Примерные письменные задания по итогам изучения тем 1 – 6.




Теоретический материал

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

Ос новные даты и события: IV-VII вв. — Великое переселение народов; VIII в. — возникновение у восточных славян первой формы государственности (племенного княжения).

Основные термины и понятия: Великое переселение народов; го­сударство; племенные союзы; родовая и соседская община.

 

Тема 2. Образование древнерусского государства. Деятельность первых русских князей.

Основные даты и события:

862 - призвание Рюрика,

862-879 - годы правления Рюрика,

879-912 - годы правления Олега,

882 - покорение Новгородом Ки­ева, образование Древнерусского государства

907, 911 - походы Олега на Византию, русско-византийский договор

912-945 - годы правления Игоря,

941, 944 - походы Игоря на Византию,

945 - убийство Игоря древлянами,

945-972 - годы правления Святослава,

945-964 - годы регентства Ольги,

965 - покорение Хазарского каганата,

968 - победа над Волж­ской Булгарией,

972 – 980 - годы правления Ярополка.

Исторические деятели: Рюрик; Олег; Игорь; Оль­га; Святослав.

Основные термины и понятия: государство; теории о происхождении государства у славян, полюдье, уроки, погосты.

Вопросы для обсуждения: 1) предпосылки образования Древнерусского го­сударства; 2) теории о происхождении государства у славян; 3) Русь при первых князьях; 5) значение образования Древнерусского государства.

 

Тема 3. Владимир I. Принятие христианства и начало становления российской православной цивилизации.

Основные даты и события:

980-1015 - годы правления Владимира Святого,

980 - языческая реформа,

988 - принятие хри­стианства,

Исторические деятели: Владимир.

Основные термины и понятия: христианство; десятина, митрополит, патриарх

Вопросы для обсуждения: 1) языческая реформа; 2) предпосылки крещения Руси; 3)проблема выбора веры; 4) Русь при Владимире; 5) значение принятия христианства.

 

Тема 4. Русь при Ярославе Мудром. Формирование древнерусского права.

Основные даты и события:

1015 – 1019 - годы правления Святополка I Окаянного,

1019-1054 - годы правления Ярослава Мудрого,

1054 - разделение единой христианской церкви на православную и

католическую,

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый.

Основные термины и понятия: смерд; хо­лоп; закуп; рядович; изгой; печенеги.

Вопросы для обсуждения: 1) экономический строй Древней Руси; 2) соци­альный строй; 3) политический строй; 4) расцвет Древней Ру­си при Ярославе Мудром.

 

Тема 5. Русь при Владимире Мономахе. Борьба с половцами.

Основные даты и события:

1097 - съезд в Любече,

1113 – 1125 - годы правления Владимира Мономаха

30-е гг. XII в. - распад Древнерусского государства

Исторические деятели: Владимир Мономах.

Основные термины и понятия: междоусобицы; половцы.

Вопросы для обсуждения: 1) княжеские раздоры; 2) съезд в Любече; 3) борьба с половцами; 4) Устав Владимира Мономаха.

 

Тема 6. Культура и быт Древней Руси.

Основные даты и события: XI в. — первые берестяные грамоты на Руси; середина XI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» Иллариона; середина XI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор.

Основные термины и понятия: летопись; зернь; скань; перегород­чатая эмаль, фреска, мозаика.

Вопросы для обсуждения: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значе­ние культуры Древней Руси.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТЕМЕ 2.

Примерные письменные задания по итогам изучения тем 1 – 6.

Часть 1

1. Укажите памятник древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.

1) «Житие Бориса и Глеба» 3) «Повесть временных лет»

2) «Поучение детям» 4) «Слово о законе и благодати»

2. Укажите реки, по которым проходил путь «из варяг в греки».

1) Волга 4) Висла

2) Дунай 5) Нева

3) Днепр 6) Волхов

3. Что стало одним из последствий Крещения Руси?

1) Появление на Руси первых христиан

2) Укрепление культурных связей с Византией

3) Политическая раздробленность Руси

4) Появление славянской азбуки

4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.

1) Разгром Хазарского каганата

2) Крещение Руси

3) Призвание варягов

4) Заключение договора князя Игоря с Византией

5. Что из перечисленного относится к деятельности княгини Ольги?

1) Введение уроков и погостов

2) Крещение Руси

3) Организация походов против половцев

4) Принятие христианства

5) Основание Новгорода

6) Месть древлянам

6. Перед вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений. Подберите для каждого положения соответствующий факт.

1) Княжна Анна (дочь Ярослава Мудрого) была замужем за французским королем Генрихом I.

2) В награду за помощь в подавлении мятежа киевский князь Владимир Святославич потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну.

3) Ярослав Мудрый стремился укрепить внешнеполитическое положение Руси с помощью династических браков.

4) Владимир Святославич пытался укрепить свой авторитет с помощью династического брака.

Положение Факт Положение Факт
       

7. Запишите термин, о котором идет речь.

Объезд киевским князем подвластных территорий с целью сбора дани - ____________.

 

Часть 2

1. Существует точка зрения, что, несмотря на описываемое в летописи общение князя Владимира с представителями разных религий, его выбор в пользу христианства по византийскому образцу был предопределен предшествующим развитием Древнерусского государства. Приведите два аргумента в подтверждение этой точки зрения.

2. Существует точка зрения, что время правления Ярослава Мудрого является расцветом Древнерусского государства. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих эту точку зрения.

3. Сравните язычество и христианство по линиям, указанным в таблице.

Линии сравнения Язычество Христианство
Влияние на развитие письменности      
Возможность человеческих жертвоприношений    
Отношение к убийству        
Отношение к мести        

 

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитайте отрывок из летописи и выполните задания.

Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег… и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд, и Олег, и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль».

a. Назовите событие, о котором идет речь в данном отрывке. Укажите год, когда оно произошло. ______________________

_____________________________________________________

b. Укажите два решения, принятые в ходе описываемого события.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

c. Назовите инициатора проведения описываемого события. Укажите один факт, указывающий на его стремление выполнить принятые решения. Укажите его вклад в развитие древнерусского законодательства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рекомендуемые учебные пособия для подготовки:

1. История России. 6 класс, часть 1 - 2 под редакцией А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

2. История России. 7 класс, часть 1 - 2 под редакцией А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

3. Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

4. Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. История России. Иллюстрированный атлас. 6 класс. М.: Просвещение, 2016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: