Технологическая карта урока по литературе в 7 классе «Чудесный доктор» А.И.Куприна




Разработчик: Бушмакина Римма Шаяповна учитель русского языка и литературы

УМК: Меркин. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2020.

Класс: 7

Предмет: литература

Тема урока: «Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». »_

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока Раскрыть нравственную проблематику рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Задачи - Познакомить с художественными особенностями жанра рождественского рассказа на примере рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», - формировать навыки смыслового чтения, умения пересказывать эпизоды рассказа, делать выводы и обобщения, - развивать критическое мышление, речь, - обогащать словарный запас школьников, -формировать финансовую грамотность обучающихся, - воспитывать любовь к ближнему, сострадание к окружающим, милосердие и доброту
Планируемые результаты Познавательные УУД: формировать умения рассматривать проблему с разных сторон, пересказывать эпизоды текста, делать выводы на основе анализа текста, находить информацию в тексте. Коммуникативные УУД: формировать умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание, формировать личностную культуру работы с информацией, умение работать в паре. Регулятивные УУД: формировать умения высказывать свою версию на основе работы по анализу содержанию рассказа, оценивать учебные действия, осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: формировать умения выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению.
Основные понятия, используемые на уроке Нравственная основа рассказа, прототип, эпитеты, метафоры, гипербола, антитеза (контраст), эпизод, лексическое значение слова.
 
Межпредметные связи Музыка, русский язык (подбор синонимов и однокоренных слов к слову «чудесный»), живопись, основы православной культуры.
Формы организации познавательной деятельности учащихся Индивидуальная, фронтальная, дифференцированная работа
Методы обучения Словесные: рассказ, работа с книгой, беседа, частичная дискуссия. Наглядные: иллюстративная демонстрация (компьютерная презентация). Методы проблемного обучения: познавательное изложение материала, проблемно – диалогическое изложение материала, исследование
Технологии работы с информацией Технология развития критического мышления, продуктивное чтение, здоровьесберегаюющая технология, технология дифференцированного обучения.
Методические приёмы Устный монологический рассказ о докторе и его прототипе, исследование текста, обращение к личному опыту, нравственная оценка героев рассказа, чтение по ролям, пересказы эпизодов, ключевые термины, анализ иллюстративного ряда к рассказу, сравнение эпизодов, дискуссия.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
I фаза - ввод.
1.Мотивация Организация класса     - эмоциональная, психологическая подготовка к учебной деятельности   Рада приветствовать вас на нашем уроке.   -Ребята, можете ли вы предположить по слайду, о чем пойдет речь в рассказе «Чудесный доктор» (Слайд 1) Давайте попробуем подобрать синонимы к слову «Чудесный»   Сегодня очень интересное сочетание Рождество Иисуса – чудо, Профессор Н.И.Пирогов творил поистине чудеса при лечении людей, А.И.Куприн написал рассказ «Чудесный доктор» Настраиваются на серьёзную работу. Приветствие   Новый год Рождество Христово. Доктор.   1) Регулятивные: умение интегрировать информацию 2)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.  
2.Постановка проблемы. Определение цели урока. Постановка задач урока.   Эвристическая беседа 1.Беседа Эпиграф к уроку: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» А.И.Куприн (Слайд 2) С такими словами обращается к вам писатель Александр Иванович Куприн   - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?   - Сформулируйте тему нашего урока, задачи урока. - Жизнь людей на Земле не бывает простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают людей. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, самым дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в самую критическую минуту, воспринимается как ЧУДО. - Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком СЛУЧАЕ, КОТОРЫЙ ПОВЕДАЛ НАМ А.И. КУПРИН… -Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке(Слайд 4)   Высказывают свое мнение после обобщения всех ответов (Чудеса совершают люди)     - Предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока. о добре, сострадании, милосердии     рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, воспитывать доброе отношение к людям и т.п.)   Регулятивные: - целеполагание, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания - умение структурировать знания,
3. Актуализация знаний   Воспроизведение ранее изученного, установление связей между прежними и новыми знаниями 2.Запишите в тетрадях тему урока. Тема добра и милосердия в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор». _ - А вы любите эти удивительные праздники: Новый год и Рождество? - Сколько рассказчиков в этом произведении? Повествование рассказа необычно. Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”. (Слайд 5)   - С какой целью автор использует такое построение?   Милосердие- это гуманизм, сострадание к ближнему. Проверка- обмен мнениями     Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого   Чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего   .     1) Регулятивные: - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания   1) Регулятивные: умение интегрировать информацию 2) личностная культура работы с информацией  
1.Открытие нового знания. Анализ рассказа -раскрытие сущности новых понятий.(финансовая грамотность) -самостоятельно осмыслить содержание и проникнуть в мотивы поступков героев путём выделения ключевых слов (деталей)     -систематизация информации   5.Формирование собственной позиции Ребята, все мы посещаем магазины, торговые центры, где мы постоянно сталкиваемся с рекламой, различными «выгодными акциями», маркетинговыми приемами, главная цель которых стимулировать нас именно к этой покупке, потратить наши деньги именно в этой торговой точке. Такую рекламу мы видим и в рассказе «Чудесный доктор» (Слайд 6-8) 1.Прочитайте описание витрины гастронома. Как вы думаете, чем она привлекла внимание мальчиков?   2. Найдите детали,которые передают атмосферу праздника? - А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником. Какие чувства испытываете вы при приближении Нового года и Рождества? - Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. Вот и в нашем рассказе герои вначале в полном отчаянии, несмотря на приближающийся праздник. - Итак, для Гриши и Володи атмосфера праздника осталась позади, что же впереди? (Потянулись пустыри…уже более года…) – читаем и комментируем. - Далее автор сгущает краски. И мы точно понимаем, что семья в беде!     2.Иллюстрация «В квартире Мерцаловых». –Назовите эпизод, изображенный художником. -Найдите описание подземелья в тексте.(Слайд 9) Назовите основные детали описания. Составьте сравнительную таблицу Зачем автор помещает рядом описание праздничного города и бедного подвала?   -Что мы узнаем о семье Мерцаловых из этого эпизода? -Почему семья оказалась в таком бедственном положении? (Слайд 10)   -Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?   1. Найдите в тексте диалог. Прочитайте выразительно (мама, Гриша, Володя) 2. Как вы думаете, о чём говорилось в письме? ( 3. Мог ли швейцар отдать письмо по назначению? Почему он этого не сделал?   -Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых   Какие пословицы подходят к ситуации, сложившейся в семье Мерцаловых По доходу и расход; Скупой платит дважды; Плакали наши денежки; Деньга деньгу родит; К копейке копейка– проживёт семейка; Без копейки рубля нет. Слайд 11 Проблема: Бедность семьи Мерцаловых. Проблемный вопрос: Как помочь семье Мерцаловых?   Отчаяние гонит Мерцалова из дома и приводит в городской сад. Найдем в рассказе пейзаж, прочитаем. (Слайд 12) С помощью чего создается красота пейзажа?   - Какой литературный прием вновь использует Куприн? - О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?     И в этой торжественной тишине, в преддверии Рождества, как будто ангел спустился с небес. -Кто был этим ангелом? (Слайд 13) 5. Доктор в подземелье у Мерцаловых. Слайд 14 -Что же сделал этот ангел?     -Что же купил на три рубля,полученные от доктора, Мерцалов? (Слайды 16-19) -А вы знаете. что можно купить сейчас на эти три рубля? – Какой сюрприз ждет Мерцаловых после исчезновения доктора? – Как Мерцаловы узнают фамилию «чудесного доктора»? ). ( – Почему доктор сам не назвал себя? Давайте мы сами узнаем о Николае Ивановиче Пирогове (Слайд 20-21)   -Почему автор приписывает доктору эпитет «чудесный»? -Какое чудо он совершает? (Слайд 22) -Дайте нравственную оценку поступкам доктора.   Что изменилось в жизни семьи Мерцаловых после встречи с Пироговым? Как вы понимаете смысл слов, произнесённых доктором на прощание:“…главное никогда не падайте духом”?   Понятие «реклама», «маркетинговый ход»   1.Работа с текстом (в парах) Найти контраст (антитезу)     Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюбленно-жадный взгляд”.   2.Выборочное чтение текста рассказа   Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда   4.Составление сравнительной таблицы 6. Работа в парах
Атмосфера праздника: Атмосфера бедного дома:
Гастрономическая выставка, Подземелье,
Сияющие елки, Сырость стен,
Веселая полька, Ужасный запах керосинового чада,
Прекрасные магазины, Детское грязное белье,
Праздничное оживление толпы Крысы,
Смеющиеся лица нарядных дам. Больной ребенок.

 

автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других

 

Просьба помочь семье.

 

Очевидно, швейцар – жестокий и злобный человек

 

-глава семьи заболел тифом;

- все скудные сбережения ушли на лечение;

- потеря рабочего места;

- болезнь детей;

- смерть девочки

 

 

Высказывают варианты решения проблемы

Пожалеть, посочувствовать

Предложить денег

Дать мальчикам одежду

Предложить переехать в другую квартиру

Дать работу отцу.

Срочно купить Машутке лекарства

 

 

Выразительное чтение отрывка на фоне музыки

метафоры, олицетворения, эпитеты

антитезу: тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова.

тоже захотел такой же тишины. Им овладевает отчаяние и даже мысли о смерти

 

читают о том,

какие же действия начинаются в семье Мерцаловых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: