Разработчик: Бушмакина Римма Шаяповна учитель русского языка и литературы
УМК: Меркин. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.
Класс: 7
Предмет: литература
Тема урока: «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». »_
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока | Раскрыть нравственную проблематику рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор». |
Задачи | - Познакомить с художественными особенностями жанра рождественского рассказа на примере рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», - формировать навыки смыслового чтения, умения пересказывать эпизоды рассказа, делать выводы и обобщения, - развивать критическое мышление, речь, - обогащать словарный запас школьников, -формировать финансовую грамотность обучающихся, - воспитывать любовь к ближнему, сострадание к окружающим, милосердие и доброту |
Планируемые результаты | Познавательные УУД: формировать умения рассматривать проблему с разных сторон, пересказывать эпизоды текста, делать выводы на основе анализа текста, находить информацию в тексте. Коммуникативные УУД: формировать умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание, формировать личностную культуру работы с информацией, умение работать в паре. Регулятивные УУД: формировать умения высказывать свою версию на основе работы по анализу содержанию рассказа, оценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: формировать умения выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению. |
Основные понятия, используемые на уроке | Нравственная основа рассказа, прототип, эпитеты, метафоры, гипербола, антитеза (контраст), эпизод, лексическое значение слова. |
Межпредметные связи | Музыка, русский язык (подбор синонимов и однокоренных слов к слову «чудесный»), живопись, основы православной культуры. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Индивидуальная, фронтальная, дифференцированная работа |
Методы обучения | Словесные: рассказ, работа с книгой, беседа, частичная дискуссия. Наглядные: иллюстративная демонстрация (компьютерная презентация). Методы проблемного обучения: познавательное изложение материала, проблемно – диалогическое изложение материала, исследование |
Технологии работы с информацией | Технология развития критического мышления, продуктивное чтение, здоровьесберегаюющая технология, технология дифференцированного обучения. |
Методические приёмы | Устный монологический рассказ о докторе и его прототипе, исследование текста, обращение к личному опыту, нравственная оценка героев рассказа, чтение по ролям, пересказы эпизодов, ключевые термины, анализ иллюстративного ряда к рассказу, сравнение эпизодов, дискуссия. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||||
I фаза - ввод. | ||||||||||||||||
1.Мотивация Организация класса - эмоциональная, психологическая подготовка к учебной деятельности | Рада приветствовать вас на нашем уроке. -Ребята, можете ли вы предположить по слайду, о чем пойдет речь в рассказе «Чудесный доктор» (Слайд 1) Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «Чудесный» Сегодня очень интересное сочетание Рождество Иисуса – чудо, Профессор Н.И.Пирогов творил поистине чудеса при лечении людей, А.И.Куприн написал рассказ «Чудесный доктор» | Настраиваются на серьёзную работу. Приветствие Новый год Рождество Христово. Доктор. | 1) Регулятивные: умение интегрировать информацию 2)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |||||||||||||
2.Постановка проблемы. Определение цели урока. Постановка задач урока. Эвристическая беседа | 1.Беседа Эпиграф к уроку: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн (Слайд 2) С такими словами обращается к вам писатель Александр Иванович Куприн - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока, задачи урока. - Жизнь людей на Земле не бывает простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают людей. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, самым дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в самую критическую минуту, воспринимается как ЧУДО. - Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком СЛУЧАЕ, КОТОРЫЙ ПОВЕДАЛ НАМ А.И. КУПРИН… -Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке(Слайд 4) | Высказывают свое мнение после обобщения всех ответов (Чудеса совершают люди) - Предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока. о добре, сострадании, милосердии рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, воспитывать доброе отношение к людям и т.п.) | Регулятивные: - целеполагание, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания - умение структурировать знания, | |||||||||||||
3. Актуализация знаний Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями | 2.Запишите в тетрадях тему урока. Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». _ - А вы любите эти удивительные праздники: Новый год и Рождество? - Сколько рассказчиков в этом произведении? Повествование рассказа необычно. Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”. (Слайд 5) - С какой целью автор использует такое построение? | Милосердие- это гуманизм, сострадание к ближнему. Проверка- обмен мнениями Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого … Чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего . | 1) Регулятивные: - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания 1) Регулятивные: умение интегрировать информацию 2) личностная культура работы с информацией | |||||||||||||
1.Открытие нового знания. Анализ рассказа -раскрытие сущности новых понятий.(финансовая грамотность) -самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей) -систематизация информации 5.Формирование собственной позиции | Ребята, все мы посещаем магазины, торговые центры, где мы постоянно сталкиваемся с рекламой, различными «выгодными акциями», маркетинговыми приемами, главная цель которых стимулировать нас именно к этой покупке, потратить наши деньги именно в этой торговой точке. Такую рекламу мы видим и в рассказе «Чудесный доктор» (Слайд 6-8) 1.Прочитайте описание витрины гастронома. Как вы думаете, чем она привлекла внимание мальчиков? 2. Найдите детали,которые передают атмосферу праздника? - А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества? - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. Вот и в нашем рассказе герои вначале в полном отчаянии, несмотря на приближающийся праздник. - Итак, для Гриши и Володи атмосфера праздника осталась позади, что же впереди? (Потянулись пустыри…уже более года…) – читаем и комментируем. - Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде! 2.Иллюстрация «В квартире Мерцаловых». –Назовите эпизод, изображенный художником. -Найдите описание подземелья в тексте.(Слайд 9) Назовите основные детали описания. Составьте сравнительную таблицу Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала? -Что мы узнаем о семье Мерцаловых из этого эпизода? -Почему семья оказалась в таком бедственном положении? (Слайд 10) -Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой? 1. Найдите в тексте диалог. Прочитайте выразительно (мама, Гриша, Володя) 2. Как вы думаете, о чём говорилось в письме? ( 3. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал? -Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых Какие пословицы подходят к ситуации, сложившейся в семье Мерцаловых По доходу и расход; Скупой платит дважды; Плакали наши денежки; Деньга деньгу родит; К копейке копейка– проживёт семейка; Без копейки рубля нет. Слайд 11 Проблема: Бедность семьи Мерцаловых. Проблемный вопрос: Как помочь семье Мерцаловых? Отчаяние гонит Мерцалова из дома и приводит в городской сад. Найдем в рассказе пейзаж, прочитаем. (Слайд 12) С помощью чего создается красота пейзажа? - Какой литературный прием вновь использует Куприн? - О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия? И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. -Кто был этим ангелом? (Слайд 13) 5. Доктор в подземелье у Мерцаловых. Слайд 14 -Что же сделал этот ангел? -Что же купил на три рубля,полученные от доктора, Мерцалов? (Слайды 16-19) -А вы знаете. что можно купить сейчас на эти три рубля? – Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора? – Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? ). ( – Почему доктор сам не назвал себя? Давайте мы сами узнаем о Николае Ивановиче Пирогове (Слайд 20-21) -Почему автор приписывает доктору эпитет «чудесный»? -Какое чудо он совершает? (Слайд 22) -Дайте нравственную оценку поступкам доктора. Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым? Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание:“…главное никогда не падайте духом”? | Понятие «реклама», «маркетинговый ход»
1.Работа с текстом (в парах)
Найти контраст (антитезу)
Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюбленно-жадный взгляд”.
2.Выборочное чтение текста рассказа
Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда
4.Составление сравнительной таблицы
6. Работа в парах
автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других
Просьба помочь семье.
Очевидно, швейцар – жестокий и злобный человек
-глава семьи заболел тифом; - все скудные сбережения ушли на лечение; - потеря рабочего места; - болезнь детей; - смерть девочки
Высказывают варианты решения проблемы Пожалеть, посочувствовать Предложить денег Дать мальчикам одежду Предложить переехать в другую квартиру Дать работу отцу. Срочно купить Машутке лекарства
Выразительное чтение отрывка на фоне музыки метафоры, олицетворения, эпитеты антитезу: тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. тоже захотел такой же тишины. Им овладевает отчаяние и даже мысли о смерти
читают о том, какие же действия начинаются в семье Мерцаловых |