Структура и средства учебной деятельности




Средствами учебной деятельности, с помощью кото­рых она осуществляется, являются:

♦ интеллектуальные действия, мыслительные опера­ции (анализ, синтез, обобщение, классифи­кация и т. п.);

♦ знаковые языковые средства, в форме которых ус­ва­ивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнооб­раз­ными: репродуктивные, проблемно-творческие, иссле­довательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является внутрен­нее новообразование психики и деятельности в мотиваци­онном, ценностном и смысловом планах, формирование зна­ния и умения применять его для решения разнообраз­ных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, со­стоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные за­дачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходя­щий в само­контроль; 5) оценка, переходящая в само­оценку.

Учебная задача выступает как определенное учеб­ное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуще­ствить эту цель, надо учесть условия, в которых дей­ствие должно осуществиться. Задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполне­ния учебных за­дач происходит изменение самого ученика. Учебная дея­тельность может быть представлена как систе­ма учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система ин­фор­мации о каком-то объекте, процессе, в котором четко опре­делена лищь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгорит­мы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

Сформулирован основные требования к проектиро­ванию учебных задач:

♦ учебные задачи должны обеспечить усвоение сис­те­мы средств, необходимой и достаточной для успешного осу­ществления учебной деятельности;

♦ учебная задача должна конструироваться так, что­бы соответствующие средства деятельности, ус­воение кото­рых предполагается в процессе реше­ния задач, выступали как прямой продукт дейст­вий учащихся, прямой продукт обучения.

Учебная задача дается в определенной учебной ситуа­ции. Учебная ситуация может быть конфликтной (меж­личностная конфликтная ситуация препятствует обу­че­нию) и сотруднической, а по содержанию — проблем­ной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается уче­нику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чем при­чина, связь этих явлений?».

Задача возникает здесь как следствие проблемной си­туации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуще­ствления учебных действий и операций.

Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уров­ня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относится:

а) действия уяснения содержания учебного мате­риала;

б) действия обработки учебного материала.

Кроме исполнительных действий по уяснению и об­работке материала, параллельно с ними протекают кон­трольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных дей­ствий (источник и форма получения учебной информа­ции). На­ряду с мыслительными, в учебных действиях ре­ализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репро­дуктивные (исполнительские, шаблон­ные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия.

Таблица 8

ПРЕДМЕТ учебной дея­тельности (содержание) Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, от­работка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся
СРЕДСТВА учебной деятельности 1— интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.) 2— языковые знаковые средства, в форме которых усваивается зна­ние 3— фоновые исходные знания
СПОСОБЫ учебной деятельности 1— репродуктивные 2— проблемно-творческие 3— исследовательско-познавательные действия 4— переход от внешних предметных действий к внутренним умст­венным действиям
ПРОДУКТ учебной деятельности 1— структурированные знания 2— умение решать научные и профессиональные задачи 3— внутренние новообразования: формирование теоретического мышления 4— накопление индивидуального опыта через усвоение общест­венно-исторического опыта человечества
РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности 1— потребность продолжать учение, интерес, удовлетво­ренность от учебы либо 2— нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избега­ние учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной дея­тельности 1— учебная мотивация 2— учебная ситуация: — учебная задача — решение задачи посредством учебных действий 3— контроль преподавателя 4— оценка преподавателя
Учебные за­дачи 1— цель, требования задачи 2— исходные условия предмета задачи: отношения между объек­тами 3— модель требуемого состояния предмета задачи 4— оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо про­извести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение)
Действия и операции 1— общие (логические приемы и психологические умения) и специ­фические (предметные) действия 2— действия целеполагания 3— действия программирования 4— действия планирования 5— исполнительные действия: — вербальные — материальные, практические — мыслительно-логические — перцептивные — мнемические — репродуктивные — продуктивные — преобразующие — исследовательские — исследовательско-воспроизводящие 6— действия контроля (самоконтроля) 7— действия оценки (самооценки)

 

Для преподавателя представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у обучаемых. Фактически речь идет о том, чтобы научить учащихся учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предмет­ными знаниями. Самая большая сложность состоит в са­мостоятельном отборе содержательного материала, подле­жащего усвоению.

Учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учеб­ной ситуации, системо­образующей переменной которой вы­ступают социальные взаимодействия учащихся с препода­вателями и между собой. Характер этих взаимодействий, в свою очередь, за­висит от форм сотрудничества препода­вателя с учащи­мися.

Совместная учебная деятельность — это некоторая об­щность, возникающая в процессе учения. В своем станов­лении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуаль­ной деятельнос­ти всех участников.

Центральное местоотводится совместной продук­тивной деятельности (СПД), возникающей при со­вмест­ном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процес­се уче­ния».

Система совместной деятельности может быть при­знана нормальной, когда взаимосвязаны все ее компо­ненты: отношение учащихся друг к другу и к препода­вате­лям; условия, в которых протекает учебная деятель­ность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: