ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Педагогика

УДК: 378.2

Старший преподаватель, Гавриш Антонина Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Республики Крым «Крымский республиканский институт

постдипломного педагогического образования»

(г. Симферополь)

ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Урок технологии – урок, который должен отличаться от урока трудового обучения, который был в учебном плане в начальных классах. Данная статья акцентирует внимание на развитии творческого мышления у младшего школьника через организацию дизайнерской деятельности при выполнении содержания программы по данному предмету.

Ключевые слова: дизайнерская деятельность, дизайн, творческое мышление, предметная среда, деятельностный подход, методы организации дизайнерской деятельности, композиция.

Annоtation. Technology lesson – a lesson which has to differ from a lesson of labor training which was in the curriculum in initial classes. This article focuses attention on development of creative thinking in the younger school student through the organization of design activity at implementation of the contents of the program for this subject.

Keywords: designactivity, design, creativethinking, subjecten vironment, activity approach, method softhe organization of designactivity, composition.

Введение. Дизайн все больше и больше входит в нашу жизнь. Это закономерно, так как сегодня все больше и больше духовная жизнь человека крепко связана не с природой, а с предметами окружающей обстановки, которые он сам для себя создает. Духовно-эстетическая значимость окружающей предметной среды увеличивается с каждым днем и оказывает огромное влияние на формирование сознания и мировоззрения человека. Обеспечение положительного восприятия человеком окружающей обстановки находится в прямой зависимости от эстетической организации этой обстановки. Уже в младшем школьном возрасте ребенок ощущает и осмысливает на себе это влияние: приятно-неприятно, красиво-некрасиво, комфортно-некомфортно, что влияет на его эмоциональную сферу, всестороннее развитие, на ценностно-смысловое восприятие окружающего мира и себя в этом мире. Поэтому у ребенка появляется потребность в организации окружающей среды, которую для него может осуществить взрослый. Но современные условия диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать все жизненные проблемы самостоятельно. В связи с этим следует обратить внимание на новое направление художественного воспитания детей младшего школьного возраста – детский дизайн, который даёт огромнейший простор детскому творчеству, перспективы на организацию дизайнерской деятельности, что позволит дать детям необходимую подготовку в области разработки гармонической предметной среды в соответствии с технической эстетикой (дизайном). Обучение – это настоящая жизнь ребенка, а не подготовка к ней, и поэтому уже в младшем школьном возрасте необходимо научиться быть интересным для других как внутренне, так и внешне. Не нужно ничего откладывать на потом, уже сейчас младший школьник должен научиться мыслить неординарно, интересно, создавать, используя предлагаемые ему на уроке техники для создания «уникальных» вещей, что будет способствовать формированию творческой личности.

Формулировка цели статьи. Дизайнерская деятельность предусматривает характерные понятия и определенные правила ее организации. Поэтому необходимо рассмотреть содержание, условия, компоненты и методику организации данного вопроса на уроке технологии в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Современная школа намного повысила роль мышления. Она требует от ученика не просто усвоенные за учителем знания, умения, навыки, усвоить известные способы решения ученических задач, выработанных человечеством на протяжении многих веков, но и овладеть творческим подходом к решению любой учебной или творческой задачи, развивать устойчивые познавательные интересы и внутренние мотивы учения, потребность в постоянном самоизменении. Поэтому организация дизайнерской деятельности возможна только на основе деятельностного метода, принявшего сегодня лидирующее положение в образовании. Только у столкнувшегося с проблемой школьника появится потребность и мотив создавать что-то новое, решать художественно-конструкторские задачи, которые включают: умение видеть духовно-содержательное начало вещей через их дизайнерские качества, анализировать их природу создания; умение самостоятельно наблюдать природу и окружающую предметную среду через оценочные суждения о эстетическом соответствии, включение особых установок на творческую деятельность. Период обучения в начальной школе благоприятен в данном вопросе, так как смелое художественное творчество может стать и, чаще всего, является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, учитель незаметно для самого ребенка развивает воображение и способности к художественно-конструктивной (дизайнерской) деятельности, которая проходит определенные шаги в своем формировании. Вначале при решении проблемной ситуации дизайнерская деятельность носит стихийный характер. Школьник, используя прием проб и ошибок ищет вариант ответа на поставленную творческую задачу. Очень часто вариантов бывает много, поэтому через пробы, которые занимают достаточное время, он находит правильное решение. С целью более быстрой реакции в решении проблемной ситуации, необходимо ребенка научить мыслить с опорой на алгоритмические приемы умственной деятельности, включающей не простое выполнение зафиксированных шагов, а выполнение логических действий, что характеризует дизайнерскую деятельность как элементарное творческое мышление. Получив опыт работы на основе выполнения действий по соответствующим алгоритмам, младший школьник готов дизайнерскую деятельность выполнять в системе: выделять проблему, ставить задачу на совершенствование своих действий, креативно действовать в достижении поставленной цели, самостоятельно контролировать процесс и оценивать результат, что характеризует ее как сформированное системное творческое мышление, которое в современной литературе называют дизайнерским мышлением.

Дизайнерская деятельность опирается на следующие параметры мышления: конструктивность, целесообразность, рациональность, гибкость и вариативность, оригинальность, чутье стиля, способность к проектированию. Конструктивность – это умение выделить важное и опустить несущественное, определить эффективные пути решения проблемы и логичность выполняемых действий. Целесообразность – умение видеть и понимать взаимосвязь между поставленной задачей и собственным замыслом с целью качественного достижения поставленной цели. Рациональность - выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, его практическая направленность. Вариативность и гибкость - способность высказывать многообразие идей и выбирать самое эффективное. Оригинальность - это новая идея, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности. Чутье стиля - понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем, включая цветовую гармонию. Способность к проектированию – умение описать внешний вид и функционирование полученного изделия, что ведет к осознанию способов создания эстетически правильного изделия, которое будет гармонировать с окружающей средой.

С целью правильного понимания содержания дизайнерской деятельности школьнику необходимо дать знания: что такое дизайн, что данное понятие включает, что нужно делать, чтобы получать интересные результаты. Ярким является определение, данное в литературе Н.М. Конышевой: «Дизайн-это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов». Дизайн включает два аспекта:

- утилитарный, который предполагает качество, техническое совершенство, практичность, технологическую целесообразность, экономическую эффективность;

- эстетический, который отражает внешнюю привлекательность, оригинальность исполнения, не стереотипность.

Чтобы показать ребенку роль дизайна в жизни человека, на уроке технологии

необходимо продемонстрировать, что эстетическое начало есть во всех окружающих нас предметах, и жизнь станет еще интересней, если каждый человек научиться создавать красивые вещи. С этой целью необходимо продемонстрировать условия создания красивой вещи, которые и являются правилами дизайнерской деятельности:

- сочетание цветов;

- единство цвета и формы;

- сочетание материалов;

- сочетание материала и формы;

- соответствие формы назначению;

- пропорциональность различных форм в композиции.

При изготовлении открытки к Новому году учащимся 1 класса были предложены шаблоны разной формы, цвета, величины деталей открытки: елки, игрушек для украшения елки, поздравительных слов, деталей для создания фона. В основном решения детей были традиционными: большая зеленая елка в центре, на ней различные по величине игрушки, поздравительная надпись над елкой, под елкой – подарки. После выполнения данной работы ученики под руководством учителя провели анализ выполненных работ: работы красивые праздничные, но таких много, поэтому оригинальными, интересными их не назовешь. Дальнейший поиск привел к очень интересным индивидуальным результатам. Обучая ребенка создавать гармоничные и интересные вещи, учитель формирует у него зрительную память, основанную на правильном зрительном восприятии, благодаря которому полученную информацию тот сможет применять при самостоятельной работе, творческое воображение, умение планировать свои действия, изменять их в зависимости от изменения цели, выполнять логические действия. Следует помнить, что дизайнерская деятельность ребенка должна опираться на знания и умения репродуктивного характера: знать соответствующую терминологию, уметь обращаться с инструментами при работе с различными материалами, знать свойства материалов и простые технологии работы с ними, уметь анализировать поставленные трудовые задачи, планировать и применять знания на практике. Поэтому необходимо научить ребенка просто работать вначале под руководством взрослого, потом постепенно перейти к самостоятельной работе, постепенно вводя элементы творчества.

Можно выделить наиболее применяемые учителем на уроке формы организации работы учащихся по созданию новых для них изделий.

1. Выполнение работы под руководством учителя. Учитель демонстрирует и просит сразу же за ним выполнить детали, отрабатывая сразу техники работы с материалом, показывает приемы соединения деталей, порядок и правила отделки изделия. Данная форма работа будет обязательной при освоении каждой новой техники, при работе с каждым новым материалом и, конечно же, в начале 1 класса, когда у учащихся нет достаточного практического опыта в работе с материалами и соответствующими инструментами. Таким образом, организованная репродуктивная деятельность готовит ребенка к самостоятельной творческой работе, к дизайнерской деятельности.

2. Выполнение аналогичной работы. Данное задание школьник может получить только после того, как под руководством учителя при изготовлении изделия освоил требования к выполнению изделия из такого же материала при помощи таких же инструментов. Детям предлагается изготовить изделие, которое имеет несколько другое назначение или несколько более сложное. При решении данной поставленной задачи и выполнении последующих творческих видов работ ученик должен уметь опираться на уже имеющиеся знания, на приобретенные умения и навыки, так как они служат основой для усвоения новых знаний, расширяют возможность для эксперимента, для умения применять их на практике. Составление плана действий (алгоритма) при выполнении изделия уже на этом этапе позволит ребенку работать самостоятельно. А работа над дизайном уже на этом этапе будет развивать у детей продуктивное мышление, которое лежит в основе процесса творчества.

3. С целью обучения самостоятельной работе необходимо ввести и такую форму организации труда ребенка на уроке технологии, как изготовление изделия по письменным или знаковым (графическим) его описаниям, включающим общие требования к изготовляемому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к внешнему виду и т.д.).

4. Следующая форма может быть предложена ребенку только после выполнения предыдущих видов работы. Это изготовление по данному учителем образцу. Учащиеся рассматривают образец и анализируют, где применяется данное изделие, из какого материала оно изготовлено, из каких деталей состоит, как соединяются детали, определяют алгоритм действий при воспроизведении данного образца.

4. Изготовление изделия по требованиям к готовому изделию. Учащемуся указывается назначение изделия и функции, которые оно должно выполнять. На этом этапе перед ребенком разворачивается огромное поле творчества, где он может применить весь свой опыт, и в то же время предложенные условия помогают ему придумать конкретную вещь, наделив ее индивидуальными эстетическими качествами.

5. Изготовление изделия по заданным условиям. Детям даются условия, которым должно соответствовать изготовляемое изделие: размер, направленность, практическое назначение и т.д.

6. Изготовление изделия по собственному замыслу. Этот вид деятельности направлен на самостоятельное конструирование (изобретение): ребенок сам рассматривает задание, сам изобретает его конструкцию, подбирает материал, определяет форму, рассматривает все возможные варианты дизайна, применяя при этом все ранее усвоенные приемы трудовых и дизайнерских действий.

При организации любого творческого замысла учителю необходимо обратить внимание детей на то, что любой предмет, изготовленный грамотно человеком, имеет свою форму, композицию, цвет, материал, размер. Если не знать и не применять правила дизайна, то изделие может получиться некрасивым или просто неинтересным. Выполняя любую работу, школьник должен думать не только о ее практичности, а и о том, как она выглядит. Процесс создания нового собственного изделия состоит их этапов: процесс создания замысла и процесс его выполнения. Вначале необходимо продумать весь ход предстоящей деятельности по изготовлению изделия, составить алгоритм, по которому она будет проходить, с учетом конечной цели, как изделие будет выглядеть (лучше несколько вариантов, что позволит сделать выбор в сторону самого интересного). На втором этапе необходимо поставить акцент на анализе и следовании каждому пункту алгоритма, предварительно обучив учащихся анализу серии образцов, составляющих определенных практических действий с материалами, их свойствами, обучив действиям пооперационного и предупредительного самоконтроля (рассмотреть на нескольких готовых образцах допущенные ошибки или проговорить возможные ошибки, разобрать, к чему они приведут), видению законченности воплощения идеи или несовершенства изделия. Особенно важным является процесс оценки уже воплощенной идеи. Необходимо быть крайне внимательным и тактичным, от этого будет зависеть в дальнейшем мотивация ребенка на креативную деятельность, которой и является дизайн. Оценивание нужно начинать с положительных моментов, опираясь на самоанализ творца, как индивидуально, так и коллективно. А вот ошибки нужно рассматривать индивидуально, демонстрируя ученику, как вариантные, правильные решения. При анализе выполненных работ необходимо оценивать их выразительность, оригинальность, самостоятельность выполнения. Следует так же помнить, что на уроке технологии оценка должна быть дифференцированной и протекать должна не в сравнительной форме с работами других учащихся класса.

При организации образовательного процесса на уроке технологии учителю нужно максимально уделить внимание созданию условий для творчества: уделить внимание вопросам техники безопасности, снять у учащихся беспокойств за сам процесс и за результат, быть внимательным и тактичным при коррекции действий ученика и оценке результата работы, что является важным условием создания условий творчества. Только уверенность в том, что любой результат будет интересен окружающим, позволит младшему школьнику действовать смело, уверенно, демонстрировать собственные креативные находки.

С целью создания творческой обстановки на уроке технологии в зависимости от подготовки класса ведущими должны стать частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы, которые описаны в педагогической литературе, не вычеркивая из творческого процесса вопросов техники безопасности при работе с материалами и использовании инструментов. Необходимо активно применять на уроке и все формы организации учебной деятельности: групповую при работе над большим проектом, где ребята учатся умению сотрудничать на основе общего плана; парную при работе над небольшим проектом или оценке уже выполненной работы; индивидуальную, в процессе которой ученик реализует свой собственный замысел. С целью организации дизайнерской деятельности на уроке необходимо как можно больше создавать проблемных учебных задач, требующих практических попыток использовать разные способы решения с целью нахождения наиболее практичных и необычных способов их решения. Особенно интересна работа при изготовлении тематических композиций. Здесь школьнику нужно поработать и с цветом, и с формой, и с подбором материалов, поэтому он должен знать правила создания композиции.

1. Объединение по гармоничным признакам: цвету, форме, материалу, размеру.

2. Определение наиболее важного признака композиции.

3. Включение контрастов, которые и придадут композиции изюминку-необычность.

4. Группировка в композиции элементов по 2-3, избежание «пустых» мест.

5. Соблюдения закона ограничения: не более трех элементов в цвете, форме, деталях (крупных), материале.

6. Обеспечение свободного и гармоничного фона: есть оправданное пространство между отдельными элементами, группами.

7. Группы, элементы связаны между собой общей идеей, ритмом, пластикой, линией (смотрятся естественно под определенным ракурсом).

8. Соблюдение оптического равновесия: правильное размещение крупных, темных, тяжелых форм относительно мелким, светлым, легким.

9. Соблюдение правил передачи в изделии движения, изменения, перспективы.

10. Соблюдение правил передачи объемности, перспективы, стереоскопичности при помощи форм, материала, размера, цвета.

11. Понимание и правильное применение симметрии и асимметрии.

12. Использование возможности эксперимента, который очень часто дает эффектный результат.

Творческой атмосфере, высокому уровню организации дизайнерской деятельности способствует окружающая обстановка: санитарно-гигиенические нормы, интерьер помещения, оформление используемых пособий, внешний вид учителя.

С целью реализации данного направления необходимо содержание курса технологии дополнить задачами:

- расширение кругозора о гармоничном единстве окружающего мира и профессии дизайнера, который искусственно создает предметную среду;

- развитие творческих способностей личности в области дизайнерской деятельности, художественного вкуса;

- воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

Выводы. Дизайнерская деятельность – один из видов художественного творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, развитию художественного вкуса, формирует творческий потенциал личности, и, конечно же, позволяет отработать, закрепить, систематизировать и обобщить знания, умения и навыки, полученные детьми на основе уже приобретенного практического опыта на уроках технологии или во внеурочной деятельности. Именно этот вид деятельности будет способствовать развитию неординарной интересной личности, умеющей грамотно и со вкусом влиять на предметную среду, уверенной в своих действиях, аргументирующей все свои начинания.

 

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.М. Конышева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

3. Волосатова И.Ю. Особенности проявления художественно-творческих способностей младших школьников [Текст] / И.Ю. Волосатова // Начальная школа, 2007. – № 6. – С. 62-65.

4. Григорович Л. Формирование элементов творческого системного мышления на начальном этапе становления личности [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов. / Л. Григорович. – М.: АСТПРЕСС, 2008. – 264 с.

5. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда [Текст] / Г.П. Калинина //Начальная школа. – 2005. – № 5. – С.26-30.

6. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах [Текст]: пособие для учителя / И.Г. Майорова. – М.: Просвещение, 2000. – 214 с.

7. Капинос В.Г. Дизайнерское образование в начальной школе [Текст] / В.Г. Капинос // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 57.

8. Степаненко Г.В. Принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников [Текст] / Г.В. Степаненко. // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 9-12.

9. Дизайн-образование в школе [Электронный ресурс]: Центр современных методик преподавания. – Режим доступа: https://www.dioo.ru/poleznyie-stati/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: