Основные типы (модели) избирательных систем и их особенности.




Налаженный контроль за деятельностью политических институтов и лидеров и эффективный механизм замены власти являются необходимыми условиями деятельности власти в интересах различных социальных групп. Этим целям служит избирательная система - совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти. В широком смысле избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В зависимости от того, какая будет установлена избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная электоральная система - одна из разновидностей избирательной системы, применяемая во многих странах, в том числе и в РФ (на выборах Президента РФ, Глав субъектов РФ, муниципальных выборах). Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 2-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Данная система имеет как свои достоинства, так и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

- система персонального представительства позволяет избирать конкретных кандидатов вне партийных списков, что способствует повышению эффективности их работы с целью улучшения репутации у своих избирателей;

- соблюдение принципа народовластия при выборах в коллегиальный орган власти по одномандатным мажоритарным округам осуществляется в полной мере (избирая конкретного кандидата от своего округа, граждане делают выбор в пользу своего представителя, а кандидату такая конкретность дает независимость от партий и их лидеров - в отличие от кандидата, прошедшего по партийному списку).

К недостаткам мажоритарной избирательной системы можно отнести следующее:

- не дает адекватной репрезентативности политических сил;

- недостаточно отражает настроения «меньшинства» избирателей: при системе абсолютного большинства к «меньшинству» может быть отнесено до 49,9% избирателей, при относительной системе большинства - до 64%, а это десятки миллионов избирателей.

Таким образом, мажоритарная система привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку оппозиционная точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.

Стремление преодолеть явную несправедливость мажоритарной системы по отношению к участвующим в выборах политическим акторам породило пропорциональную избирательную систему.

Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Пропорциональная избирательная система изначально предназначалась для представительства прав меньшинств, именно поэтому она была апробирована в государствах, где население этнически, конфессионально и социально неоднородно. Внедрение данной системы поддерживали, в первую очередь, левые партии, т. к. она давала возможность обеспечить представительство разных социальных групп.

Положительные аспекты пропорциональной избирательной системы:

- способствует формированию и укреплению многопартийности как важнейшего элемента демократии;

- политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей;

- социальная мобильность депутата (в случае отказа кандидата-победителя от мандата, его место передается следующему депутату в партийном списке, что позволяет экономить бюджетные средства, исключая повторные (дополнительные) выборы);

- система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию.

Негативные аспекты пропорциональной избирательной системы:

- при применении системы закрытых списков избиратели не знают, кто получит депутатский мандат (т. к. избиратель не влияет на очередность мест в партийном списке и зачастую избиратели знают только лидера партии);

- не дает адекватного представительства политических сил, искажая его в пользу победившей партии (мандаты проигравшей партии переходят к победившей партии или блоку, т. е. не учитывается мнение значительной части избирателей);

- может применяться только в многомандатных избирательных округах;

- зависимость мнения депутата от программы партии, что зачастую не позволяет ему выражать «наказы избирателей»;

- политическая партия для того, чтобы попасть в парламент, должна набрать определенный минимум голосов избирателей в масштабах всей страны, что может стать проблемой для несистемных (малых и молодых) партий;

- зачастую не позволяет малым и молодым политическим партиям развиваться, как важнейшему элементу гражданского общества.

Для минимизации недостатков мажоритарной и пропорциональной электоральных систем применяется смешанная избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной системе, т. е. две избирательные системы используются параллельно.

Положительные черты данной системы:

- позволяет использовать плюсы как пропорциональной, так и мажоритарной электоральных систем;

- позволяет сформировать парламент, состав которого отражает реальное соотношение политических сил в обществе, а также войти в состав представительного органа конкретным политическим лидерам, в т. ч. не имеющим отношения к системным партиям.

- способна обеспечить пропорциональное партийное представительство и представительство территорий;

- избиратели получают возможность голосовать и за конкретные личности, а не только за партийные бренды;

-ответственность за обещания и дела становится более персонифицированной;

- уменьшается шанс попадания в парламент путём передачи мандатов по партийному списку;

- возможность реализации пассивного избирательного права беспартийными кандидатами, имеющими право выдвигаться в порядке самовыдвижения;

- избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу или партийную принадлежность, но и личные качества кандидата - репутацию, профессиональность, жизненные убеждения, опыт деятельности, т. е. подобный персональный подход к каждому кандидату дает возможность участвовать в выборах и победить любому независимому кандидату, не относящемуся к какой-либо партии.

Так же можно выделить следующие недостатки смешанной системы:

- усложняется структура и деятельность самого парламента, могут возникнуть проблемы при взаимодействии фракций, представителям «малых (новых) партий» и беспартийным самовыдвиженцам сложнее попасть в правительственную или парламентскую коалицию.

- не в полной мере отражает рейтинг политических партий в государстве, т. к. избиратели, голосуя за одномандатников, зачастую автоматически «отдают» свой голос партии, к которой принадлежит политический лидер (при этом избиратель зачастую не является сторонником данной партии).

Таким образом, можно сделать вывод, что избирательные системы, используемые в различных государствах, существенно отличаются друг от друга в силу исторических, политических и иных факторов, имеют свои особенности, преимущества и недостатки. Мажоритарная система, в целом, является оптимальной при выборах главы государства, глав субъектов, муниципалитетов и при выборах депутатов представительных органов муниципальной власти, но при формировании представительного органа власти не дает адекватной репрезентативности политических сил в масштабе всего государства. Пропорциональная система, в целом, может использоваться в чистом виде только при выборах в федеральный парламент, т. к. она способствует укреплению многопартийности как важнейшего элемента демократии, однако имеет большее количество недостатков в сравнении со смешанной системой. Смешанная избирательная система позволяет учесть плюсы как мажоритарной, так и пропорциональной избирательной системы, а также нивелировать их негативные стороны. Смешанная электоральная система дает возможность избирателю одновременно отдать свой голос партии, идеи которой отвечают его политическим предпочтениям, а также поддержать в одномандатном округе кандидата, который будет выражать интересы электората. Она оптимально подходит при организации избирательного процесса на федеральном и региональном уровнях.

 

 

Использованная литература:

1. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России. М.С.Нагорная, О.А.Рогозина. https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-izbiratelnyh-sistem-i-spetsifika-ih-prakticheskogo-voploscheniya-v-sovremennoy-rossii



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: