Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
♦ интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);
♦ знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).
Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.
Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. Задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.
Учебная задача выступает как сложная система информации о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лищь часть сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.
Сформулирован основные требования к проектированию учебных задач:
♦ учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности;
♦ учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предполагается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт действий учащихся, прямой продукт обучения.
Учебная задача дается в определенной учебной ситуации. Учебная ситуация может быть конфликтной (межличностная конфликтная ситуация препятствует обучению) и сотруднической, а по содержанию — проблемной либо нейтральной. Проблемная ситуация задается ученику в форме вопроса: «Почему?», «Как?», «В чем причина, связь этих явлений?».
Задача возникает здесь как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа, но если ученик не принял, не понял, не заинтересовался проблемной ситуацией, она не может перерасти в задачу. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможно только на основе осуществления учебных действий и операций.
Учебная деятельность как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относится:
а) действия уяснения содержания учебного материала;
б) действия обработки учебного материала.
Кроме исполнительных действий по уяснению и обработке материала, параллельно с ними протекают контрольные действия, характер и состав которых зависят от тех же условий, что и состав исполнительных действий (источник и форма получения учебной информации). Наряду с мыслительными, в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции, репродуктивные (исполнительские, шаблонные) и продуктивные (направлены на создание нового) действия.
Таблица 8
ПРЕДМЕТ учебной деятельности (содержание) | Усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся |
СРЕДСТВА учебной деятельности | 1— интеллектуальные мыслительные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.) 2— языковые знаковые средства, в форме которых усваивается знание 3— фоновые исходные знания |
СПОСОБЫ учебной деятельности | 1— репродуктивные 2— проблемно-творческие 3— исследовательско-познавательные действия 4— переход от внешних предметных действий к внутренним умственным действиям |
ПРОДУКТ учебной деятельности | 1— структурированные знания 2— умение решать научные и профессиональные задачи 3— внутренние новообразования: формирование теоретического мышления 4— накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества |
РЕЗУЛЬТАТ учебной деятельности | 1— потребность продолжать учение, интерес, удовлетворенность от учебы либо 2— нежелание учиться, отрицательное отношение к школе, избегание учебы, непосещение занятий, уход из школы, вуза |
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА учебной деятельности | 1— учебная мотивация 2— учебная ситуация: — учебная задача — решение задачи посредством учебных действий 3— контроль преподавателя 4— оценка преподавателя |
Учебные задачи | 1— цель, требования задачи 2— исходные условия предмета задачи: отношения между объектами 3— модель требуемого состояния предмета задачи 4— оператор задачи (совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение) |
Действия и операции | 1— общие (логические приемы и психологические умения) и специфические (предметные) действия 2— действия целеполагания 3— действия программирования 4— действия планирования 5— исполнительные действия: — вербальные — материальные, практические — мыслительно-логические — перцептивные — мнемические — репродуктивные — продуктивные — преобразующие — исследовательские — исследовательско-воспроизводящие 6— действия контроля (самоконтроля) 7— действия оценки (самооценки) |
Для преподавателя представляет интерес не столько анализ строения учебной деятельности, сколько проблема ее адекватного формирования у обучаемых. Фактически речь идет о том, чтобы научить учащихся учиться, и это чаще важнее, чем вооружение их конкретными предметными знаниями. Самая большая сложность состоит в самостоятельном отборе содержательного материала, подлежащего усвоению.
Учебную деятельность нужно анализировать не саму по себе, а как составляющую учебной ситуации, системообразующей переменной которой выступают социальные взаимодействия учащихся с преподавателями и между собой. Характер этих взаимодействий, в свою очередь, зависит от форм сотрудничества преподавателя с учащимися.
Совместная учебная деятельность — это некоторая общность, возникающая в процессе учения. В своем становлении она проходит ряд этапов, которые по ходу усвоения материала приводят к формированию единого смыслового поля у всех участников обучения, которое и обеспечивает дальнейшую саморегуляцию индивидуальной деятельности всех участников.
Центральное местоотводится совместной продуктивной деятельности (СПД), возникающей при совместном решении творческих задач, и рассматривает ее как «единицу анализа становления личности в процессе учения».
Система совместной деятельности может быть признана нормальной, когда взаимосвязаны все ее компоненты: отношение учащихся друг к другу и к преподавателям; условия, в которых протекает учебная деятельность.