специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок




Экзаменационные материалы по

ОУД. 01. РУССКИЙ ЯЗЫК

По программам подготовки специалистов среднего звена

специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

 

Тюмень, 2020

 

Время выполнения заданий каждого билета - 30 мин.

 

БИЛЕТ 1

Выделите ударные гласные в словах.

 

Каталог, красивее, жалюзи, звонит, включен, досуг, газопровод, корысть, краны, кремень, договор, квартал, новорожденный.

 

БИЛЕТ 2

Правописание гласных в корнях слов: проверяемых, непроверяемых, чередующихся.

Вставьте пропущенные буквы.

 

Б…гровый закат, нав…вать проволоку, нав…вать воспоминания, возм…щать утрату, поместить в кл…довой, преод…леть преграду, отд…лённая местность, разр…дить посевы, разр…дить обстановку, пренебр…жительное отношение, дов…рять и пров…рять, обн…жать, н…жевая рана.

 

1.Чёрная туча грозно заст…лает небосклон. Поле бл…стит мокрой зеленью и расст…лается ковром до самого горизонта (Л.Т.). 2. Зам…рли грома раскаты (Ник.). 3. Скоро гости к тебе соб…рутся... Что за звуки, за песни польются день-деньской, от з…ри до з….ри (Ник.). 4. Весело проб…раться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи (Т.). 5.. Ваше предл…жение следует серьёзно обдумать. 6. Красивая внешность юноши распол…гала к нему людей. 7.Где вы смогли так вым…кнуть, ведь дождь давно прошёл? 8. Обм…кните кисть в краску и напишите номер дома на стене.

 

БИЛЕТ 3

Правописании О/Ё после шипящих и Ц.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

 

Маленький ц…плёнок, ц…анистый калий, ц…ганская песня, демонстрац…я, иллюминац…я, куц…й хвост, лисиц…на нора, ц…кнуть на собаку, острые спиц…, ц…рковое представление, ц…фровой диктант, ц…ркуль, милиц…онер, благоухающая акац…я, круглолиц…й мальчик, бледноли…й брат мой.

Кош...лка, деш...вый, ж...сткий, ч...лн, щ...тка, обж...ра, ч...каться, ш...колад, маж...рный, зач...т.

 

БИЛЕТ 4

Тире между подлежащим и сказуемым.

Спишите предложения, ставя, где нужно, тире.

 

1.Чтение вот лучшее ученье. 2. Учиться всегда пригодится. 3. Интеграция это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. 4. Курить здоровью вредить. 7. Опаздывать дурная привычка. 8. Жизнь прекрасна.

 

БИЛЕТ 5

Правописании разделительных Ъ и Ь.

Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

 

1.Вот нам и еще один компан...он (Купр.). 2. Она села за фортеп...яно и сыграла несколько любимых его п...ес (Гонч.). 3. Среди большой чистой площадки на высоком п...едестале высился слепок могучей фигуры Давида (Вер.). 4. Письма любимого стали неот...емлемой частью ее жизни. 5. Настал день прем...еры.

 

БИЛЕТ 6

Осложненное простое предложение. Обособление определений и обстоятельств.

Перепишите, расставив запятые..

 

1. Большинство поэтов родившихся возле русских рек привязывают свое творчество к ним и пишут о реке своего детства. 2. Русские писатели неустанно трудились над совершенствованием художественной речи создавая прекрасные образцы слога обогащали русский литературный язык расширяя его пределы и показывая разнообразные приемы усиления эмоциональности образности речи они боролись за чистоту и правильность русского языка оберегая его от порчи и засорения ненужными заимствованиями и неумелым словотворчеством. 4.. Увлеченные игрой они не слышали, как открылась дверь (Н. Чук.).

 

БИЛЕТ 7

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложениях с однородными членами.

 

1. На взгляд-то он хорош да зелен (И.Крылов). 2. Приют наш мал зато спокоен (М.Лермонтов). 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки (И.Гончаров). 4. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья (Л.Толстой). 5. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега (А.Чехов). 6. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно (К.Федин).

 

БИЛЕТ 8

Обращение, знаки препинания при нем. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обращения подчеркните или выделите жирным.

Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу (С. Есенин). Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе (С. Есенин). О Русь малиновое поле и синь упавшая в реку люблю до радости до боли твою озёрную тоску (С. Есенин). Я покинул родимый дом голубую оставил Русь (С. Есенин)

 

 

БИЛЕТ 9

Вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. Расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть или выделить цветом вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.

 

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России

 

БИЛЕТ 10

Сложное предложение, классификация сложных предложений.

В пословицах и афоризмах укажите простые предложения, определите тип каждого сложного предложения и средства связи его частей (союзы, союзные слова, интонация).

 

1. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 2. Недолгая речь - морока, а долгая - поволока. 3. Человек спрятан за своими словами: хочешь узнать человека, вслушайся в его речь. 4. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь. 5. Где мало слов, там вес они имеют. 6. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

 

 

БИЛЕТ 11

Классификация сложносочиненных предложений, знаки препинания в них.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, выделив главные члены.

 

1. Наташа говорила шёпотом да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.). 2. Оглянитесь вокруг и увидите столько нового и интересного! 3. Ломоносов вот так же с рыбарями ехал однако из него вышел человек на всю Европу (Ч) 4. Вы придете ко мне или мне прийти к вам? 5. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.). 6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.). 8. В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.). 9. Пусть холод кончится и наступит тепло!

 

БИЛЕТ 12

Классификация сложноподчиненных предложений, знаки препинания в них Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, выделив главные члены.

1. По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза Манилова делались веселее (Г.). 2. Мост прогнил так что по нему опасно ехать. 3. Яблони пропали оттого что мыши объели всю кору кругом (Л.Т.). 3. Русские писатели оставили нам множество рекомендаций и советов как следует относиться к богатейшим языковым ресурсам русского языка как умело использовать его выразительные возможности.

БИЛЕТ 13

Классификация сложных бессоюзных предложений, знаки препинания в них. В отрывке из романа И.С. Тургенева «Рудин» расставьте знаки препинания.

Обилие мыслей мешало Рудину выражаться определительно и точно. Образы сменялись образами сравнения то неожиданно смелые то поразительно верные возникали за сравнениями. Не самодовольной изысканностью опытного говоруна вдохновением дышала его нетерпеливая импровизация. Он не искал слов они сами послушно и свободно приходили к нему на уста и каждое слово казалось так и лилось прямо из души пылало всем жаром убеждения. Рудин владел едва ли не высшей тайной музыкой красноречия. Он умел ударяя по одним струнам сердец заставлять смутно звенеть и дрожать все другие.

 

БИЛЕТ 14

Причастие. Правописание НЕ- с причастиями.

Перепишите предложения, раскрывая скобки.

 

1.(Не)все деревья желтеют одновременно; ещё (не)тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав. 2.(Не)засеянные, а лишь распаханные поля окружали нас. 3.(Не)прекращавшаяся метель (не)давала возможности продвигаться вперёд. 4. В (не)освещённой части парка было прохладно. 5.(Не)доставленное письмо возвращено отправителю. 6. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке (Кор.)

 

 

БИЛЕТ 15

Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

 

БИЛЕТ 16

Наречие. Правописание наречий.

Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

 

1. Сначала всё было (по) прежнему тихо (Кор.). 2. Так, сидя бок (о) бок, мы были далеки друг от друга (М.Г.). 3. Он обладал сказочной силой, с ножом ходил на медведя один (на) один (Гил.). 4. Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (Шол.). 5. Злоба его прошла, и он смеялся так, как не смеялся (давным) давно (Шол.). 6. Чёрные тучи, сплош... покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь (Н.-П.). 7. Пётр упал навзнич... (Н.-П.). 8. Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж..., прислали ко мне внезапно: давай денег (П.).

 

 

БИЛЕТ 17

Служебные части речи: предлог, союз, частица. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

1. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4.На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 5. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 6. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.)

 

 

БИЛЕТ 18

Правописание производных предлогов. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

1. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Тёмные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошёл со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).

 

БИЛЕТ 19

 

Правописании н и нн в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

 

1. Мартовское солнце светило ярко, и сквозь око...ое стекло падали на стол горячие лучи (Ч.). 2. Карма...ые часы, лежавшие на письменном столе, торопливо и однообразно пели две нотки (Гарш.). 3. Он был одет в дли...ые крепкие сапоги, в куртку, в кожа...ые брюки и походил на охотника. (М.Г.). 4. В комнату, легко ступая по земл...ому полу, вошёл хозяин (Л. Т.). 5. Послышался стук лошади...ых копыт о бревенчатый пол: вывели из конюшни воро...ого коня (Ч.). 6. Хозяин страстно любил охоту вообще, а соколи...ую в особенности. 7. Когда стекл...ыx зеркал ещё не было, их заменяли выпуклые металлические пластинки.8. Серебря...ый иней украсил тонкие ветки берёзы. 9. Деревя...ый забор был покрашен весёлой голубой краской. 10. Чугу…ая ограда парка дополняла стари...ую архитектуру особняка

 

БИЛЕТ 20

Имя числительное как часть речи.

Запишите словами числительные, комментируя их правописание.

11, 17, 79, 327

 

1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. О 1945 годе. 4. У 894 километра

 

 

Критерии оценивания

 

Оценка «5» выставляется при условии безупречного результата либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, «4» - при наличии 1-2 недочетов. Неудовлетворительная оценка выставляется в случае, если обучающийся показал неусвоение основного программно­го материала.

Конкретизировать критерии выставления фиксированной отметки можно следующим об­разом:

Оценка «5» выставляется, если обучающийся

- безошибочно излагает материал письменно;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если обучающийся

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при отве­те на видоизмененные вопросы;

Оценка «3» выставляется, если обучающийся

- в письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если обучающийся

- в письменных ответах допускает грубые ошибки

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: