Что такое права человека?




Что такое права человека?

(отрывок)

Марек Новицкий

 

Знания о правах человека являются дисциплиной, находящейся между философией и особенно этикой, многочисленными областями юридической науки и политическими науками. В своем современном виде эта область знаний появилась после Второй мировой войны, хотя ее истоки прослеживаются уже в древности, в средневековье, а особенно в эпоху Просвещения. В коммунистическом мире права человека не были предметом ни исследований, ни преподавания, хотя само это словосочетание, которое было дополнено прилагательным «социалистические», начало появляться в семидесятых и восьмидесятых годах, запутывая и умышленно размывая емкие, наплывающие с Запада идеи, называемые у нас «буржуазными правами человека».

 

В девяностые годы в Польше наступило быстрое распространение концепции прав человека, однако, невозможно в течение нескольких лет наверстать полувековое отставание в развитии общественного сознания, особенно ввиду того, что многочисленные недоразумения вызывают и другие, косвенно связанные с правами человека термины, как демократия, левые, правые и т. п., смысл которых исказила сначала идеология ПНР, а позднее политики периода системных преобразований.

 

Невозможно вести дискуссию о чем-либо без установления смысла основных понятий. Итак, не пытаясь найти общепринятые дефиниции (таковые, впрочем, не существуют), попробуем определить основные понятия, которыми будем пользоваться во время нашей дискуссии о правах человека.

 

Первым объектом недоразумений является слово «демократия». Журналисты часто спрашивают о том, какой смысл заниматься правами человека, если «у нас уже есть демократия». Они отождествляют демократию с правлением большинства, а доказательством существования такого правления является, по их мнению, проведение честных, свободных выборов. Действительно, сейчас у нас в Польше правление большинства. Однако такое правление может быть неслыханно жестоким по отношению к отдельным людям и всякого рода меньшинствам, а иллюстрацию этого тезиса можно найти в истории. Возьмем хотя бы пример Сократа, приговоренного к смерти большинством; такой пример отнюдь не делает чести политической системе Афин. Если мы попросим произвольно взятую группу людей выписать на листочке 10 или 20 признаков, характеризующих их, а также ситуацию, в которой они находятся, то окажется, что будут преобладать черты, характерные для меньшинства. Большинство же склонно забывать о проблемах меньшинства, а иногда даже относится к некоторым из них с враждебностью. Значит, неограниченное правление большинства является угрозой для отдельных лиц и групп. Поэтому в наших разговорах демократией мы будем считать ограниченное правление большинства. Правление это ограничено совокупностью прав и свобод, полагающихся отдельным людям, а большинство не имеет права нарушать эти права и свободы. Таким образом, права и свободы индивидуума ограничивают волю большинства.

 

Принцип ограниченной власти часто называется принципом конституционализма. В настоящее время он находит свое отражение в форме разделов в письменных конституциях. Это разделы, касающиеся прав и свобод человека. Они ограничивают, в частности, власть законодателя; гласят, что члены парламента не могут поднять руки и проголосовать за то, что завтра мы повесим всех воров, выгоним из страны цыган или отнимем землю у тех, кто ее имеет. Таким образом, в демократическом обществе права и свободы человека определяют границы власти большинства.

 

Очень важным для прав человека понятием является государство права (правовое государство). «Республика Польша является демократическим правовым государством», - так записано в ст. 2 Конституции Польши. Правовое государство – это государство, в котором существуют четкие, стабильные и всем известные правила игры между человеком и властью. Это государство, в котором гражданин с очень большой вероятностью может предусмотреть, какой будет реакция власти на его поведение, потому что в таком государстве верховенствует прозрачное и четкое право, а не самоволие должностных лиц или чиновников.

 

Конечно, правовое государство не всегда является демократическим, а демократическое – правовым.


Что такое права человека?

(отрывок)

Марек Новицки

 

Права и свободы человека проявляются исключительно во взаимоотношениях человека с государством. Это так называемое «вертикальное» действие таких прав. Попытки описания отношений между людьми, базирующиеся на методологии и терминологии прав человека (так называемое «горизонтальное» действие этих прав), не были удачными, и сегодня, когда мы говорим о правах человека, мы ограничиваемся отношениями между человеком и государством. Очевидно, что семейная жизнь, любовь, дружба, соседские отношения являются источником целого ряда прав и обязанностей, однако они не входят в сферу прав человека.

 

Права человека – это права индивидуальные, а не коллективные (групповые). Их субъектом является отдельный человек. Таким образом, права человека не охватывают прав национальных меньшинств – это уже область политики и язык политика (таким коллективным правом было бы, например, право на автономию), а охватывают права лиц, относящихся к национальным меньшинствам. Также как и не права инвалидов как группы, а права каждого из них в отдельности. Единственной непоследовательностью при разграничении индивидуальных и групповых прав является введение в шестидесятых годах в оба ООН-овских Международных пакта о правах человека статьи 1, гласящей, что «народы имеют право на самоопределение». Права народов не вытекают из индивидуальных прав - это типичные коллективные права. Причины введения такой записи имели политический характер, сегодня же, по крайней мере, говоря о правах человека, мы имеем в виду права отдельных лиц, а не народов, общественных классов или сословий.

 

Различают две основные группы «прав человека»: материальные и процессуальные права. Материальные права – это конкретные свободы и права, полагающиеся человеку: свобода слова, совести, вероисповедания, выбора местожительства, право на образование и др. Процессуальные права – это доступные человеку способы действия и связанные с ними институты, позволяющие индивиду добиваться от правящих соблюдения свобод и реализации прав.

 

Иногда это разграничение нечеткое, например, право на судебное разбирательство может в некоторых ситуациях считаться материальным (когда мы обращаемся в суд как к арбитру, решающему наш спор с другим человеком), а в других – процессуальным (когда мы подаем в суд жалобу на учреждение, нарушившее наши права).

 

Материальные права делятся на права и свободы. Право (иногда называемое позитивным правом) – это обязанность правящих предпринять активные действия в пользу каждого из нас. Например, право на образование накладывает на власть ответственность за создание сети школ, дающей каждому ребенку возможность обучения. Как решен вопрос оплаты, вносится ли оплата за школу непосредственно или же в виде налога, вносимого в бюджет, который выступает в роли посредника при передаче денег, - это второстепенный вопрос. Если, однако, ребенок не будет иметь возможности получить образование (например, ввиду отсутствия эффективной стипендиальной системы в первом из этих случаев), мы будем иметь дело с нарушением права на образование. Аналогично выглядит ситуация в случае права на справедливый суд, так как выполнение обязанности построить сеть судебных учреждений дает возможность каждому обратиться в суд с важным для него делом.

 

Свобода (иногда называемая негативным правом) – это налагаемые на власть запреты на вмешательство в определенные области нашей жизни. Свобода слова, свобода вероисповедания и т. п. - это запреты на вмешательство государственной власти в эти области человеческой активности. Иначе говоря, если у меня есть право, то обязанностью власти является что-то для меня сделать, действовать активно, а если мне полагается какая-то свобода, государство обязано от действия воздержаться.

 

Традиция польского языка иногда противоречит этой систематике – буквально понимаемое право на жизнь могло бы значить, что государство должно сделать меня бессмертным, а, тем временем, речь идет скорее о свободе жизни; право на собрания – это запрет на вмешательство в то, где и под какими лозунгами мирно собираются люди, а, значит, это свобода собраний. Бороться с языковой нормой сложно и не совсем целесообразно, тем не менее, разграничение позитивных и негативных прав очень существенно.

 

Некоторые права являются неотъемлемыми правами. Это полагающиеся человеку права, от которых он не может отказаться. Подписанный кем-то документ о том, что он отрекается от личной свободы и отдается кому-то в рабство, не будет иметь никаких юридических последствий и с самого начала лишен значения. С другой стороны, мы можем эффективно распоряжаться имуществом и ограничить свое право собственности – собственность не является неотъемлемым правом.

 


Что такое права человека?

(отрывок)

Марек Новицки

 

Поскольку все, что связано с правами и свободами человека, происходит между индивидуумом и властью, следует подчеркнуть, что есть три принципиально разных подхода к природе этих отношений.

 

В соответствии с первым из подходов, власть первична, и это именно она по своей благосклонности и доброте предоставляет людям некоторые права. Таким образом, люди имеют столько прав, сколько власть захочет им дать. Такой подход представлен во всех коммунистических конституциях[1], можно найти его также в некоторых европейских конституциях девятнадцатого века.

 

Второй подход базируется на модели общественного договора: власть и, с другой стороны, народ, понимаемый как совокупность индивидуумов (а не как марксистское общество, которое являясь «новым качеством», может иметь свое собственные, независимые от воли и интереса его членов, цели), составляют договор. Подданные соглашаются выполнять определенные повинности в пользу правящих (например, платить налоги), а власть обязуется что-то делать для людей (реализовать их права) и воздерживаться от вмешательства в некоторые области их жизни (признавать свободы). Такой договор, более или менее выгодный для каждой из сторон, дополненный описанием структуры аппарата власти, часто называется конституцией.

 

Третий подход типичен для американского образа мышления. Люди, имеющие природные, вытекающие из сути их человечности свободы и права, решают создать государство и назначить власть, чтобы им лучше и удобнее жилось. Чтобы государство могло действовать, они добровольно ограничивают некоторые свои права и передают их в распоряжение государства, например, ограничивают свое право на собственность и соглашаются платить налоги, ограничивают свою свободу и обязуются по мере надобности служить в армии.

 

Эта модель принципиально отличается от первой. В первой люди имели столько прав, сколько предоставила им власть, в третьей власть имеет столько прав, сколько ей передали люди. Такие отличия в образе мышления имеют серьезные практические последствия. Если надо будет выбрать правовую норму и применить ее в конкретном, хорошо подобранном случае, то, руководствуясь первым и третьим способом рассуждения о взаимоотношениях между человеком и властью, мы получим разные решения, а, значит, даже одни и те же положения могут по-разному формировать общественную действительность. Третий подход, гласящий, что власти дозволено только то, что допускается законом, а людям - все, что законом не запрещено, является одной из основ концепции прав человека. Следует, однако, помнить, что мы рассматриваем только проблему взаимоотношений «индивидуум – власть», и что утверждение, согласно которому человеку дозволено все, что законом не запрещено, ограничивает только возможность основывающегося на принуждении вмешательства государства в многочисленные области нашей жизни, не уменьшая при этом ни в чем наши нравственные обязанности по отношению к близким, соседям или просто другим людям.

 

Основным понятием в концепции прав человека является неотъемлемое человеческое достоинство или - на языке общественного учения католической церкви – достоинство человеческого существа. Человеческое достоинство связано с самой сущностью человечности, вытекает из самого факта, что кто-то является человеком; его имеет и младенец, который еще ничего ни хорошего, ни плохого в жизни не сделал, и самый большой преступник. Человеческое достоинство следует отличать от личного достоинства, которое является понятием, близким чести – такое достоинство надо «заработать», оно растет, когда мы ведем себя благородно и порядочно, можно его потерять, если поступаем подло. Для прав человека важным является первое понятие – человеческое достоинство. Его обоснование можно искать в разных религиях и философиях. Например, для христианина оно вытекает из того, что человек, созданный по образу и подобию Бога, носит в себе частицу достоинства своего Создателя. Однако, оказывается, что для дальнейшего рассуждения не особенно важно, как мы обосновываем существование человеческого достоинства, в какой религии или философии мы будем его искать, если и так, рассматривая последствия существования этого достоинства, получим в конечном итоге очень сходные перечни свобод и прав, полагающихся человеку в его связях с государственной властью; прав, защищающих человека от унижения, негуманного отношения со стороны сильного, обладающего средствами принуждения государства.

 

Эти права и свободы являются оболочкой, щитом, защищающим достоинство каждого человека от посягательств со стороны власти. Таким образом, права человека не гарантируют того, что мы будем любимы, счастливы, что нам будет сопутствовать успех, не гарантируют даже справедливости или минимум благосостояния – они защищают нас только от унижения, посягательств на наше достоинство, и то лишь со стороны одного, но самого могущественного из потенциальных нарушителей – государственной власти, что в демократии означает волю большинства.

 

Права человека позволяют нам сохранить индивидуальность, неповторимость, так как не было до сих пор и никогда не будет уже кого-то такого, как каждый из нас, с нашим индивидуальным багажом воспоминаний, чувств, мыслей. Противоположностью строя, уважающего неповторимость и индивидуальность каждого из нас, являются «тоталитаризмы», создающие «нового человека», придуманного диктаторами и отвечающего эталону. Такие идеальные граждане говорят одинаково, думают одинаково, а в крайнем варианте одеты в северно-корейские или китайские мундирчики или коричневые рубашки, и маршируют строем или складываются на стадионах в живые картинки в честь Вождя-Отца или организующей их жизнь Идеи.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: