Сокращённая запись ходов




В русской нотации

Пропускаются исходное поле и тире.

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты – с указанием одной из координат) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения.

Иногда пропускают и знаки взятия.

Комментарии к ходам

  • ? — ошибка — плохой ход, который не стоило бы играть.
  • ?? — явный зевок. Например, подставить ферзя под бой или не увидеть мата со стороны противника.
  • ?! — сомнительный ход. Например, жертва, требующая после этого сложной атаки.
  • !? — интересный ход. Например, хитрая ловушка в проигранной ситуации. Существует шутка: «ленивый комментатор пишет!?, когда не знает, в чём смысл хода».
  • ! — хороший ход.
  • !! — отличный ход, демонстрирующий мастерство шахматиста.

Такие комментарии явно субъективны: например, когда Спасский сделал сомнительный ход конём (Кb1!!) и выиграл, Эдмар Меднис заявил об этом: если бы он проиграл, ход был бы с двумя вопросительными знаками. Джон Нанн в 1992 году попытался формализовать эти комментарии:

  • ! — единственный ход, сохраняющий оценку позиции. Например, если игра ничейная, единственный ход, не ведущий к проигрышу; если игра победная — единственный ход, сохраняющий победу. Восклицательный знак у Нанна используется независимо от того, насколько тривиален ход (если только это не единственный допустимый ход).
  • !! — труднонаходимый ход «!».
  • ? — ход, снижающий оценку позиции, то есть превращающий выигрышную в ничейную или ничейную в проигранную.
  • ?? — явный ход «?», «зевок».
  • !? — ход, не изменяющий оценки, но упрощающий работу шахматиста: например, в теоретически проигранной позиции противнику для выигрыша требуется последовательность ходов «!».
  • ?! — ход, не изменяющий оценки, но затрудняющий работу: например, чтобы сохранить игру ничейной, требуется несколько ходов «!».

Похожих взглядов придерживается и Хюбнер. Соглашения Нанна изредка используются в книгах об эндшпилях; в комментариях к полным партиям они на данный момент неприменимы.

Шахматы (рас. евр. שחמט, инд. शतरंज) — первый в мире пошаговый тактический симулятор, разработанный несколько тысяч лет назад индусами. Несмотря на это, имеет фотореалистичную графику, увлекательный геймплей и полностью лишён багов (если все ходы были записаны).

Есть мнение, что это единственный качественный продукт, созданный индийским производителем.

 

Легенда о создании

Согласно легенде, игра была запилена индийским жрецом и распространена методом Freeware по округе. Местному радже игра так доставила, что тот повелел привезти продавца народного опиума к себе во дворец и сказал, что за создание такой фишки даст любую награду, которая не снилась другим гейм-девелоперам (куда уж тут Феррари Кармака). «Любую?» — ехидно спросил жрец и запросил столько зёрен риса, сколько придётся на 64 клетки шахматной доски согласно такому правилу: на первой клетке одно зерно, на второй два, на третьей четыре, на четвёртой восемь и т. д. У раджи с матаном были трудности, поэтому он повелел отдать жрецу мешок риса, и пусть идёт себе с миром. Придворные, пересчитав в столбик, ощутили неиллюзорный butthurt, потому что зерна выходило не то чтобы просто «много», а гораздо более чем дохуя (конкретно 18 446 744 073 709 551 615). Что стало с правоверным троллем, история, к сожалению, умалчивает.

Согласно одной из версий легенды, раджа всё-таки раскусил подвох и сказал жрецу, чтобы тот сам отсчитал себе всё зерно из амбаров. Очевидно, что за всю оставшуюся жизнь жрец не захавал бы и миллиардной части своей награды.

История

 

Шахматы в сегодняшнем виде появились только к XV—XVI векам. К тому времени устоялись вполне адекватные правила, не допускающие совсем уж абсурдных ситуаций, начала развиваться теория и стали проводиться первые крупные турниры.

Но шахматы были придуманы не в один день, где-то тысяча лет понадобилась, чтобы сделать что-то стоящее из достаточно извращённых игр типа чатуранги, которые хоть и имели похожий на современные шахматы вид, но в правилах очень сильно различались. Играть вдвоём придумали только в VI—VII веках арабы, они же придумали ходить по очереди, а не бросать игральные кости. Игру переименовали в «шатрандж». Позже, попав к таджикам, шахматы обрели своё современное название (и первый шахматный этюд, известный под названием "Мат Дилярам", названный так по имени наложницы, подсказавшей шаху, как не проиграться окончательно). В Европе, а потом и на Руси церковью был вынесен запрет на игру в шахматы, и если в Европе его отменили к концу XIV века, то на Руси официальной отмены этого запрета так и не было. Хотя в шахматы играл и Иван Грозный (даже перед смертью), и Пётр I, и многие, если не все, дипломаты, чиновники, придворные (уровень культурности был повыше). Следующий всплеск популярности шахмат в этой стране был только во времена СССР. К концу XX века с общим распиздяйством населения пропили всю шахматную школу Советского Союза. Хотя в наше время российские шахматы, особенно детские, заново набирают холостые обороты.

Юниты

Лошадью ходи, лошадью!

  • Пешка (жарг. Кость, Гайка, англ. pawn) — юнит первого уровня, самый дешёвый и многочисленный, разменная монета. Ходит только вперёд, правда, рубить головы врагам может только вперёд по диагонали на смежной вертикали. При первом ходе может пойти сразу через одно поле, на два поля вперёд (есть риск, однако, что срубит вражеская пешка). Иначе стены из пешек не возникали бы. Может быть проапгрейжен до ферзя или любой другой фигуры окромя короля (что логично, поскольку король вообще не является фигурой как, собственно, и сама пешка), если пройдёт к противоположной стороне. При удачной игре опытного геймера против нуба несколькими пешками можно даже поставить мат. В наличии 8 штук.
  • Конь (колхозн. Лошадь, англ. knight) — хитроходящая кавалерия. Имеет способность перепрыгивать через врага и ходить буквой «Г», наводя ужас на спрятавшихся за спинами пешек королей и их хенчменов, также есть возможность устроить сопернику нехилый баттхерт вилкой. При удачной игре нубу может быть поставлен спёртый мат — конь даст шах запертому своими же фигурами вражескому королю. Две штуки.
  • Ладья (колхозн. Тура, жарг. Тумба, англ. rook) — линейноходящая (в отличие от пешек на любое расстояние, причём не только прямо, но и налево, и направо, и даже назад) фигура, сторожевая башня в углу доски. Вместе с королём может делать даблтим, называемый рокировкой. Сдвоенные ладьи ближе к концу игры доставляют королю врага немало баттхёрта. Количество — две штуки.
  • Слон (колхозн. Офицер, англ. bishop) — фигура, способная ходить по диагонали в любом направлении. В силу диагонального хождения и первоначального размещения один слон ползает только по белым полям, второй — только по чёрным. Неплохой юнит против невнимательных нубов — в начале игры при умелом использовании в паре с ферзём может поставить мат королю врага (т. н. «детский мат»). Также две штуки в наличии.

Репортаж с места преступления.

  • Ферзь (колхозн. Королева, жарг. Федя, англ. queen) [1] — убер-юнит и хенчмен короля. Доставляет тем, что может ходить как по диагонали, так и прямо, на любое расстояние (в пределах доски, конечно), чем наводит страх на нубов и устраивает экстерминатус всем юнитам врага. Также легко выводится в начале игры (делать этого, однако, в подавляющем большинстве случаев не стоит). Алсо, им можно поставить самый быстрый мат (мат в два хода) — «дурацкий мат», но для этого противник должен быть мега-нубом. Перед началом партии возлежит на кушетке, гармонирующей с цветом белья. В наборе одна штука, но опытные шахмачи носят в карманах ещё парочку — на случай, если пешкам всё же приспичит переодеваться.
  • Король (англ. king) — финальный босс игры. Может ходить в любую сторону, но только на одну клетку. Чтобы победить, нужно убить короля на последнем уровне поставить королю врага мат — то есть загнать его в ситуацию, из которой он не сможет выйти, будучи при этом под прицелом (шахом) любой фигуры врага. Однако опытные задроты, оставшись только с королём на доске, могут хитро уворачиваться от атак врага и сотворить ничью: ведь голый король, а также только король и конь (и даже два, хотя тут есть тонкость: чёрным может помешать собственная пешка — тогда есть выигрышные позиции, либо собственная глупость — так как матовые позиции всё-таки существуют) или только король и слон тоже не могут помножить вражеского короля на ноль! Как бы нубы ни усирались, выиграть с лишней фигурой в таких положениях против одного короля невозможно — ничего, кроме ничьей, им не светит. И с другой стороны, в случае схватки с более многочисленным войском соперника есть шанс получить пат.

Также королём можно даже поставить мат (пример, партия Ласкера (нет, не того самого Ласкера) и Томаса; правда, в этой партии красивее было бы поставить мат рокировкой).

Как играть

Начальные приготовления

Начальная расстановка фигур

Вот так!

Для начала нужно обзавестись доской и фигурами. Также желательно иметь для игры партнёра, так как игра с самим собой может иметь не очень хорошие последствия для психики. Доску ставят таким образом, чтобы крайний правый квадрат на первой горизонтали от каждого игрока был белым (таким образом, ферзь будет стоять на поле своего цвета). Потом расставляют фигуры. Для обычных шахмат расстановка показана на картинке.

Собственно, на этом приготовления завершаются.

Сама игра

Состоит из трёх стадий:

  • Дебют. Начальный этап игры, во время которого игроки должны вывести свои фигуры наиболее удобным для дальнейшего боя образом. Как правило, занимает первые 10-12 ходов.

Начать игру можно любым возможным ходом, но далеко не все из них хороши. Шахматная теория насчитывает около 50 различных дебютов разной степени годности и популярности и делит их на 3 группы: открытые (начинаются 1. e2-e4 e7-e5) полуоткрытые (1. e2-e4 <что угодно, кроме e7-e5>) и закрытые (всё, что не 1. e2-e4 …). Среди любителей распространены именно открытые дебюты, так как они обычно не требуют крепкого знания теории, сильно развитого позиционного понимания и вообще подготовки. Тем не менее, опытные шахматисты тоже не брезгуют ими.

  • Миттельшпиль. Середина игры. Каждый из игроков намечает план и занимается его осуществлением.
  • Эндшпиль. Конец игры. Бывает, что эндшпиль трудно отличить от миттельшпиля, если на доске ещё относительно много фигур. Но здесь игроки больше уже сконцентрированы не на атаке вражеского короля (после многочисленных разменов это не так легко сделать), а на проведении своих пешек в ферзи. Эндшпили часто классифицируют по типу фигур, оставшихся на доске: пешечный, ладейный, коневой, ферзевый, слоновый. Умение разыгрывать ладейные окончания считается показателем класса игры шахматиста.

Виды шахмат

Челябинские

Человеческая фантазия на что только не горазда! Уж чего только не напридумали за всю историю существования шахмат. М приведем тут только самые веселые варианты, а так-то их тысячи.

Обычные

Расположение на стандартной доске по обычным правилам. Различие только в контроле времени: блиц, быстрые и классические шахматы.

  • Блиц

Сидеть по семь часов за доской, долго раздумывая над каждым ходом ― дело элиты. Любителям более по нраву блиц. Да и гроссмейстеры им не брезгуют.

Что, собственно говоря, это есть такое. Даётся ровно по пять минут на всю партию каждому игроку (бывает по три, по две и даже по одной минуте, но это обычно в интернетах, а ИРЛ считается не тру). Таким образом, игра сразу приобретает динамизм ― надолго не задумаешься. Обычно блиц сопровождается оглушительным перестукиванием фигурами и кнопками часов. Настоящий блицор обязательно приправляет этот звуковой коктейль так называемым «звоном» ― репликами по поводу происходящего на доске, по делу и не очень, нередко с петросянством и лёгкими матюками. Если соперники достойны друг друга и очень ХОТЯТ играть, марафон из блиц-партий может длиться много часов подряд. Вечный кайф, кто понимает.

История знает случаи, когда весьма средненький мастер или КМС, показывая не шибко выдающиеся результаты в большой игре, в блиц уделывал всех, вплоть до чемпионов мира. Легендарный Генрих «Чип» Чепукайтис ― ярчайший тому пример.

  • «Пуля»

То же что и блиц, но времени дается минута. Одна минута. Явление, специфическое для интернетов (ИРЛ неосуществимое, так как фигуру надо ставить аккуратно, да и на перенос руки к часам тоже тратится какое-то время. За минуту сыграть нормальную партию нереально. Попытки провести такое закончились разбрасыванием фигур вокруг доски). Думать вообще некогда, в результате на первое место выходит навык мышедрочерства ― как можно быстрее передвигать фигуры хотя бы на сколько-нибудь разумные места. Отдельные завсегдатаи игровых зон находят кайф и в этом.

Традиционные

Традиционные шахматы, т.е., популярные в соотвествующих странах, это не просто когда-то придуманные и давно забытые, а реально популярные шахматы. Примеры:

  • Чатуранга — древнейшие шахматы, играются в Индии
  • Китайские шахматы (сянци) — выглядят внезапно как шашки, на которых написаны названия шахматных фигур
  • Японские шахматы (сёги) - как и у китайцев вместо фигур, плашки с надписями, правда в отличие от китайцев не круглые, а в виде тупой стрелки
  • Корейские шахматы (чанги) - выглядят в точности как китайские, но отличаются правилами
  • Тайские шахматы (макрук) - внешне выглядит как обычные шахматы у которых пешки сдвинуты на один ряд вперёд, но очень сильно отличаются от обычных шахмат правилами
  • Польские шахматы (шахматы Глинского) — играются на шестиугольной доске состоящей из шестиугольков трёх цветов. В общем-то не такие уж старинные, а придуманные в XX веке польским патриотом Владиславом Глинским, но тем не менее очень популярные и усиленно форсятся польскими патриотами.

Извращения

Тут вариации с фигурами и измененными досками. Среди них шахматы на троих, трехмерные шахматы, гексагональные шахматы (шестиугольные поля и три цвета полей, по ним даже литература учебная имеется), цилиндрические шахматы (левая сторона игрового поля как бы огибает гипотетический цилиндр и соединяется с правой — получается своего рода бесконечность. Проще говоря — ладья с Н1 может пойти не только вверх или влево, но и прыгнуть вправо и выскочить со стороны клетки A1) и прочий нердопиздец, летящий на крыльях ночи.

Ну что, сообразим на троих?

  • Шахматы на обычной доске по изменённым правилам: поддавки, двухходовки. Наверное, правила пояснять не надо.
  • Шведские шахматы (шведки) — доставляющая разновидность шахмат (по идее, подвид предыдущих, но достойно выделения в отдельный пункт). Суть заключается в том, что играют команды 2х2, в каждой команде разными цветами, убитые фигуры передают партнеру, который может их поставить на доску вместо хода; играют обычно с контролем времени, как в блице; переговоры разрешены. На практике команды могут быть и 3х3, 4х4 и т. д., чем больше, тем веселее. Тут идут повышенные требования к игрокам на средней доске, куда ставят лучшего специалиста по шведам в команде. Ему ведь идут срубленные фигуры с двух сторон, в результате позиция на доске, с точки зрения «нормальных» шахмат, напоминает картины абстракционистов. Опять же, требуется умение быстрым взглядом окидывать позиции сотоварищей с целью определения оптимального варианта для раздачи им фигур. (Автору правки приходилось играть 6х6. Остались положительные эмоции и сломанный стул). Доставляют безумным драйвом и жесткой командной игрой (хорошо сыгранная команда второразрядников может навалять несыгранной команде кандидатов) в таком, казалось бы, чисто индивидуальном и спокойном виде спорта. А ещё в некоторых видах игроки одной команды должны сидеть на расстоянии 5—6 метров друг от друга и перекидывать сбитые фигуры: не поймал так не поймал.

Алкошахматы

Наш человек в Гаване

  • Боевые шахматы. Соперники произвольно расставляют фигуры на своих половинах доски, разделенных перегородкой. Потом перегородку убирают и начинается шахматный пиздец.
  • Фишерские шахматы 960. Случайная расстановка фигур на 1 и 8 горизонталях.
  • Кингчесс (Королевские шахматы). Доска и фигуры те же самые, но доска изначально пустая, а фигуры на неё выставляются в процессе игры.
  • Шахматы Лос-Аламос — шахматы на доске 6×6 без слонов, чему, собственно и обязаны своим вторым названием — «антиклерикальные шахматы» (слон по-английски — bishop, то есть епископ). Созданы были в Лос-Аламосской лаборатории для обкатки первых шахматных компьютеров.
  • Шашматы — смешение шахмат с шашками. Расположение как в шашках, цель оттуда же, но появляются пешки, ладьи, ферзи и верблюды (!). У обычного человека от такого ужоса возникает «синдром шахматиста».

Смешения

  • Шахбокс — кому-то ебнуло в голову смешать несмешиваемое и получилось вот это. По законам химии должен был произойти взрыв и сделать экспериментатора героем. Но, к сожалению, все обошлось спокойнее.
  • Алкошахматы — извращенная вариация алкошашек. Фигуры и пешки заменены сосудами с алкогольными напитками. В самой извращенной вариации фигуры обозначаются не хитрыми ёмкостями, а конкретно видом пойла — от коньяка до, скажем, спирта. Известна партия (по слухам, играли Ласкер с Мароци), в которой белые уже на 3-м ходу пожертвовали на поле f7 ферзя, в котором было 200 граммов виски. А закусывать не разрешалось. В итоге Мароци уже через пару ходов был пьян и, естественно, продул. Алсо подобный матч описан в романе Грэма Грина «Наш человек в Гаване». Только там про шашки!

ИРЛ

Мечты сбываются

Пагубная страсть играть в эту игру распространилась по всей стране. Во многих городах и деревнях уже созданы многочисленные клубы, посещаемые сотнями и тысячами людей. Единственное, чем там занимаются — это учат играть и играют дни напролет. Нас могут спросить, почему мы с таким сожалением говорим об этом? Потому что игра эта — развлечение самого низкого пошиба, которое отнимает у нашего разума самое ценное, что у нас есть — время, которое можно было бы использовать для более благородных занятий. Часто утверждают, что игра эта дисциплинирует ум, но на самом деле она лишь способствует ожирению, особенно у тех, кто и так ведет сидячий образ жизни. Вместо того, чтобы открыть перед собой двери настоящей учебы, игроки тешат себя иллюзией этаких «мысленных гладиаторских боев».
Scientific American. Июль 1859 г. «Опустившиеся до шахмат».

Шахматы и эти страны.

В XX веке была создана Всемирная шахматная федерация — ФИДО ФИДЕ, в которой в настоящее время председательствует расовый калмыцкий бизнесмен Илюмжинов. Он не имеет даже международного звания, вследствие чего придумывает всякую хрень типа нокаут-системы, из-за чего постоянно срётся с шахматёрами. А ещё калмык воплотил мечту Остапа Бендера — «Нью-Васюки».

В совке шахматы были в фаворе. Некто Яков Рохлин пробил открытие Всесоюзной шахсекции, процитировав якобы слова Ленина «Шахматы ― гимнастика ума». Лулз же в том, что такой фразы Ленин никогда не говорил ― перекопай хоть всё его собрание сочинений, не найдёшь, я гарантирую это. Но поскольку проверять, говорил это Ленин или нет, никто не стал (да и нет особой разницы, говорил он именно эту фразу или нет, но то, что поиграть в шахматишки Ленин любил — факт. Да и не только он, но и всякие Главковерхи-прокуроры типа Крыленко, так что лоббистов хватало), процесс пошёл. Кстати, Капабланка уверял, что если бы фигуры в шахматах были белые и красные, то Ленин был бы чемпионом мира.[ пруфлинк? ] Уже через двадцать лет самые крутые шахматисты (и чемпионы мира тоже) были родом из совка. Когда же пришёл великий полярный лис, отечественная шахматная школа развалилась. Конечно, сейчас работают всякие кружки, бывшие дворцы пионеров и пр., но всё равно уже не то.

Такое форсированное продвижение шахмат в народ не могло не поспособствовать нарождению шахматного быдла. Люди, учившиеся играть во дворах, запоминали только общие правила, пересказанные знакомыми, и часто не имели понятия о таких вещах как пат, взятие пешки на проходе, превращение пешки в любую фигуру, а не только в ферзя и т. п. Поэтому при игре с подобными личностями зачастую приходится доказывать правильность сделанного хода, причём очень долго.

Где-то в середине ХХ века появились первые компутерные шахматные программы, правда, хреново играющие. После того как в 90-х они доросли до приличного уровня, начались срачи на тему «кто сильнее — человек или машина». На сегодня можно сказать — машина сильнее. Ну ладно бы только это, так ведь начали пользоваться подсказками прямо во время игры. В общем, ФИДЕ придумала ставить металлоискатели и запретила носить в турнирный зал мобильники. У кого запищит — сразу засчитают поражение.

На волне этих срачей появилась теория, что компьютеры рано или поздно достигнут мощности, позволяющей просчитать все варианты ходов, что приведёт к самовыпиливанию шахмат. На самом деле, в современном понимании это невозможно, так как количество возможных шахматных партий (10 в 120-ой степени) заметно превышает количество атомов во Вселенной (10 в 80-ой степени). И даже если сделать квантовый комп из атомов всей Вселенной, считать ему почти не придётся. На самом деле, если поинтересоваться принципом действия квантового компьютера, станет ясно, что подобная операция у такого компьютера займет не сильно больше одного такта.

Кстати, в восьмидесятые в одном интервью у Карпова спросили, не приведет ли технический прогресс к перевесу машины и не станет ли это гибелью шахмат, на что он предложил обсудить не менее животрепещущую тему — не обгонит ли автомобиль человека и не приведет ли это к смерти лёгкой атлетики?

Так что играть хуману с хуманом от этого в общем-то менее интересно не станет.

А шашки (точнее, checkers) уже просчитали. С некоторыми упрощениями и допущениями, но доказали, что при правильной игре обеих сторон всегда будет ничья. Шахматам это не грозит, так как вариантов партий там больше в 9000 раз

За остальными унылыми подробностями — марш в педивикию.

Интересные факты

  • С самого начала христианская церковь не любила шахматы, считая их игрой языческой, азартной и порочащей. Однако и народ, и сами священники втихаря поигрывали в шахматишки. В Европе эта игра долгое время была под строжайшим запретом, власти грозили экстерминатусом всем, кому засвербит поиграть. Но запреты хорошо пиарят, популярность игры росла, и в 1393 году шахматы в Европе всё же разрешили.
  • До XIX века при игре в шахматы не существовало лимита времени. Игроки могли тужить моск над ходом ну очень долго, что крайне затягивало игру. Судьи и зрители лезли на стенку. Чтобы супершахматисты сильно не умничали, ввели ограничение по времени. Сначала использовали песочные, а позже, с 1883-го, расово правильные и удобные шахматные часы.
  • С другой стороны весьма гибкий подход к учёту (или отсутствию такового) шахматного времени позволял фанатам устраивать весёлые забавы вроде игры по переписке. Посылаешь письмишко и ждёшь год-другой (в принципе реально, если лет сто-двести назад играть с перцем с другого континента) реакции оппонента. Эта неторопливость и заочность породила мем «что-нибудь по переписке». В связи с игрой по переписке известен следующий лулз: не обременённый шахматным мастерством нуб забивает стрелу двум достаточно сильным игрокам, причём с одним он договаривается играть белыми, а с другим — чёрными. А в процессе игры просто копирует ходы первого и отправляет второму, и наоборот. В итоге он либо «выигрывает» у одного из них, либо делает ничью с обоими. PROFIT! На этот счёт рекомендуется также посмотреть фильм «Если наступит завтра». Или почитать одноимённую книжку Сидни Шелдона. Или рассказ Желязны «Вариант единорога».
  • Различные шахматные мемы нередко используются в кино в качестве пасхалок. Так, в «Ворошиловском стрелке» герой Ульянова в уличной шахматной партии ставит мат Легаля. В сказке «Садко» оный Садко проводит известную со средних веков комбинацию на тему «спертого мата». Этот же мат присутствует в повести Л.Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине». Да и сакраментальное «Лошадью ходи!» из «Джентельменов удачи» приводит к известной чуть менее чем сотню лет позиции.
  • Бессмертный Анонимус сыграл множество партий в течение нескольких веков. Ему доводилось выигрывать у многих сильных шахматистов, в том числе и у чемпионов мира. Неверующие могут посмотреть профиль Анонимуса на chessgames.com и убедиться в этом сами. Но чаще всего он все же проигрывал
  • Как-то раз на турнире английский шахматист Найджел Шорт должен был играть белыми с болгарином Иваном Чепариновым. Однако Иван то ли имел зуб на своего соперника, то ли просто решить немного потроллить, и поэтому отказался пожать перед игрой руку своему оппоненту. После того, как Чепаринов демонстративно проигнорировал протянутую руку, Шорт побежал жаловаться арбитру и потребовал засчитать ему победу в партии, ссылаясь на соответствующее правило ФИДЕ. И судья принял его сторону, зафиксировав результат. 1. e4 c5 1:0 Однако позже болгарин подал протест, партия была признана недействительной, переиграна, и Шорт победил. Анонимус тут же придумал хитрый план гарантированного выигрыша любой турнирной партии. Согласно его идее, перед началом игры следует невозбранно испачкать свою руку говном, словить лулзы от удивившегося оппонента, а затем пожаловаться арбитру на отказ от рукопожатия. PROFIT!
  • Кстати, русский мужик остаётся русским мужиком, даже если он шахматист и живет во Франции — на турнире в Колкате (сентябрь 2009) Владислав Ткачев пришёл на партию в дымину бухой и заснул на одиннадцатом ходу. Fail.

Байки

  • Как-то гроссмейстер Ф. Земиш проводил сеанс одновременной игры «вслепую». Среди посетителей была пожилая дама. Она долго наблюдала за гроссмейстером, а потом взволнованно обратилась к организаторам сеанса: «Он вас обманывает, он вовсе не слепой, он всё видит!»
  • Выдающийся передвигатель фигурок и главный неудачник наших дореволюционных шахмат Чигорин троллил ещё тоньше: с лишним ферзем проигрывал случайным партнерам, а без ферзя выигрывал. Однажды попутчика чуть было не увезли в больницу.
  • Савелий Тартаковер имел привычку «забывать» о неудачных турнирах, и на вопрос: «Почему вы так неудачно выступили там-то?», недоуменно переспрашивал: «О чем вы говорите, разве я там играл?»
  • Бернард Шоу однажды посетил ресторан. — Что сыграть в вашу честь? — спросил его дирижер оркестра. Но музыка мешала писателю разговаривать со своим коллегой, и он высказал скромное пожелание: — Я был бы вам признателен, если бы вы сыграли партию в шахматы.
  • Рети провел рекордный сеанс одновременной игры, не глядя на доску. У него было 30 соперников, но маэстро выиграл почти все партии. Уходя домой после сеанса, Рети забыл портфель. «Огромное спасибо! — сказал Рети, когда ему вернули портфель. — До чего же у меня плохая память, просто никуда не годится».
  • Флор проводил сеанс одновременной игры. Шахматы приносили сами участники. Подойдя к очередному сопернику, Флор остановился перед доской, на которой короля невозможно было отличить от ферзя, а слона — от коня. — Нет ли у вас комплекта с более четкими фигурами? — спросил Флор у своего противника. — Но позвольте, гроссмейстер, — искренне удивился его партнер, — этими же фигурами я играл против Рети, и он не протестовал, хотя давал сеанс вслепую.
  • Гроссмейстер Тайманов, талантливый ленинградский пианист, проиграл претендентский матч Бобби Фишеру со счетом 0:6. Когда Фишер стал чемпионом мира по шахматам, его попросили высказать свое мнение о гроссмейстере Марке Тайманове. — По-моему, он замечательный пианист, — «похвалил» Фишер своего недавнего соперника.
  • Про Эйве (чемпион мира 1935—1937) рассказывают что он как то в пути играл с одним шахматистом, и, естественно, разгромил. Соперник сокрушался: «Это невероятно! Только подумайте, проиграть три партии случайному партнеру в поезде! И это случилось со мной! Со мной, кого называют "Эйве нашего клуба!"»

Шахматисты ИРЛ

 

Гамбит Любой дебют, жертвующий фигуру/фигуры, обычно для того, чтобы обеспечить быстрое развитие или контроль над центром.
  Гамбит Абони 1.Nf3 d5 2.e4. Также известен, как Гамбит Лемберга, Львовский гамбит, Польский гамбит, Гамбит Теннисона и Гамбит Цукерторта.
  Гамбит Адамса Вариант Венской партии: 1.e4 e5 2.Nc3 Nf6 3.Bc4 Nxe4 4.Qh5 Nd6 5.Bb3 Nc6 6.d4.
  Гамбит Алеппо Очень старое название ферзевого гамбита.
  Гамбит Аллгаера Вариант Королевского гамбита: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ng5.
  Гамбит Альфреда-Вульфа Вариант Рети: 1.Nf3 d5 2.c4. Известен также как Гамбит Ландштрассе.
  Гамбит Бенко 1.d4 Nf6 2.c4 c5 3.d5 b5 4.cxb5 a6 5.bxa6 Bxa6.
  Гамбит Блуменфельда 1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 c5 4.d5 b5.
  Гамбит Бодена (Защита Петрова) Вариант в Защите Петрова: 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Bc4 Nxe4 4.Nc3.
  Гамбит Брейера Вариант в Королевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Qf3.
  Гамбит Ганштейна Вариант в Kоролевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 d6 5.d4.
  Гамбит Гулама-Kaссима Вариант в Королевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Bc4 g4 5.d4.
  Гамбит Гуринга 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 exd4 4.c3.
  Гамбит Каннингема Вариант в Королевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Be7.
  Гамбит Кереса Вариант в Kоролевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nc3. Также называется Гамбит Масона.
  Гамбит Кизерицкого Вариант в Kоролевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.h4 g4 5.Ne5.
  Гамбит Кохрана Вариант Защиты Петрова: 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6 4.Nxf7.
  Гамбит Куааде Вариант в Kоролевском гамбите: 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 g5 4.Nc3.
  Гамбит Ландштрассе Вариант в Дeбюте Рети: 1.Nf3 d5 2.c4. Также известен, как Гамбит Альфреда Вульфа.
  Гамбит Лемберг<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: