Лекция 19. Элементы ораторского и полемического мастерства менеджера образования




Тема 11. Элементы ораторского и полемического мастерства менеджера образования

1. Сущность понятия ораторского мастерства

2. Основные компоненты ораторского и полемического мастерства

 

 

Наглядные и методические пособия

1.Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. – Казань. Центр инновационных технологий, 2004. – 468 с.

2.Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.

 

 

Управляемая самостоятельная работа студентов

Составление карты-схемы, отражающей элементы ораторского и полемического мастерства менеджера образования

 

 

Формы контроля знаний

Беседа с магистрантами по проблемам

 

Выборочный опрос и анализ выступлений.

 

 

Лекция 18. Элементы ораторского и полемического мастерства менеджера образования

1. Сущность понятия ораторского мастерства

2. Основные компоненты ораторского и полемического мастерства

 

Для формирования профессионального мастерства преподавателя он должен владеть приемами ораторского искусства. Пятьдесят лет назад известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть Е», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика.

Эрудиция

Это важнейшее качество оратора. В наше динамичное время нам приходится иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать немного о многом и о немногом.

Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень. Существует три измерители эрудиции:

• глубина - проникновение к истокам знаний по специальности;

• широта - охват смежных отраслей знания;

• достоверность - соответствие знаний последним данным науки.

Подчеркнем, что ни ораторская школа, тренинги, практикумы не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.

Энергия

Вещание должно быть энергичным, упругим. Вялый, неенергий-ный оратор исключается из аудитории.

Эмоциональность

Это способность не только информировать, убеждать, а зажигать слушателей, заставлять их переживать то, о чем говорится. Люди не только слушают речь, но и видят и чувствуют ее. Слова, которые не вызывают образов, утомляют. Эмоции говорящего влияют на публику и, наоборот, эмотивно восприятия речи слушателями стимулирует деятельность оратора.

Эмоциональной выразительности речи способствуют глагола. Например, предоставляют речи динамичности и передают эмоциональное состояние человека такие глаголы:

- Увлечения: наслаждаться, любоваться, гордиться, надышаться и и др..;

- - Удивление: поразиться, удивляться;

- - Любви и ненависти: любить, боготворить, ценить, ненавидеть, презирать и др..;

- - Недовольство: жаловаться, ворчать, жаловаться, дуться, злиться, возмущаться и др..;

- - Волнение: бояться, переживать, трепетать, волноваться, трепетать и др..;

- - Заботы, волнения и скорби: болеть, тосковать, грустить, беспокоиться, расстраиваться и др..

Для передачи различных эмоциональных значений женщины широко используют различные интонационные средства. У мужчин палитра интонационных красок беднее и более бледная. их эмоциональная оружие, в большинстве, помещается в лексике и грамматике.

Экспрессивность

Суть этого требования заключается в выразительности речи, его образности, умелом использовании стилистических и риторических средств (поговорок, пословиц, афоризмов, цитат, стихотворных строк, мысли известного человека и др.)..

Этика

Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к слушателям, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальности оратора, они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения к слушателям. В чем же может проявиться неуважение? В опоздании, нарушении регламента, недоброжелательном отношении к репликам и вопросам, в игнорировании интересов и запросов слушателей.

Эстетика

Это почти самый сложный вопрос ораторского искусства - выступать не только содержательно, интересно, но и красиво, эстетически привлекательно. Нужен артистизм оратору? Возможно, в том виде, в котором он необходим для актера, оратору не нужен.

Однако элементы артистизма могут быть полезными. Какие именно? То, что К.С. Станиславский называл «внутренним видением» того материала, который оратор собирается преподавать. Важно работать над голосом и дикцией. Говорят, что хорошая дикция - это вежливость актера. Но и оратора также.

Учитывая, что каждый ритор, тем более оратор, имеет свое неповторимое психологическое лицо, можно сказать, что существует несколько типов ораторов. Как справедливо подчеркнул В. Белинский: «Один оратор господствует над толпой силой своего бурного вдохновения, второй - осторожной грацией изложения, третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием, четвертый - последовательностью и ясностью изложения и др..».

Подробнее: https://mednurse.ru/bolezni/oratorskoe-masterstvo-pedagoga

 

Лекция 19. Элементы ораторского и полемического мастерства менеджера образования

1. Основные правила риторики

 

Каждому преподавателю приходится выступать в роли оратора – во время чтения лекций, выступления на совещаниях или конференциях. Поэтому владение приемами ораторского мастерства является важным компонентом педагогической деятельности.

 

На мой взгляд, понятия «педагогическое мастерство» и «ораторское мастерство» имеют много общего.

Для успешного публичного выступления необходимо соблюдать три основные правила риторики:

 

1. Говори не лозунгами, а тезисами.

Лозунг – краткая, хорошо запоминающаяся речь, не требующая доказательства.

Тезис – фраза, заключающая в себе мысль, которая требует доказательства или опровержения.

Необходимо так строить свое выступление, чтобы оно состояло из тезисов и аргументов.

Современная педагогика рассматривает такие технологии в обучении, как проблемное обучение, деятельностный подход в обучении. Всякое обучение основам наук в то же время является обучением и соответствующим умственным действиям. Важно не давать определенный набор информации, а вооружить студентов, слушателей определен­ным подходом, принципами и научить вырабатывать способ действия самостоятельно. Начальным этапом для достижения этой цели будет умение аргументировать свое суждение.

 

2. План и эпистема.

 

Овладение ораторским мастерством начинается с обучения составлению плана речи. При этом акцентируется внимание на обязательность введения, в котором необходимо мотивировать выбор темы выступления. Понятие «мотивация» известно каждому педагогу.

 

Эпистема – высший тип достоверного, абсолютного знания. Известно, что на сегодняшний день объем информации увеличивается в два раза каждые два-три года. Следовательно, надо быть очень внимательными к информации, которую мы сообщаем. Особенно это касается преподавателей.

 

3. Формула Цицерона.

 

 

Древний римский оратор Марк Туллий Цицерон произнес однажды фразу, которая впоследствии стала одним из основных правил риторики:

 

«Оратор есть тот,

кто любой вопрос

изложит со знанием дела,

стройно и изящно,

с достоинством при исполнении…».

 

Рассмотрим данное высказывание одновременно и как риторическую формулу, и как рекомендации педагогу. Для этого выделим в этом правиле четыре компонента:

 

1. «…любой вопрос…» - по тематике выступления (оратору надо быть готовым ответить на дополнительные вопросы по теме выступления, как и преподавателю – по теме лекции, которую он изложил).

2. «…изложит со знанием дела…» (оратору необходимо владеть мастерством публичного выступления, учителю – методами и приемами обучения).

3. «…стройно и изящно…» (содержание и форма выступления или обучения).

4. «…с достоинством при исполнении…» (оратору необходимо учитывать этическую сторону выступления – быть вежливым, приветливым, тактичным по отношению к аудитории; преподавателю - по отношению к своим ученикам).

5.

Таким образом, если заменить в формуле Цицерона первое слово на «Учитель», мы получим высказывание о том, кого мы можем назвать настоящим педагогом.

 

В заключении можно сделать вывод о том, что ораторское мастерство – показатель профессионализма преподавателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: