Порядок выполнения расчета




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

 

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ГОДОВЫМИ ВЫБРОСАМИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Цель работы

Ознакомление с одним из способов взимания платы за нанесение ущерба окружающей среде на примере расчета экономического ущерба, причиненного годовыми выбросами предприятий автомобильного транспорта.

 

Теоретические сведения

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются автомобили и другие виды транспорта. Выбросы автотранспорта составляют около половины выбросов антропогенного происхождения. Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарении из топливных систем и при заправке.

Автомобильные выхлопные газы – это смесь примерно 200 веществ. В состав выбросов помимо азота, кислорода, диоксида углерода и воды входят такие вредные компоненты, как оксид углерода, углеводороды, диоксиды азота и серы, а также твердые частицы. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. Очень опасной составной частью выхлопных газов автомашин являются соединения неорганического свинца, образующиеся при сгорании в двигателе автомобиля тетраэтилсвинца, который добавляют к бензину для повышения октанового числа. В выбросах дизельного транспорта свинец отсутствует.

Выбросы основных загрязняющих веществ (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды) существенно ниже в дизельных двигателях (таблица 1), поэтому их принято считать более экологичными. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, а сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами,которые очень опасны и способствуют заболеванием раком.

Для снижения экологического ущерба от выбросов автотранспортных средств необходимо повышение экономичности двигателей внутреннего сгорания. Технические методы повышения экономичности двигателей, не требующие принципиальных изменений в конструкции автомобиля:

1) улучшение процесса впуска и выпуска газов;

2) улучшение процесса сгорания топлива;

3) снижение механических потерь.

Одним из основных организационных направлений снижения удельного расхода топлива является повышение производительности подвижного состава за счет увеличения грузоподъемности, расширения использование прицепов, уменьшения пробегов и непроизводительных простоев.

 

Порядок выполнения расчета

1 Ущерб, причиненный годовыми выбросами автотранспортных средств (АТС), можно рассчитать по формуле:

 

У = g × s × f × М, тенге/год (3.1)

 

где - множитель, численное значение которого равно 2,4 тенге/усл. год;

- величина, значение которой определяется в соответствии с таблицей 6.3.1;

f - коэффициент, значение которого для АТС равно 10;

М - приведенная масса годового выброса, величина которого определяется по формуле 3.2.

 

Таблица 6.3.1 - Значение показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над территориями различных типов

Тип загрязнения Значение
Курорты, санатории, заповедники, заказники  
Пригородные зоны отдыха, садовые товарищества  
Населенные места с плотностью населения 100 чел/га  
Территории промпредприятий, включая СЗЗ  
Леса: 1 группа Леса: 2 группа Леса: 3 группа 0,2 0,1 0,025
Пашни: южные зоны (южнее 50 с.ш.) Пашни: прочие районы 0,25 0,1
Сады, виноградники 0,5
Пастбища, сенокосы 0,05

 

2 Значение приведенной массы М годового выброса определяем по формуле:

, усл. т/год (3.2)

где - показатель относительной агрессивности примеси i–го вещества, (принимается по таблице 6.3.2);

Мi - масса годового выброса вредной примеси i–го вида, т/год.

 

Таблица 6.3.2 – Значение величины Аi для некоторых веществ, выбрасываемых в атмосферу

 

Вещества Аi, усл. т/т
Оксид углерода  
Оксиды азота в пересчете на кислород 41,1
Углеводороды (по углероду) 1,5

 

3 Масса годового выброса вредной примеси i–го вида определяемая по формуле:

 

, т/год (3.3)

 

где - удельный выброс i–го вида примесей на 1 км пробега автомобиля, г/км (таблица 6.3.3);

- пробег автомобилей предприятия за год, км;

К123 – коэффициенты влияния среднего возраста парка автомобилей, уровня технического состояния, природно-климатических условий соответственно, приведены в таблице 6.3.4.

 

Таблица 6.3.3 – Удельные выбросы загрязняющих веществ на 1 км пробега автомобиля в граммах

Группы автомобилей Оксид углерода Углеводороды Оксиды азота
С бензиновым двигателем 1,5 13,3  
С дизельным двигателем   6,4 8,5

 

4 Пробег автомобилей за год рассчитывается по формуле:

 

Lг = Li × n, км (3.4)

 

где Li – годовой пробег одного автомобиля, км;

n – количество автомобилей на предприятии, шт.

 

Таблица 6.3.4 - Значение коэффициентов влияния К123

Группы автомобилей Загрязняющие вещества Коэффициенты влияния
К1 К2 К3
Автомобили с бензиновым двигателями СО СН NОХ 1,38 1,2 1,0 1,69 1,86 0,8 1,2 1,2 1,2
Автомобили с дизельными двигателями СО СН NОХ 1,0 1,0 1,0 1,8 1,0 1,0 1,2 1,2 1,2

4 Вывод: Сколько составил годовой экономический ущерб от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом предприятия в тенге.

 

Пример расчета

Рассчитать годовой экономический ущерб от выбросов автотранспорта, если известно, что годовой пробег бензиновых автотранспортных средств по территории курорта составил 220000 км, дизельных – 134000 км. Количество автомобилей с бензиновыми двигателями – 15, с дизельными – 10.

 

1 Сначала находим годовой пробег автомобилей по формуле (3.4):

с бензиновыми двигателями:

L = 220000 × 15 = 3300000 км

с дизельными двигателями:

L = 134000 × 10 = 1340000 км

 

2 Определяем массу годового выброса по формуле (3.3):

для бензиновых двигателей

МСО = 1,5 × 3300000 × 1,38 × 1,69 × 1,2 × 10-6 = 13,9 т/год

МСН = 13,3 × 3300000 ×1,2 × 1,86 × 1,2 ×10-6 = 117,6 т/год

МNОх = 8 × 3300000 × 1 × 0,8 × 1,2 × 10-6 = 25,3 т/год

для дизельных двигателей:

МСО = 15 × 13400 × 1 × 1,8 × 1,2 × 10-6 = 4,3 т/год

МСН = 6,4 × 13400 ×1 × 1 × 1,2 ×10-6 = 1,0 т/год

МNОх = 8,5 × 13400 × 1 × 1 × 1,2 × 10-6 = 1,4 т/год

 

3 Определяем приведенную массу годового выброса от автотранспорта по формуле (3.2):

М = (13,9 + 4,3) ×1 + (117,6 + 1,0) ×1,5 + (25,3 + 1,4) × 41,1 = 18,2 + 177,9 + 1097,37 = 1293,47 т/год

 

4 Экономический ущерб рассчитываем по формуле (3.1):

У = 2,4 × 10 × 10 × 1293,47 = 310432,8 тенге

 

Вывод: Годовой экономический ущерб от выбросов в атмосферу загрязняющих веществ автотранспортом предприятия на территории курорта составил 310432,8 тенге.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: