Математика
Пояснительная записка
Составлена на основе Программы подготовительного и 1 -4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой М. «Просвещение» 2008г.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования, разработанная исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемая в специальных «коррекционных» классах VIII вида.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В 4 классе продолжается изучение раздела «Сотня».
К концу IV класса учащиеся должны знать:
· различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
· таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
· названия компонентов умножения, деления;
· меры длины, массы и их соотношения;
· меры времени и их соотношения;
· различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
· названия элементов четырехугольников.
Учащиеся должны уметь:
· выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
· практически пользоваться переместительным свойством умножения;
· определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
· решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
· самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
· различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
· вычислять длину ломаной;
· узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
· чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Примечания.
1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.
2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.
4. Решение составных задач с помощью учителя.
5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
Количество часов по программе 68
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
Перечень тем:
1. «Повторение»
2. «Числа, полученные при измерении»
3. «Умножение и деление»
4. «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»
5. «Все действия в пределах 100»
6. «Деление с остатком»
7. «Геометрический материал»
Календарно - тематическое планирование по математике
№ п/п | Программная тема | Содержание | Дата | Кол-во часов | Наглядность, оборудование |
1. | Повторение Нумерация в пределах ста (повторение) (с. 3 – 7) Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (с.8 – 10) | Счёт десятками и единицами в пределах 100 Десятичный состав двузначных чисел, таблица разрядов Сложение и вычитание однозначных чисел из 20 с переходом и без перехода через разряд Все изученные типы примеров на сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | Счёты | ||
2. | Геометрические фигуры и геометрические тела Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (с. 10 – 13) | Различение и называние геометрических тел и геометрических фигур. Геометрические тела: куб, шар, конус. Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник Все изученные типы примеров на сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд | Наборы геометрических фигур, геометрические тела Счёты | ||
3. | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение) (с. 13 – 18) | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр. Соотношение мер длины. Применение соотношения мер длины при решении примеров и задач Прямая линия, отрезок, луч. Построение отрезков заданной длины; больше (меньше) заданного Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении длины. | Рулетка, метр, линейка, таблица соотношения мер длины | ||
4. | Проверочная работа | Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу | Карточки для индивидуальной работы | ||
5. | Миллиметр (с. 18 – 24) | Единица (мера) длины миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм. Анализ предыдущей проверочной работы Применение соотношения мер длины при решении примеров и задач | Линейки | ||
6. | Умножение и деление (повторение) (с. 24 – 27) | Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Таблица умножения числа 2. Название компонентов действий умножения. Таблица деления на 2. Название компонентов действия деления. Взаимосвязь таблиц умножения и деления Умножение числа 3, деление на 3. Взаимосвязь таблиц умножения и деления Умножение числа 4, деление на 4. Взаимосвязь таблиц умножения и деления | Таблица умножения, таблички с названием компонентов | ||
7. | Углы. Виды углов (с. 21 – 23) | Угол прямой, тупой, острый. Различение углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного треугольника | Чертёжные треугольники | ||
8. | Контрольная работа Умножение и деление (с. 28 – 29) | Контроль знаний, умений и навыков по изученной теме Анализ контрольной работы. Закрепление знаний таблицы умножения и деления в пределах 20. Решение примеров и задач с применением знаний таблицы | Таблица Карточка для индивидуальной работы | ||
9. | Меры массы: килограмм, центнер (с. 29 - 33) | Единица (мера) массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг. Приборы для измерения массы. Экскурсия на склад Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении массы. Применение соотношения мер массы при решении примеров и задач | Весы, гири, таблица соотношения мер массы | ||
10. | Прямоугольник (с. 36 – 37) Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (с. 33 – 38) | Понятие прямоугольника. Нахождение прямоугольника среди других геометрических фигур. Построение прямоугольника на бумаге в клеточку Порядок действий в сложных примерах со скобками и без скобок Решение примеров изученных типов (24 + 6, 24 + 16) Решение примеров изученных типов (40 – 2, 30 – 12) | Линейки, чертёжные треугольники | ||
11. | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (с.39 – 41) Прямоугольник (с. 57 - 58) | Решение примеров изученных типов (100 – 4) Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертёжного треугольника на нелинованной бумаге | Чертёжные треугольники Счёты Линейка | ||
12. | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд (с. 43 – 44) Проверочная работа | Проверка знаний, умений и навыков по изученным темам | Карточки для индивидуальной работы | ||
13. | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд Сложение с переходом через разряд (с. 45 – 48) | Присчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Сложение однозначного и двузначного чисел с переходом через десяток путём разложения однозначного числа на два числа. Анализ предыдущей проверочной работы | Счеты | ||
14. | Сложение с переходом через разряд (с. 49 – 50) Окружность (с. 42, 44) Контрольный устный счёт | Письменное сложение двузначных чисел. Алгоритм письменного сложения Центр, радиус окружности. Построение окружности заданного радиуса Проверка знаний устного счета | Алгоритм Циркули | ||
15. | Вычитание с переходом через разряд (с. 51 – 55) | Отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд путём разложения вычитаемого на два числа. Письменное вычитание двузначных чисел. Алгоритм письменного вычитания | Счёты | ||
16. | Сложение и вычитание с переходом через разряд (с. 55 – 56) | Решение примеров и задач изученных типов | Карточки для индивидуальной работы | ||
17. | Контрольная работа за I четверть | Контроль знаний, умений и навыков по изученной теме | Карточка для индивидуальной работы | ||
18. | Сложение и вычитание с переходом через разряд (с. 59 – 61) | Решение примеров и задач изученных типов. Анализ предыдущей контрольной работы | Карточки для индивидуальной работы | ||
19. | Умножение и деление Умножение и деление числа 2 (с. 61 – 63) | Таблица умножения числа 2 и деления на 2 равные части. Взаимосвязь умножения и деления Применение знаний таблицы умножения и деления при решении примеров и задач | Таблица | ||
20. | Умножение числа 3 (с. 63 – 68) Построение квадрата, прямоугольника. | Вывод таблицы умножения числа 3 Применение знаний таблицы умножения числа 3 при решении примеров; порядок действий в сложных примерах Построение квадрата, прямоугольника по заданным сторонам (на нелинованной бумаге) | Таблица Чертежные инструменты | ||
21. | Деление на 3 равные части (с. 68 – 73) | Вывод таблицы деления на 3. Взаимосвязь таблицы умножения и деления Решение простых задач на деление на равные части и деление по содержанию. Сравнение двух типов задач | Таблица | ||
22. | Умножение числа 4 (с. 73 – 78) Линии: прямая, кривая, ломаная, луч (с. 78) | Вывод таблицы умножения числа 4 Построение прямой, кривой линии, луча Применение знаний таблицы при решении примеров и задач; порядок действий в сложных примерах | Карточки для индивидуальной работы | ||
Таблица, чертежные инструменты | |||||
23. | Деление на 4 равные части (с. 80 – 84) Линии: прямая, кривая, ломаная, луч (с. 79) | Вывод таблицы деления на 4; взаимосвязь таблицы умножения и деления Понятие: ломаная линия. Построение ломаной линии Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. Сравнение двух типов деления Применение знаний таблицы умножения и деления при решении примеров и задач | Таблица Чертёжные инструменты | ||
24. | Контрольная работа | Контроль знаний, умений и навыков по изученной теме | Таблица | ||
25. | Умножение числа 5 (с. 86 – 90) Линии: прямая, кривая, ломаная, луч (с. 80) | Вывод таблицы умножения числа 5. Анализ предыдущей контрольной работы Применение знаний таблицы умножения и деления при решении примеров и задач Понятие: замкнутая и незамкнутая ломанная линия, построение замкнутой и незамкнутой ломанной линий Решение задач на зависимость между величинами «цена, количество, стоимость» | Таблица, карточки для индивидуальной работы чертежные инструменты | ||
26. | Деление на 5 равных частей (с. 90 – 92) Контрольный устный счет Составление и решение задач по краткой записи Замкнутая и незамкнутая кривые линии | Вывод таблицы деления на 5; взаимосвязь таблицы умножения и деления Решение задач на деление на равные части и деление по содержанию. Сравнение двух типов деления Построение замкнутых и незамкнутых кривых линий | Таблица Краткая запись для составления и решения задач Чертёжные инструменты | ||
27. | Решение сложных примеров Решение примеров и задач изученных типов | Решение сложных примеров, содержащих действия 1 и 2 ступеней, порядок выполнения действий Повторение и закрепление решения примеров и задач изученных типов | Таблица, карточки Таблица | ||
28. | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз (с. 92 – 94) Окружность, дуга (с.85) | Решение примеров на увеличение числа в несколько раз Понятия окружности, дуги, их построение Различение задач на увеличение числа в несколько раз и на увеличение числа на несколько единиц | Таблица Циркуль | ||
29. | Контрольная работа за II четверть | Контроль знаний, умений и навыков по изученной теме | Карточки для индивидуальной работы | ||
30. | Замкнутая и незамкнутая линии. Окружность. Дуга. Самостоятельная работа. | Самостоятельное построение замкнутых и незамкнутых линий, окружности и дуги | Карточки для индивидуальной работы | ||
31. | Решение примеров и задач | Решение примеров и задач изученных типов | Карточки для индивидуальной работы | ||
32. | Решение примеров и задач | Решение примеров и задач изученных типов | Карточки для индивидуальной работы |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы / Под ред. В.В.Воронковой.- М., Просвещение. 2008.
· М.Н. Перова Математика: ученик для 4 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида Изд., М., «Просвещение» 2002г.