Г.
Бухгалтерский учет
Урок 8-9. Тема «Хозяйственные операции и их результаты»
Задание.
1. Изучите и законспектируйте теоретический материал по теме урока.
2. Выполните практические задания, расположенные после теоретического материала.
Порядок выполнения.
1) Задания желательно выполнять в электронном варианте (на ПК) в текстовом редакторе. При отсутствии возможности допускается письменный вариант выполнения заданий.
2) Выполненные задания отправьте преподавателю (файл или фото) на страницу в ВК, в сообщество техникума или на эл. почту (Oksana-kachajlo@yandex.ru).
3) Не забывайте подписывать ФИО студента и дату.
4) Срок выполнения 05.06. до 800.
Теоретический материал по теме «Хозяйственные операции и их результаты»
Кроме имущества организации и ее обязательств, объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.
Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.
В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и поставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.
Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах сч. 10 «Материалы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», сч. 50 «Касса», сч. 51 «Расчетные счета», сч. 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и других и выполняет две основные задачи:
· обеспечивает контроль за ходом выполнения договоров с поставщиками по снабжению производственными запасами в соответствии с установленными сроками;
· определяет фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов.
Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию.
Готовая продукция — это продукция,которая прошла все стадии обработки, принята отделом технического контроля, укомплектована и сдана на склад.
В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, обусловливая соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплаты труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).
Учет в сфере производства ведется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других и выполняет три основные задачи:
· определяет объем производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженным в денежном и натуральном измерении;
· исчисляет фактическую себестоимость отдельных видов и всей реализованной продукции;
· контролирует экономное и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.
Особое внимание уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и оплаченная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации важное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).
Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.
Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и других и обеспечивает:
· контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;
· своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;
· выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).
Таким образом, сфера продажи завершает кругооборот имущества и обязательства организации.
Понятие, строение и порядок записи хозяйственных операций на бухгалтерских счетах
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет.
Различают 2 вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса. Каждый счет имеет остатки (сальдо) на начало и на конец периода.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по составу и размещению, а пассивные – по источникам образования.