Фрагменты древнеегипетской лирики 22 глава




Так он прожил девять лет, пока новые августы не позвали его в Рим на какое-то торжество. Он отказался принять приглашение, ссылаясь на старческое нездоровье. Второе приглашение уже было выдержано в категорических тонах, и Диоклетиан, подозревая, что его зовут отнюдь не на дружеский ужин, счел за лучшее принять яд…

 

 

КСТАТИ:

«Зло есть то же, вероятно, добро, результат которого не проявляется немедленно».

Оноре де Бальзак

 

 

И вот на арену вышел император Константин Великий (285—337 гг.). Это он был инициатором приглашения Диоклетиана в Рим, чтобы подвергнуть его позорной казни, так что предчувствие не обмануло старика…

Константин, выждав удобный момент, устранил всех своих соперников и возможных претендентов на власть, не остановившись перед кровопролитной гражданской войной.,

В честь его победы была сооружена триумфальная арка. Это была первая и единственная триумфальная арка, посвященная не победе над внешним врагом, а успешному избиению своих соотечественников. Такое деяние если и признавалось необходимым, то ни в коем случае не увенчивалось победными лаврами. Это был прецедент, прямо указывающий на сползание цивилизованного Рима в пучину азиатской дикости, указывающий на то, что римляне отныне перестали быть полноправными гражданами своей страны, превратившись в собственность своего господина, то есть сделав то, за что они всегда так презирали варваров…

К сожалению, эти простые истины напрочь отвергаются нашими современными правителями. Существует ведь дистанция огромного размера между воином, защищающим Отчизну от чужеземного нашествия, и воином, применяющим оружие против своих соотечественников. Последний может проявлять чудеса храбрости, однако нельзя его награждать теми же орденами, что и защитника родины, иначе эти ордена будут запятнаны, девальвированы, они перестанут быть могучим стимулом проявлений истинно воинской доблести.

Тем, последним, нужно хорошо платить, давать мешки денег, но не знаки державного героизма. Или изобрести для них особые ордена и медали…

 

 

КСТАТИ:

«Лицемер мне напоминает человека, который убил родителей и просит суд о снисхождении на том основании, что он сирота».

Авраам Линкольн

 

 

Константин по достоинству оценил перспективность христианства как опоры абсолютной власти, и в 313 году издается судьбоносный Медиоланский (Миланский) эдикт, согласно которому христианская религия объявлялась равноправной со всеми иными культами. Видимо, и показательная казнь Диоклетиана была задумана как справедливое наказание ярого гонителя христиан.

Сам же Константин справлял в своем дворце и христианские, и языческие праздники, нимало не смущаясь таким смешением жанров.

Он установил для сенаторов налог, причем очень высокий, так что это вожделенное для многих и многих звание стало довольно дорогим удовольствием, которое не каждому было по карману.

Вот, кстати, урок Истории, который следовало бы творчески переосмыслить в наше время. Зарплата депутатам — это привычно, но ненормально, если отбросить стереотипы. Это такой же нонсенс, как объявление: «Плачу алименты. Деньги вперед».

А налоги при нем все росли и росли, и рост этот исходил не из действительного положения вещей, а исключительно из желаемого. Если раньше Рим существовал за счет грабежа других народов, то теперь другие народы начали грабить его, а сам он — в лице власти, которой очень хотелось быть пышной и богатой, — начал грабить самого себя.

 

 

КСТАТИ:

«Царь, который пополняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента».

Мухаммед Аззахири ас-Самарканди

 

 

А город Рим он почему-то невзлюбил и в итоге решил основать новую столицу империи.

Эту новую столицу, Второй Рим, как ее сначала называли, построили на месте древнего греческого города, расположенного на берегу пролива Босфор, на границе Европы и Азии. Имя этого города — Византий.

Новая столица была построена довольно быстро и сразу же начала поражать своим кричащим великолепием, скорее азиатским, чем европейским. Кроме прочих богатств, новая столица славилась прекрасными статуями, огромным количеством подлинных шедевров ваяния. Эти шедевры были вывезены из Рима и других городов Италии и Греции. Константин продолжал грабить своих подданных.

Новую столицу в честь императора назвали Константинополем (нынешний Стамбул).

А первое лицо государства все более входило в роль азиатского царя, самовластного господина своих рабов-подданных, истины в последней инстанции. Константин окружил себя немыслимой даже по тем временам роскошью и цветистым славословием угодников. Одновременно с этим у него развивалась какая-то маниакальная подозрительность, заметно омрачавшая радости его нынешнего величия.

Одной из жертв этой подозрительности стал его старший сын Крисп, в котором он начал усматривать сильного соперника, причем не только в делах правления. Его жена Фауста, мачеха Криспа, обвинила юношу в попытке надругательства над ее царственным телом. Этого хватило для того, чтобы император приказал казнить сына, правда, вскоре он устранил и заявительницу, столкнув ее в ванну с кипятком.

Немного повоевав с готами и сарматами, Константин в 337 году заболел и умер, предварительно приняв крещение.

Историки-христиане в благодарность за все его заслуги перед новой религией назвали его Великим.

М-да… Ты — мне, я — тебе…

А с той поры христиане, пользуясь поддержкой последующих императоров, начали жестоко преследовать другие религии, разрушая древние храмы и уничтожая произведения искусства.

Римский император Феодосий издал целый ряд эдиктов, согласно которым языческие храмы и статуи богов подвергались обязательному разрушению, а последователи старой религии были объявлены государственными преступниками.

Феодосий приказал удалить из здания римского сената великолепную статую богини Победы и поместить ее в сарае среди всякого хлама. Это была пощечина сенаторам, воспринимавшим эту статую как символ государственной мудрости, как неотъемлемую деталь зала заседаний. Они много раз униженно просили императора вернуть статую на ее законное место, но тот был непреклонен.

Вскоре прекрасная статуя была уничтожена дворцовыми слугами, которые сочли неразумным держать в сарае такую громоздкую вещь.

Явная деградация сената: в лучшие времена император, отдавший подобное приказание, оставался бы живым день-два, не больше. А этот не только остался живым, но и продолжил свою варварскую деятельность по разрушению древних святынь.

В 389 году Феодосий посетил Египет. В Александрии он обратил свое императорское внимание на величественный храм Сераписа, заключавший в своих стенах одну из самых больших в мире библиотек и школу языческих философов. Феодосий был поражен великолепием древнего храма, а посему заявил следующее:

— Этот языческий храм красивее и больше самых лучших христианских церквей! Я не могу допустить такого торжества язычества над христианством! Этот храм должен быть уничтожен!

Сказано — сделано. Глубокой ночью толпа христиан под руководством епископа Феофила подожгла храм, и к утру от него остались лишь обгорелые развалины. В числе прочих сокровищ погибла библиотека, состоявшая из 200 000 сочинений древних авторов.

 

Между прочим, Феодосию, как и Константину, было присвоено звание «Великий»…

Я хочу быть правильно понятым. Множество наших бед происходит оттого, что, оценивая те или иные реалии бытия, мы исходим не из логики, не из здравого смысла, не из чувства вселенской справедливости, в конце концов, а из какого-то неясного томления, называемого чувством расовой, классовой или какой иной солидарности, из политических симпатий и антипатий, из заржавленных стереотипов и не слишком тщательно скрываемых комплексов, которые при случае выдаются опять-таки за ощущения единства, причастности к тому или иному эгрегору… Чушь все это, господа. Так можно очень далеко зайти в оправдании любой мерзости, любого злодейства, и это оправдание непременно ударит когда-нибудь по оправдывающим.

Мера оценки поступков должна быть единой, и если мы считаем тяжким преступлением против человечества сожжение неприятельскими солдатами нашей деревни (вместе с жителями, разумеется), то аналогичное деяние наших солдат следует считать таким же преступлением, иначе нам никогда не построить более или менее справедливое общество для себя же самих…

 

 

КСТАТИ:

«Да будут прокляты все интересы цивилизации, и даже сама цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу».

Федор Достоевский

 

 

На улицах Александрии толпа христиан растерзала женщину по имени Ипатия, которая занималась научными исследованиями. Вот тогда, в конце IV века, и начались повсеместные гонения на ученых, чьи трактаты вступали в противоречие с христианскими догмами.

А в это время все усиливался и усиливался натиск варваров, которые хотели даже не столько поживиться на римских землях, сколько уничтожить там все завоевания столь раздражающей их цивилизации. Если вникнуть в глубины психологии бывшего колхозника, то можно понять его раздражение при виде преуспевающего фермерского хозяйства. Подняться до такого уровня он не в состоянии, а вот низвести раздражающий объект до своего уровня с помощью полной канистры и коробка спичек — это сколько угодно!

В 410 году Рим пережил нашествие вестготов, двигавшихся с территорий нынешней Швеции. Шесть дней они куражились над городом, разрушая его святыни, убивая и насилуя его жителей.

Вслед за готами в Западную Римскую империю ринулись и другие варварские племена. Они затопили собой Галлию, Италию, Испанию и Северную Африку, где выкорчевывали виноградники под посевы ржи и ячменя, вырубали оливковые рощи под пастбища, разрушали храмы, чтобы использовать их обломки для постройки крепостей, короче говоря, показывали со всей наглядностью, кто в Европе (да и не только в ней) хозяин.

По аналогии можно вспомнить раскулачивание в конце 20 годов XX века в Советском Союзе, когда сельское отребье, поселившись в домах ликвидированных тружеников-земледельцев, срывало железо с крыш и пропивало его…

В эту эпоху жил и творил знаменитый философ и христианский богослов Августин Аврелий (354—430 гг.), известный еще как Блаженный Августин.

Этот человек славился как своей святостью, так и разносторонними знаниями. Он обладал явно не традиционным для своего времени и статуса мышлением, если мог заявить следующее: «Вера вопрошает, разум обнаруживает».

Как-то его спросили, бывают ли на свете чудеса.

Блаженный Августин, не задумываясь, ответил: «Бывают. Восход солнца есть подлинное чудо».

Последние 34 года своей жизни он занимал епископскую кафедру в городе Гиппоне (Северная Африка). Им написаны 93 трактата общим объемом в 232 книги.

Умер Августин в 430 году в Гиппоне, осажденном варварами.

Это был великий человек, своей жизнью оправдавший само существование той жуткой эпохи, великий мудрец, которому очень повезло не дожить до времен инквизиции.

 

 

АРГУМЕНТЫ:

«Будем же верить, если не можем уразуметь».

«Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает».

«Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться».

Блаженный Августин

 

 

Последняя мысль поистине гениальна!

В ней содержится, кроме общечеловеческой мудрости, еще и объяснение одной из основных причин столь бесславного конца надменной Римской империи.

 

В середине V века империю посетило германское племя вандалов, название которого стало нарицательным при обозначении беспощадного уничтожения произведений искусства и других памятников культуры. И не зря, потому что, пожалуй, только из фильма ужасов можно почерпнуть представление о том, что вандалы творили в захваченном Риме, да еще в течение двух недель! Достаточно заметить, что после их нашествия в огромном городе осталось всего 7 тысяч жителей…

Но самый страшный, можно сказать, смертельный удар нанесли Римской империи гунны, пришедшие с территории, где ныне располагаются Монголия и Калмыкия. Это были свирепые орды, которые неумолимо двигались с востока на запад, истребляя все и всех на своем пути.

Одно время они даже помогали римлянам (за немалую плату, разумеется) отбиваться от наиболее навязчивых соседей. Наверное, это мирное сосуществование продолжалось бы довольно долго, если бы королем гуннов не стал некий Аттила (ок. 406—453), за свою феноменальную кровожадность прозванный «Бичом Божьим». Странно. Учитывая то, что он делал, надо было прозвать его «Бичом Сатаны», но… переименовывать это чудовище уже поздно.

 

Пожалуй, самая опасная из черт его характера — тщеславие. В сочетании с жестокостью, вероломством, алчностью и болезненной вспыльчивостью эта черта характера способна была завести его очень далеко. И завела…

В 447 году он во главе своих диких полчищ оказался у стен Константинополя. Римляне тогда откупились от него, и Аттила вернулся в свои владения на территории нынешней Румынии.

Здесь он начал готовиться к большой войне. Поводом к этой подготовке послужила пикантно-романтическая история, случившаяся при дворе римского императора Валентиниана III. Его сестра красавица Гонория имела неосторожность забеременеть от одного из придворных. Император сослал ее в Константинополь, где эта темпераментная девица оказалась в положении пленницы, за каждым шагом которой бдительно следили благочестивые родственники.

Так прошло долгих тринадцать лет. И вот молодая женщина решается на отчаянный шаг: она тайком посылает Аттиле свой перстень и записку, в которой обещает стать женой вождя гуннов, если тот вызволит ее из заточения.

Предложение показалось Аттиле весьма и весьма заманчивым, так как фактически открывало путь к римскому престолу. Он обращается к Валентиниану с просьбой выдать за него сестру. Тот вежливо отказывает королю варваров, объясняя свой отказ тем обстоятельством, что Гонория уже выдана за другого, да и, кроме того, она в любом случае не может быть наследницей императорской власти. Но Аттила продолжал настойчиво требовать Гонорию. При этом он заявлял, что она уже помолвлена с ним, ссылаясь на полученный перстень, и требовал у Валентиниана половину его державы, ни больше, ни меньше.

Валентиниан, как и следовало ожидать, при разговоре с посланцами Аттилы выразительно покрутил пальцем у виска (или по-иному выразил свое отношение к нелепому требованию), после чего Аттила объявил Риму войну.

В 451 году он повел на Галлию огромную объединенную армию гуннов и вандалов. Эта армия двигалась в сторону Орлеана, оставляя за собой лишь выжженную землю и горы трупов. Это уже не был набег дикарей-кочевников, это одна цивилизация шла уничтожать другую.

И вот, когда Орлеан уже считался обреченным на полное уничтожение, появились римские войска под командованием полководца Аэция и объединенные силы вестготов, франков, аланов, бургундов и саксов, возглавляемые королем вестготов Теодорихом.

На равнине близ города Шалон-на-Марне произошла одна из самых жестоких в Истории человечества битв. Тем осенним днем 451 года решалась судьба западной цивилизации. И она выстояла, победила. Аттила с остатками своих полчищ поплелся зализывать раны. А на поле битвы при Марне осталось 200 000 трупов. Такая вот цена спасения цивилизации от притязаний обезумевшего монстра.

Через год он пришел на Аппенинский полуостров, но это был уж скорее набег дикарей, чем война миров.

А 15 марта 453 года, после грандиозного свадебного пиршества Аттила попытался было дефлорировать свою очередную юную жену, но на этот раз попытка так и осталась попыткой: у жениха лопнула артерия и он отдал Богу свою свирепую душу. Согласно другой версии, его заколола кинжалом прелестная избранница, но это не меняет сути дела.

В 476 году был свергнут германцами последний римский император. Таким образом некогда великая империя прекратила свое существование. Еще теплилась жизнь в восточной ее части, но это касалось уже совсем другой страны…

Что же до истории Древнего мира, то она на этом закончилась, оставив грядущим поколениям массу неразрешенных проблем и массу ошибок, на которых, как оказалось, никто не пожелал учиться.

Действительно, умные учатся на чужих ошибках, а вот дураки — на своих.

 

 

Средние века

 

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Василий Ключевский

 

Пожалуй, идеализация идолов — одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой серии, но там они играли роли очеловеченных сил Природы, генераторов энергий, способных повлиять на реалии бытия, и своеобразных кукол, с которыми малые дети разговаривают, которых наряжают в лоскутные платья и катают в колясочках. Посредством идолов люди общались с огнем, деревьями, землей и облаками, с богами любви, войны, торговли, вина и т.п.

Перед богами все были равны и одинаково бессильны противостоять их воле, которая воплощалась в виде конкретных явлений и событий. Вот это-то равенство не могло не смущать тех, кто был одержим жаждой власти, не имея объективных данных обладания этой властью. И возник довольно каверзный вопрос: «Если боги действительно существуют, то почему их никто и никогда не видел?» Вопрос, мягко говоря, неумный. Разве кто-нибудь видел электрический ток? А воздушные потоки? А земное притяжение?.. Но простодушные смутились этим вопросом, а непростодушные предложили им сделать предмет своего обожествления зримым, конкретным, говорящим, которого можно цитировать и силой авторитета которого можно было бы подчинять себе других… Ну, последний аргумент они вряд ли излагали простодушным.

А тут еще и весьма полезный прецедент: обожествление на далеком Востоке принца Сиддхартха Гаутамы, простого, — если судить непредвзято, — парня, который стал Буддой со всеми вытекающими последствиями.

И вот Ближний Восток (которому при иных обстоятельствах никогда бы не улыбалось получить роли первого плана) становится колыбелью двух мировых религий — христианства и мусульманства, Христос и Мухаммед — вполне реальные персонажи Истории, которых можно цитировать, высказывания которых можно трактовать, ссылаться на них, вернее, на свои трактовки, именем которых можно казнить или миловать, преследовать, сжигать на кострах, поучать, осуждать, выносить вердикты… Гениальное изобретение! Куда там этому свирепому богу войны Марсу или этой сексуально озабоченной Венере! Здесь все гораздо более конкретно, прагматично, целево и при этом — безвариантно. Так и только так! Без рассуждений, без сомнений, короче говоря, без того, что является отличительными особенностями человеческого разума.

 

 

КСТАТИ:

«Если науки учат тому, что сказано в Коране, то они излишни; если же они учат другому — они безбожны и преступны».

Мухаммед (Магомет)

 

 

И никаких возражений!

В оправдание простодушным, позволившим надеть на себя столь жесткую узду, можно заметить, что после падения Западной Римской империи ситуация в цивилизованном мире была настолько сумбурной, настолько хаотичной, что на ее почве могли произрасти и гораздо более опасные злаки…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: