ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26




Вопрос (20 баллов)

Дискуссия славянофилов и западников об историческом пути России

Вопрос (20 баллов)

Эстернализм и интернализм. Влияние социокультурного контекста на развитии науки.

Вопрос (20 баллов)

Блаженный Августин так рассуждает о проблеме времени: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое».

Августин придерживается линейной концепции времени. Что могло бы измениться в его выводах, если бы он, подобно античным мыслителям, рассматривал время как циклический процесс?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27

Вопрос (20 баллов)

Иррационализм, волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра

Вопрос (20 баллов)

Основные концепции ценностей. Можно ли ставить вопрос о подлинности ценностей, если они не подлежат верификации?

Вопрос (20 баллов)

«Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, – отмечал Ф. Энгельс, – но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе».

От чего и за счёт чего освобождает нас культура? Как соотносятся со свободой культурные ограничения?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28

Вопрос (20 баллов)

Базовые категории и пути развития философии Древнего Китая

Вопрос (20 баллов)

Человек как биосоциальное существо. Как соотносятся детерминация природой и обществом с человеческой свободой?

Вопрос (20 баллов)

В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца».

Какое свойство мышления констатирует автор? Какова роль этого качества в развитии человеческой цивилизации?


 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29

Вопрос (20 баллов)

Физика, метафизика и логика Аристотеля

Вопрос (20 баллов)

Разум как фактор земной и космической эволюции. Концепции биосферы ноосферы

Вопрос (20 баллов)

Ж.-П. Сартр писал: «Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия».

В чём заключается «проективность» человека, согласно Ж.-П. Сартру? Возможно ли объективное изучение человека как субъективно переживаемого проекта?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30

Вопрос (20 баллов)

Гносеологическая проблематика философии Нового времени, эмпиризм и рационализм

Вопрос (20 баллов)

Проблема самоидентификации как специфически человеческий феномен

Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм утверждает: «Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».

Согласны ли Вы с позицией автора? Не противоречит ли понимание любви как общей установки представлениям об избирательном характере романтической любви?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31

Вопрос (20 баллов)

Социальная и этическая проблематика в творчестве представителей афинской школы

Вопрос (20 баллов)

Проблемное поле гносеологии. Диалог философии и когнитивных наук о сущности познания

Вопрос (20 баллов)

Б. Паскаль писал: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, – человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Легко ли Вам представить античного мыслителя, рассуждающего таким образом? Свой ответ аргументируйте.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №32

Вопрос (20 баллов)

Православная философия Византии: специфика в сравнении со схоластикой. Учение Паламы о Божественных энергиях

Вопрос (20 баллов)

Основные функции картины мира. Её обусловленность языком и вытекающие отсюда последствия. Теория лингвистической относительности.

Вопрос (20 баллов)

Н.Ф. Фёдоров утверждал: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Философ задавался вопросами: «Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они – кто?»

Как бы Вы ответили на данные вопросы? Как соотносится позиция Н.Ф. Фёдорова с концепцией разумного эгоизма?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: