методического обеспечения и контроля за работой в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел и центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей:

– собирают информацию о состоянии, структуре и динамике административных проступков несовершеннолетних на территориях, объектах, обслуживаемых подчиненными территориальными органами внутренних дел, анализируют ее, исследуют результативность принимаемых ими мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений несовершеннолетних и в отношении них;

– готовят для направления в органы государственной власти аналитические материалы о состоянии административных деликтов и преступности среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки, по повышению эффективности работы по предупреждению правонарушений, не достигших 18-летия лиц;

– принимают участие в разработке и проведении комплексных специальных операций по превенции деликтов несовершеннолетних лиц; – оказывают методическую и практическую помощь участковым уполномоченным полиции, подразделениям по делам несовершеннолетних, подчиненным территориальным органам внутренних дел и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в организации работы по упреждению административных и других деликтов среди несовершеннолетних, оптимизации форм и методов этой деятельности; – осуществляют проверки по фактам совершения несовершеннолетними: двух и более преступлений в период испытательного срока при условном осуждении или отсрочки исполнения наказания либо во время предварительного следствия, когда в отношении обвиняемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных в составе противоправной группы; преступлений, совершенных с крайней жестокостью, а также вызвавших большой резонанс в обществе;

– проводят зональный, линейный и кураторский контроль в отношении подчиненных подразделений. Сотрудники подразделений второго уровня ответственны за организацию работы подведомственных им территориальных органов внутренних дел и для обслуживания непосредственно территории не привлекаются. В управлениях (отделах) внутренних дел города, межрайонного подразделения, района, района в городе или иного муниципального образования функционируют отделы (отделения, группы) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, сотрудники которых выполняют следующие функции: – проводят персональную профилактическую работу в отношении установленных категорий несовершеннолетних;

– осуществляют поиск лиц, втягивающих несовершеннолетних в совершение неправомерных действий и преступления или совершающих в их отношении противозаконные деяния, а также родителей или законных представителей детей и должностных лиц, не исполняющих или недолжным образом исполняющих свои конституционные обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, и вносят рекомендации о применении к ним установленных законодательством профилактических и карательных мер воздействия;

– реализовывают в пределах своей компетенции меры по обнаружению подростков, объявленных в розыск, а также детей, нуждающихся в помощи государства, и направляют их в соответствующие органы или учреждения преимущественно системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– рассматривают заявления и сообщения об административных проступках несовершеннолетних, социально опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает ответственность по уголовному законодательству, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей;

– принимают участие в подготовке документальных материалов по определенным категориям несовершеннолетних лиц, совершивших правонарушения, для рассмотрения вопроса об их помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; – участвуют в сборах материалов, требуемых для направления в суд о возможности применения к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер юридического воздействия;

– представляют в уголовно-исполнительные инспекции Минюста России предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых выполняют данные учреждения, требуемых дополнительных мер юридического воздействия;

– оповещают заинтересованные органы и учреждения об антисоциальных действиях, безнадзорности, беспризорности, попрошайничестве и административных деликтах, не достигших 18 лет лиц, о первопричинах и об условиях, способствующих данным деструктивным явлениям;

– в рамках своей компетенции осуществляют соблюдение и протекцию прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Реализовывая общую превенцию деликтов несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции аккумулируют и анализируют сведения о состоянии борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних на закрепленном участке работы; предсказывают тенденции распространения отрицательных факторов, влияющих на динамику превенции деликтов несовершеннолетних лиц; вырабатывают, с учетом складывающейся оперативной обстановки, перспективные планы мероприятий, направленные на предупреждение и пресечение деликтов несовершеннолетних, и вносят на их основе в государственные и общественные организации предложения об оптимизации профилактической работы заинтересованных ведомств. Кроме того, они должны систематично проводить рейды и поисковые операции для обнаружения мест сосредоточения подростков с противоправной направленностью, принимать участие в операциях, проводимых иными службами органов внутренних дел по предупреждению детского травматизма, выявлению мест незаконного выращивания растений, содержащих наркотические вещества, и притонов потребления несовершеннолетними наркотических средств и психотропных веществ. В целях роста правовой грамотности подрастающего поколения, участковые уполномоченные полиции обязаны выступать с беседами на юридические темы в школах, рабочих коллективах, на сходах и собраниях граждан по месту жительства, учреждать регулярные встречи, собрания детей и их родителей из социально неблагополучных семей, с руководством органов внутренних дел, представителями прокуратуры. Сверх того, участковые уполномоченные полиции должны поддерживать тесную связь с дознанием и следствием, в чьем производстве могут находиться материалы в отношении несовершеннолетних лиц; с центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и другими службами полиции, которые при обнаружении несовершеннолетнего правонарушителя обязаны в кратчайшие сроки направлять в подразделения по делам несовершеннолетних и участковому уполномоченному полиции по месту его жительства соответствующую справку на выявленное лицо с краткой характеристикой сущности проступка, допущенного несовершеннолетним, а следователи или дознаватели – копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении по нереабилитирующим основаниям, материалы в отношении не заключенных под стражу обвиняемых несовершеннолетних лиц. Уголовно-исполнительные инспекции оповещают подразделения по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции о молодых людях, осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Информацию о неправомерном поведении не достигших 18-летнего возраста лиц участковые уполномоченные полиции получают также и в ходе встреч с гражданами и должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления, посещений учебных и лечебных учреждений, при рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации граждан, поступившей в полицию, а также посредством личного сыска. Несовершеннолетние, совершившие административные и иные правонарушения, могут быть доставлены в дежурную часть территориального органа внутренних дел или в служебные помещения участковых уполномоченных полиции и инспекторов полиции по делам несовершеннолетних на срок не более трех часов. При доставлении устанавливаются данные, отражающие его личность, информация о родителях или заменяющих их лицах, методах и условиях воспитания, обучения, в необходимых случаях составляются материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности. О задержании лица, не достигшего 18-летия, непременно сообщается его родным или законным представителям. По завершении разбирательства подростка передают в утвержденном порядке родителям или законным представителям, о чем в обязательном порядке делается письменная запись в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, с уточнением времени передачи и имени взрослого лица, который забрал несовершеннолетнего. Участковые уполномоченные полиции при проведении индивидуальной упредительной деятельности с лицами, не достигшими совершеннолетия, уточняют их образ жизни, связи и намерения, растолковывают последствия совершения ими неправомерных действий, обнаруживают и в установленном порядке принимают меры по уменьшению причин совершения несовершеннолетними деликтов, а также в пределах своей компетенции привлекают к различным видам юридической ответственности взрослых, вовлекающих подростков в совершение антиобщественных деяний, административных проступков и преступлений. Участковые уполномоченные полиции привлекают к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями совершеннолетних лиц, способных оказать на них положительное влияние, решают в процессе координации деятельности с иными органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних проблемы по организации оздоровительного досуга, обучения и труда. При обнаружении жестких нарушений законных прав и свобод лиц, не достигших восемнадцати лет, участковые уполномоченные полиции в кратчайшие сроки передают информацию в прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, а также иные государственные органы и учреждения, принимающие участие в профилактике правонарушений несовершеннолетних лиц. Начальник территориального органа внутренних дел, его заместители, начальник отдела по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетний обязаны непрестанно анализировать детерминанты несвоевременного выявления и постановки на учет несовершеннолетних, совершивших умышленные преступления, по возможности, не реже одного раза в квартал заслушивать отчеты сотрудников разных подразделений территориального органа внутренних дел по обнаружению данных молодых людей и о мерах по оптимизации данной административной деятельности. Наряду с общей превентивной работой, реализуемой участковыми уполномоченными полиции, масштабную роль в важнейшем деле предупреждения деликтов несовершеннолетних играет и специальная профилактика, которая направлена на превенцию отдельных видов противозаконного поведения личности и ее протекции от отрицательного влияния окружающей среды. Полицейским, эффективно претворяющим в жизнь профилактические мероприятия по каждому виду специальной профилактики, рационально вести комплексный учет проводимых мероприятий и аккумулировать собранную информацию в рабочих тетрадях и накопительных делах. На участковых уполномоченных полиции (в отсутствии инспектора по делам несовершеннолетних) возложена и обязанность осуществлять первоначальные действия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей или их законных представителей. При доставлении таких детей в территориальные органы внутренних дел или служебные помещения участковых уполномоченных полиции составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным территориального органа внутренних дел. На подкинутых детей акт составляется в нескольких экземплярах, один из которых регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Касательно заблудившихся детей, отметим, что в отношении их акт составляется в трех экземплярах, один остается в органе внутренних дел, один направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, третий экземпляр в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защиты населения. Наиболее подготовленные участковые уполномоченные полиции, чаще всего это старшие участковые уполномоченные полиции, наряду с профилактической работой на закрепленной за ними территории (зоной обслуживания), ведут еще и одно из направлений или линий деятельности, например, по предупреждению групповой преступности несовершеннолетних, то есть работа таких сотрудников может строиться по линейно-зональному принципу. Подводя промежуточные итоги, отметим, что основная часть работы в области предупреждения административных и иных деликтов лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью исключительно органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Основополагающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение административных и иных правонарушений несовершеннолетних требует совокупного подхода, агломерации усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего, специального и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: