И.Ш. Мадышев, И.Ш. Мадышева, Н.В. Карпова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
(Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения по специальности «Ветеринария»)
КАЗАНЬ 2020
УДК 331:33:372.8
Мадышев И.Ш. Сельскохозяйственная экономика, управление коммерческим предприятием / И.Ш. Мадышев, И.Ш. Мадышева, Н.В. Карпова // Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов очной формы обучения по специальности «Ветеринария» – Казань, Казанская ГАВМ имени Н.Э.Баумана. – 2020. – 27с.
Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы составлено в соответствии с учебным планом по специальности «Ветеринария» и предназначено для студентов факультета ветеринарной медицины очной формы обучения.
Выполнение курсовой работы предусматривает самостоятельное проведение экономического анализа конкретной производственной ситуации, выявление тенденций и закономерностей развития экономических отношений в сельском хозяйстве, установление степени влияния факторов на эффективность хозяйственной деятельности, обоснование мероприятий по решению возникших проблем, составление бизнес-планов развития предприятий и отдельных животноводческих отраслей.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений агарного профиля, специалистов и фермеров.
Рецензенты:
Мусташкина - Д.А. - доцент кафедры экономики и управления «Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации»
Акмуллин А.И. - доктор ветеринарных наук, профессор кафедры организации ветеринарного дела ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»
Рекомендовано к печати Ученым советом факультета биотехнологии и стандартизации от _________ 2020 г., Протокол № __
© Мадышев И.Ш., Мадышева И.Ш., Карпова Н.В. 2020 г.
© федеральное государственное бюджетное образователь-
ное учреждение высшего образования «Казанская
государственная академия ветеринарной медицины
им. Н.Э. Баумана», 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Целькурсовой работы – закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в процессе освоения студентами дисциплины «Сельскохозяйственная экономика, управление коммерческим предприятием» и самостоятельного изучения литературных источников, развитие навыков самостоятельного решения проблем производственной и экономической деятельности хозяйствующего субъекта, выявление способности студента к теоретическому анализу и склонности к научно-исследовательской работе посредством разработки бизнес-плана для конкретного сельскохозяйственного предприятия.
Задачикурсовой работы:
1) привить студенту навыки подбора и изучения литературы, методических рекомендаций, источников информации о производственно - хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия;
2) научить студента самостоятельно оценивать финансовое положение сельскохозяйственного предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;
3) развить умение студента правильно оформлять результаты исследования, сочетая письменное изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков;
4) научить студента самостоятельно систематизировать и анализировать конкретный материал и на этой основе формулировать соответствующие выводы и предложения с обоснованием их эффективности.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Для организации выполнения курсовой работы преподаватель разрабатывает индивидуальное задание для каждого студента.
Студент должен собрать необходимые данные по материалам годовой и статистической отчетности сельскохозяйственного предприятия и провести сравнительный анализ результатов хозяйственной деятельности. При анализе студент определяет положительные стороны деятельности сельскохозяйственного предприятия, выявляет недостатки, устанавливает причины недостатков, вскрывает неиспользованные резервы и намечает мероприятия по повышению эффективности производства продуктов животноводства. Разрабатывает бизнес-план, в котором рассчитывает себестоимость продукции животноводства, указывает предполагаемую цену реализации и возможную прибыль, находит рентабельность. Составляет при необходимости диаграммы, таблицы и другие расчетные материалы.
Курсовая работа пишется на стандартных листах размером 210 x 297 мм с полями (левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см). Общий объем работы не должен превышать 25 страниц рукописного (разборчивым почерком) или машинописного текста. Все страницы, таблицы, чертежи, схемы и другие иллюстрирующие материалы должны быть пронумерованы, а работа сброшюрована. В конце работы прилагается чистый лист для оформления рецензии преподавателем.
Примерная форма титульного листа курсовой работы приведена в приложении А.
Срок предоставления курсовой работы устанавливается кафедрой и является обязательным для всех студентов. Защита курсовой работы проводится кафедральной комиссией в присутствии студентов группы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение. Во введении студент указывает сложившуюся конъюнктуру рынка с сельскохозяйственной продукцией, обосновывает необходимость составления бизнес-плана, определяет цель курсовой работы и задачи, через решение которых составляется бизнес-план данного сельскохозяйственного предприятия (1-2 стр.).
1. Характеристика предприятия (7-10 стр.).В разделе приводятся форма и название сельскохозяйственного предприятия, месторасположение, его производственное направление, наличие внутрихозяйственных подразделений, природно-экономические условия, состав и структура земельных угодий, обеспеченность хозяйства водными источниками, производственными ресурсами, особенно техникой, сельхозмашинами и трудовыми ресурсами.
Характеристику предприятия необходимо провести по данным таблиц: структура землепользования (табл. 1), экономические показатели развития хозяйства (табл. 2-4).
При оформлении таблиц их показатели и содержание могут быть изменены с учетом специфики предприятия.
Каждая таблица (схема) сопровождается текстом с анализом их содержания, выводами и предлагаемыми мерами по совершенствованию производства.
Организационное построение в каждом хозяйстве имеет свои особенности и зависит от ряда условий (размеры, производственное направление, количество населенных пунктов, рынки сбыта продукции и т.д.). Каждая ступень есть совокупность ряда звеньев, находящихся на определенном уровне сельскохозяйственного предприятия.
При рассмотрении существующей схемы организационного построения предприятия следует указать на достоинства и отметить недостатки, дать предложения по совершенствованию структуры предприятия. Примерные схемы организационного построения приведены в приложении Б.
Таблица 1 - Структура земельных угодий
№ п/п | Вид земельных угодий | Площадь, га | В % | |
20.. | 20.. | |||
Общая земельная площадь, га | ||||
1.1 | в т.ч. сельскохозяйственные | |||
1.1.1 | из них пашня | |||
1.1.2 | сенокосы | |||
1.1.3 | пастбища | |||
1.1.4 | многолетние насаждения | |||
1.2 | Лес | |||
1.3 | Пруды, водоемы | |||
1.4 | Приусадебные участки | |||
1.5 | Прочие земли |
Примечание: Исходные данные о наличии земельных угодий можно учесть из формы №9 АПК раздела 9-1 «Землепользование на конец года» годового отчета предприятия.
Таблица 2 - Объем производства, реализации и уровень товарности сельскохозяйственной продукции
№ п/п | Вид продукции | Валовое производство | Товарная продукция | Уровень товарности, % | |||
20.. | 20.. | 20.. | 20.. | 20.. | 20.. | ||
Зерно, ц | |||||||
Картофель, ц | |||||||
Сахарная свекла, ц | |||||||
………………… | |||||||
Продукция растениеводства, тыс. руб. | |||||||
Молоко, ц | |||||||
Мясо крупного рогатого скота (ж.м.),ц | |||||||
Мясо свиней (ж.м.), ц | |||||||
………………… | |||||||
Продукция животноводства, тыс. руб. | |||||||
Всего по хозяйству, тыс. руб. |
Примечание: Исходные данные о производстве, реализации сельскохозяйственной продукции и денежной выручке выписать из форм №9 АПК «Растениеводство» и №13 АПК «Животноводство» годового отчета с.-х. предприятия.
Уровень товарности продукции по годам определяется по формуле:
Далее приводятся таблицы, необходимые для анализа экономического состояния изучаемого хозяйства.
Производственное направление (специализация) хозяйства определяется в динамике за последние 2 года по структуре денежной выручки (табл. 3)
Таблица 3- Денежная выручка предприятия и её структура
№ п/п | Наименование отраслей и продукции | Год | В среднем за 2 года, (тыс. руб.) | Структура денежной выручки, % | |
20.. | 20.. | ||||
1.1 1.2 1.3 | Растениеводство, всего в т.ч. зерно картофель ……………………. | ||||
2.1 2.2 2.3 2.4 | Животноводство, всего в т.ч. молоко мясо крупного рогатого скота (в ж.м.) мясо свиней (в ж.м.) ……………………. | ||||
Итого по хозяйству |
Уровень специализации исчисляют по коэффициенту специализации (Кс), который определяется по формуле:
где: УТ – удельный вес денежной выручки от реализации продукции отдельных отраслей (в %); i – ранжированный ряд.
Показатели численности скота, средней цены реализации и себестоимости 1ц продукции выписать из форм № 13, 15 АПК. Показатели продуктивности скота, затрат труда и расхода кормов на 1ц продукции учесть согласно нормативным данным и по материалам бухгалтерского учета. На основе полученных данных провести анализ развития производства и сделать соответствующие выводы.
Таблица 4 - Основные производственно-экономические показатели развития животноводства
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | Год | Темп роста, % | |
20.. | 20.. | ||||
1.1 1.2 | Поголовье: крупный рогатый скот, всего в том числе коровы свиньи, всего в том числе свиноматки | гол. гол. гол. гол. | |||
2.1 2.2 2.2.1 2.2.2 | Продуктивность: удой молока на корову в год среднесуточный прирост ж.м.1 головы: крупного рогатого скота ………. | кг г г | |||
3.1 3.2 | Получено приплода на 100 маток: телят ………. | гол. гол. | |||
4.1 4.2 4.3 | Себестоимость 1ц продукции молока прироста крупного рогатого скота ……………… | руб. руб. руб. | |||
5.1 5.2 5.3 | Цена реализации 1ц продукции молока говядины (в ж.м.) …………. | руб. руб. руб. | |||
6.1 6.2 | Рентабельность производства: молока говядины | % % | |||
7.1 7.2 | Расход кормов на 1ц продукции: молока прироста крупного рогатого скота | ц к.ед/ МДж ОЭ | |||
8.1 8.2 | Затраты труда на 1ц продукции: молока прироста крупного рогатого скота | чел.-ч чел.-ч |
2. Маркетинговая стратегия по реализации животноводческой продукции.
Маркетинговая стратегия сельскохозяйственного предприятия определяется на основе маркетинговых исследований и изучения рынка сбыта.Кроме того,необходимопредусмотреть в необходимом количестве расход молока на выпойку телятам, поросятам и другим животным.
В том случае, если предприятие участвует в благотворительных мероприятиях по социальной защите населения, необходимо указать, сколько процентов производимых продуктов выделяется на эти цели (безвозмездно).
3. Анализ рынка, спроса и предложения сельскохозяйственной продукции. Описать фактически сложившиеся рынки сбыта продукции данного хозяйства, возникающие трудности в сбыте продукции и спрогнозировать расширение рынков сбыта продукции путем заключения дополнительных договоров с потребителями с указанием возможных цен реализации (1-2 стр.).
4. Обоснование производства и сбыта продукции. В этом разделе основное внимание должно быть уделено описанию ценности выбранной для производства продукции, а также возможностей ее реализации, денежных доходов и прибыли (1-2 стр.)
5. Производственная программа. Производственная программа составляется с учетом фактически достигнутого уровня в хозяйстве за последние 2 года, кроме того, особое внимание уделяется максимальному использованию ресурсного потенциала хозяйства (земли, труда, средств производства). Определяются технология и способ содержания животных, обосновываются нормативные показатели по осеменению и расплоду животных, составлению оборота стада, выходу мясных видов продукции (% выбраковки, выход приплода на 100 маток, возраст и живая масса при реализации животных и др.). На основе оборота стада животных, получения прироста живой массы и другой продукции определяется потребность в кормах, а также необходимая площадь земельных угодий для производства кормов и других потребностей.
Кроме этого, следует рассчитать численность обслуживающего персонала, (7-8 стр.).
Исходные данные для выполнения данного раздела:
Таблица 5 - Состав и структура стада крупного рогатого скота
Половозрастные группы скота | Поголовье животных, гол. | Структура стада, % | Средняя живая масса 1 головы, кг | |
на начало года | на конец года | |||
Быки-производители | ||||
Коровы | ||||
Нетели | ||||
Телки старше 1 года | ||||
Телки до 1 года | ||||
Бычки старше 1 года | ||||
Бычки до 1 года | ||||
Взрослый скот на откорме | ||||
Итого |
Таблица 6 – План осеменения и расплода крупного рогатого скота на 20__ год
Месяцы года | Фактически осеменено в истекшем году | Отелятся в планируемом 20___ году | Выб-ра-ков-ка ко-ров, гол | Осеменить в планируемом 20___ году | |||||
коров | телок | коровы | нетели | всего | коров | телок | всего | ||
I | х | х | |||||||
II | х | х | |||||||
III | х | х | |||||||
IV | |||||||||
V | |||||||||
VI | |||||||||
VII | |||||||||
VIII | |||||||||
IX | |||||||||
X | |||||||||
XI | |||||||||
XII | |||||||||
Итого |
Таблица 7- Оборот стада крупного рогатого скота на 20___ год
Половозрастные группы | Наличие на начало года | Приход | Расход | Наличие на конец года | Ср. годовое поголовье, гол | Кормодни | Ср. суточный прирост, г | Прирост ж.м., ц | Продукция выращ.,ц | ||||||||||||||||||||
гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | приплод | покупка | перевод из младшей группы | перевод в старшую группу | реализация | прочие | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | ||||||||||||||||||
гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | гол | Ср.ж.м. 1 гол, кг | всего, ц | ||||||||||||
Быки- производители | |||||||||||||||||||||||||||||
Коровы | |||||||||||||||||||||||||||||
Нетели | |||||||||||||||||||||||||||||
Телки ст. 1 года | |||||||||||||||||||||||||||||
Телки до 1 года | |||||||||||||||||||||||||||||
Бычки ст. 1 года | |||||||||||||||||||||||||||||
Бычки до 1 года | |||||||||||||||||||||||||||||
Взрослый скот на откорме | |||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
Таблица 8- Определение потребности в кормах по ферме на 20___ год
Виды кормов | Питатель-ность 1 ц корма, ц.к.ед./ МДжОЭ | Стоимость 1 ц корма, руб. | На молоко по основному стаду | На прирост живой массы | ||||||
Структура рациона, % | Требуется кормов, ц.к.ед./ МДжОЭ | Требуется кормов в натуре, ц | Общая стоимость кормов, тыс. руб. | Структура рациона, % | Требуется кормов, ц.к.ед./ МДжОЭ | Требуется кормов в натуре, ц | Общая стоимость кормов, тыс. руб. | |||
Концентраты | ||||||||||
Сено | ||||||||||
Солома | ||||||||||
Силос | ||||||||||
Сенаж | ||||||||||
Корнеплоды | ||||||||||
Зеленый корм | ||||||||||
Молоко | х | х | х | х | ||||||
Другие корма | ||||||||||
ИТОГО | х | х |
Таблица 9 - Потребность в земельных угодьях
Виды кормов, товарной продукции | Количест-во, ц | Потери и страх. запасы* | Семена, ц | Всего, ц | Урожайность, ц/га | Требуется площади, га | |
% | ц | ||||||
Итого посевов | |||||||
Чистый пар** | |||||||
Итого пашня |
Примечание: * приложение Д
**площадь чистого пара выделяется 10 - 13 % к пашне.
Потребность в рабочей силе определяется по отраслям и в целом по хозяйству. Учитываются с учетом трудоемкости производимых продуктов затраты труда (приложение Г) для выполнения сельскохозяйственных работ и оказываемых услуг (табл. 10).
Таблица 10 - Потребность в рабочей силе
Виды с.-х. культур или продукции | Объем, ц | Трудоемкость, чел.-час/ц | Затраты труда, чел.-дней | Примечание |
В растениеводстве | ||||
Итого | ||||
В животноводстве | ||||
Итого | ||||
Работы и услуги | ||||
Всего |
Потребность в рабочей силе (n) в растениеводстве определяется по формуле:
n =
где: Q – затраты труда в чел.-днях;
100-130 дней – вегетационный период основных с.-х. культур;
60 % – максимально напряженный период с.-х. работ.
Потребность в рабочей силе (n) в животноводстве определяется по формуле:
n =
где: Q – затраты труда в чел.-днях;
277 – годовая норма рабочих дней.
6. Финансовые результаты. В этом разделе следует по нормативным данным рассчитать себестоимость производимой продукции, денежные доходы (выручку), что позволит определить финансовые результаты деятельности предприятия, прибыль и рентабельность продаж (4-5 стр.).
Таблица 11 - Калькуляция себестоимости производства молока и новорожденного теленка на 20___ год
№ п/п | Статьи и элементы затрат | Условия и норма- тивы | Основное стадо | ||
Ср.год.поголовье коров__________гол. Удой молока от 1 коровы __________кг Надой молока, всего _______________ц Получить за год: телят___________гол. навоза__________т | |||||
Сумма, тыс.руб. | % | В расчете на 1 ц молока, руб. | |||
1. | Материальные ресурсы (затраты) | ||||
1.1. | Средства защиты животных | ||||
1.2. | Корма | ||||
1.3. | Энергоресурсы | ||||
1.4. | Транспортные услуги | ||||
1.5. | Работы и услуги сторонних организаций | ||||
1.6. | Амортизационные отчисления: | ||||
1.6.1. | помещений | ||||
1.6.2. | оборудования | ||||
1.7. | Ремонт осн. средств произв. | ||||
1.8. | Страховые платежи | ||||
1.8.1. | помещений, оборудования | ||||
1.8.2. | животных | ||||
1.9. | |||||
2. | Оплата труда, всего | ||||
2.1. | основная | ||||
2.2. | доплаты, премии, надбавки | ||||
3. | Отчисления, платежи, налоги | ||||
3.1. | отчисления на соц.защиту и др. | ||||
3.2. | налоги | ||||
4. | Итого, прямые затраты | ||||
5. | Общехоз. и общепроизв. расходы | ||||
6. | Непроизводительные расходы | ||||
7. | Прочие | ||||
8. | Затраты, всего | х | |||
9. | Стоимость побочной продукции | ||||
10. | Отнесено затрат на сопряженные виды продукции | ||||
10.1 | в том числе на: молоко | ||||
10.2. | приплод телят | ||||
11. | Себестоимость, руб. | ||||
11.1. | 1 ц молока | ||||
11.2. | 1 гол. приплода телят |
Таблица 12 - Калькуляция себестоимости прироста живой массы крупного рогатого скота на 20___ год
№ п/п | Статьи и элементы затрат | Условия и норма-тивы | Молодняк на откорме | ||
Ср.год.поголовье _____________гол. Ср.сут.прирост ж.м.1гол., ________г Прирост ж.м. ____________ ц Выход навоза ____________т | |||||
Сумма, тыс. руб. | % | В расчете на 1 ц прироста ж.м, руб. | |||
Материальные ресурсы (затраты) | |||||
1.1 | Средства защиты животных | ||||
1.2 | Корма | ||||
1.3 | Энергоресурсы | ||||
1.4 | Транспортные услуги | ||||
1.5 | Работы и услуги сторон. организаций | ||||
1.6 | Амортизационные отчисления: | ||||
1.6.1 | помещений | ||||
1.6.2 | оборудования | ||||
1.7 | Ремонт осн. средств произв. | ||||
1.8 | Страховые платежи | ||||
1.8.1 | помещений, оборудования | ||||
1.8.2 | животных | ||||
1.9 | |||||
Оплата труда, всего | |||||
2.1 | основная | ||||
2.2 | доплаты, премии, надбавки | ||||
Отчисления, платежи, налоги | |||||
3.1 | отчисления на соц.защиту и др. | ||||
3.2 | налоги | ||||
Итого, прямые затраты | |||||
Общехоз. и общепроизв. расходы | |||||
Непроизводительные расходы | |||||
Прочие | |||||
Затраты, всего | х | ||||
Стоимость побочной продукции | |||||
Отнесено затрат на прирост ж.м. | |||||
Себестоимость 1 ц прироста ж.м., руб. |
Таблица 13 - Распределение продукции
№ п/п | Каналы распределения продукции | Количество, ц | Цена реализации 1 ц, руб. | Денежная выручка, тыс.руб. |
Вид продукции: молоко Валовое производство а) на производственные нужды б) по договорам с перерабаты-вающими предприятиями в) на благотворительные цели г) на рынке Вид продукции: говядина Валовое производство а) на производственные нужды б) по договорам с перерабаты-вающими предприятиями в) на благотворительные цели г) на рынке |
Таблица 14 - Финансовые результаты
№ п/п | Показатель | Сумма, тыс. руб. | % |
Денежная выручка | |||
1. | От реализации продукции | ||
2. | Арендная плата | ||
3. | Работы и услуги сторонним организациям | ||
4. | Прочие | ||
ИТОГО | |||
Затраты | |||
1. | Затраты на производство | ||
2. | Налоги и платежи | ||
3. | Арендная плата | ||
4. | Работы и услуги сторонних организаций | ||
5. | Прочие | ||
ИТОГО | |||
Прибыль |
Выводы и предложения.
На основании расчетов провести сравнительный анализ основных показателей разработанного бизнес-плана (продуктивность животных, расход кормов, потребность в земельных угодьях, потребность в рабочей силе, себестоимость и рентабельность производства продукции) с фактическими показателями за анализируемые годы.
Сделать заключение о перспективах использования разработанного бизнес-плана. Внести предложения по повышению эффективности производства продукции животноводства (0,5 - 1 стр.).
Подпись студента
Дата
Список использованной литературы
1. Экономика сельского хозяйства: учебник / В.С. Долгов. – Санкт-Петербург.: Лань, 2019. - 124 с.
2. Минаков, И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И.А. Минаков, А.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др. – М.: Колос С, 2017. – 528 с.
3. Петрович, Э.А. Агробизнес: учебно–методическое пособие / Э. А. Петрович, Л. П. Лазарев. – М: ГГТУ, 2016. – 234 с.
4. Сельская экономика: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / [С. В. Киселев и др.; под редакцией С. В. Киселева]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Экономический факультет. – Москва: Проспект, 2016. – 570 с.
5. Сильванович, В.И. Се