Теоретические основы развития быстроты




Материал по новой теме

Быстрота – способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности человека.

Выделяют три основные формы проявления быстроты:

1. Латентное время двигательной реакции;

2. Скорость одиночного движения;

3. Частота движений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

Формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (при высокой скорости реакции выполнение движения может быть относительно медленным). В практической деятельности наблюдается комплексное проявление быстроты, включающее сочетание трех означенных форм. Так, в спринте результат зависит от скорости реакции на старте, скорости выполнения движения и частоты шагов при беге по дистанции. Скоростные способности человека достаточно специфичны: одни движения можно выполнять быстро, а другие – сравнительно медленно.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: -состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особенностей мышечной ткани; ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат – КТФ); амплитуды движений (т.е. от степени подвижности в суставах); способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола; скоростных природных способностей человека. При развитии быстроты используют следующие методы:

-Метод повторного применения скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий). Данный метод направлен на воспитание способностей к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. Предполагается широкое использование различных вариантов скоростно-силовых упражнений как с отягощениями (набивные мячи, гантели, гири, штанги), так и без них. Упражнения с отягощениями должны соответствовать основным движениям по форме и характеру.

-Метод повторного выполнения упражнений в максимально быстром темпе. При осуществлении данного метода предполагается выполнение движений с максимальной скоростью со стремлением показать наилучший результат. Продолжительность интервалов отдыха должна соответствовать практически полному восстановлению.

- Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений. Использование этого метода позволяет научиться выполнять предельно быстрые движения путем уменьшения длины дистанции, высоты препятствия и пр.

Также методами воспитания скоростных способностей являются:

1) метод строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Метод строго регламентированного упражнения включает в себя вышеназванный метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения и метод вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях (чередование движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 сек.) и движения с меньшей интенсивностью).

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований. Эффективность данного метода достаточно высокая, поскольку при различной подготовленности занимающихся предоставляется возможность бороться друг с другом на равных условиях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

К средствам, направленным на развитие быстроты, следует отнести все скоростно-силовые упражнения:

- с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, в высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения, поднятие тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах;

- с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, в прыжковых упражнениях; - с использованием воздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам вверх и вниз, по различному грунту (газон, песок), против ветра, по ветру и т.д.;

- с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с 60 отягощениями различного веса и вида (утяжеленный пояс и набивные мячи, гантели и гири, мешки с песком), в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса, гири).

Особое внимание при воспитании быстроты уделяется овладению искусством расслабления, т.е. выполнение движений без излишних напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений при усилиях, близких к предельным, однако без искажений в технике движений. С этой целью в программу занятий включаются бег с опущенными и предельно расслабленными руками, с полузакрытыми глазами, с максимальным расслаблением плечевого пояса и рук, с ускорением при плавном нарастании скорости, семенящий бег с опущенными, предельно расслабленными плечами и другие упражнения.

Для развития частоты движений применяются:

-циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;

-бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством;

- быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;

-упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:

- упражнения для развития быстроты реакции;

- упражнения для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м);

- упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

При развитии быстроты широко используются скоростносиловые упражнения. Выполнение физических упражнений связано с силовыми качествами как способностью оказывать и преодолевать сопротивление посредством мышечных усилий. В различных упражнениях они проявляются в смешанных динамических режимах с быстрым переходом от уступающих к преодолевающим действиям. В уступающих режимах занимающийся способен проявить большую силу, чем в преодолевающем (например, при спрыгивании с возвышения).

Преодолевающий динамический режим характеризуется резко ускоряющимся преодолением отягощения или сопротивления в виде взрывной силы. Поэтому скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев. Для решения конкретных задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения. Скоростно-силовая подготовка обеспечивает развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкости изложения и точности применения упражнений. В первом варианте скоростно-силовой подготовки решается задача повышения абсолютной скорости выполнения основного упражнения (бег, прыжок, метание) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног, корпуса), а также их сочетаний (стартовый разгон и бег по дистанции, разбег и отталкивание в прыжках). Необходимо облегчать условия выполнения этих упражнений: бег с низкого старта и ускорения с сокращением длины шагов, бег или многоскоки под гору, по ветру, отталкивание с возвышения 5-10 см. Движения выполняются максимально быстро, быстрее основного упражнения или его элемента и чередуются с заданной скоростью (95-100 % от максимальной). Быстрота движений достигается за счет совершенствования координации движений и согласованности в работе групп мышц (напряжение-расслабление). При непрерывном повторении упражнений быстрота повышается до максимальной постепенно, что сохраняет свободу и амплитуду движений. Эти упражнения выполняются в начале тренировочного занятия, после разминки, тщательно разогрев мышцы в предварительных повторениях (с меньшей скоростью) избранного упражнения. Во втором варианте скоростно-силовой подготовки решается задача увеличения силы сокращения мышц и скорости движений. Используются основные упражнения или их отдельные элементы, а также сочетания основных упражнений без отягощений или с небольшим отягощением в виде пояса, жилета, манжет, увеличение длины шагов, высоты препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда. При третьем варианте скоростно-силовой подготовки решается задача развития наибольшей силы сокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения. Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполнения упражнений различный: от 60% до максимально быстрого. Чем больше проявляется сила сокращения мышц и связанные с этим волевые усилия спортсмена, тем эффективнее она развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показатели абсолютной силы мышц. При выполнении специальных упражнений для развития быстроты следует придерживаться следующих методических правил: развивать двигательные ощущения, мышечную память и контроль за свободой движений; следить за правильностью, амплитудой, темпом и акцентами, а также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для избирательного и наиболее точного воздействия на определенные группы мышц в соответствии с рабочими фазами упражнения; видеть и чувствовать главное звено и оценивать эффект от упражнения; повторное исполнение неточных движений чаще приносит только вред; использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя упражнения в ритме упругих покачиваний; знать (а затем и чувствовать), что чем быстрее выполняется смена направления движения, переход от уступающего режима в работе мышц к преодолевающему, от сгибания к разгибанию и чем короче путь торможения, тем большее воздействие испытывает опорно-двигательный аппарат в данном упражнении; необходимо концентрировать волевые усилия на энергичном взрывном характере проявления усилий; помнить, что число повторений в одном подходе должно быть оптимально до чувства легкого утомления: 25-30 – в прыжковых упражнениях и без отягощений; 63 10-15 – в упражнениях с применением малых отягощений или усилий на тренажерах; до чувства утомления–полного утомления в подходе в упражнениях со средними отягощениями или усилиями: 4-6 – в упражнениях с большими отягощениями; 1-3 – в упражнениях с максимальными отягощениями, продолжительность одного подхода для развития быстроты в пределах 10-15 сек., отдых между подходами – 3 м

Фильм смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=URkmCs6iBRY



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: