Внешняя ручка для просмотра информационных страниц:
- 1-я страница – номер рейса (четыре разряда);
- 2-я страница – опознавательный индекс ВС (восемь разрядов);
- 3-я страница – уровень яркости подсвета электронного индикатора;
- 4-я страница – барометрическая высота в футах;
- 5-я страница – подтверждение передачи данных ответчиком (мигает надпись «REPLY »).
Кнопка в торце для изменения данных на информационной странице. При ее нажатии начинает мигать первый символ слева. Выбор значения символа (цифры и символы английского алфавита) производится поворотом внутренней ручки. Затем, поворотом внешней ручки на одно положение вправо, производится переход ко второму символу и т.д. После окончания редактирования нажать кнопку в торце ручек.
Информация TCAS, отображаемая на индикаторах
В качестве индикаторов системы TCAS могут быть применены индикаторы типа VSI/TRA (VSI - указатель вертикальной скорости, TRA - дисплей предупреждений о воздушной обстановке и рекомендаций по устранению конфликтной ситуации), электронные индикаторы – дисплеи, например типа БР455, а также модифицированные погодные индикаторы.
Основой индикатора VSI/TRA является жидкокристаллический указатель вертикальной скорости VSI (рисунок 6.11,а), на экран которого дополнительно выводится информация (TRA) о воздушной обстановке (рисунок 6.11,б).
а) б)
Рисунок 6.11 Индикаторы системы TCAS:
а) индикатор VSI; б) индикатор VSI/TRA (на дисплее 4 самолета)
Внешняя шкала индикатора соответствует диапазону изменения вертикальной скорости от 0 до 6000 футов в минуту или до 30 м/с (цифра 6).
Вертикальные маневры, выдаваемые системой TCAS, обозначаются дугами красного и зеленого цвета (рисунок 6.11,б).
В нижней части экрана вокруг символа самолета расположено 12 точек, образуя круг. Положение каждой точки соответствует шкале часов. Поэтому относительный пеленг самолета-нарушителя удобно определять в единицах шкалы часов. Например, если символ самолета-нарушителя на второй точке, то его пеленг равен 2:0; если посередине между точкой «12» и точкой «1», то его пеленг 12:30.
Максимальное количество отслеживаемых на дисплее VSI/TRA самолетов составляет 12. Другие самолеты, по которым выдаются сообщения TA, отображаются на экране в зависимости от расстояния, скорости сближения и способности выдавать информацию о высоте.
Символы самолетов, отображаемые на индикаторе, указаны в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Символы обозначения самолетов на индикаторе
Отображаются символы вместе с полем данных. Поле данных включает двузначное число, знак «плюс» или «минус», а также может включать стрелку. Двузначное число характеризует относительную высоту самолета-нарушителя в сотнях футов. Если число выше символа, то самолет-нарушитель находится выше, и наоборот. Знак «плюс» или «минус» перед числом, указывает на положение самолета-нарушителя - выше или ниже. Если поле данных перемещается на экране из положения ниже символа самолета в положение выше него или наоборот, то это означает, что самолет-нарушитель пересекает высоту. Стрелка указывает на изменение высоты самолетом – нарушителем: стрелка вверх - подъем со скоростью более 500 футов в минуту (2,5 м/с), стрелка вниз – снижение со скоростью более 500 футов в минуту.
На индикаторе БР455 (рисунок 6.12) указатель вертикальной скорости представлен в виде вертикального столбика, на котором:
- красная зона показывает область вертикальных скоростей, которые следует избегать;
- зеленая зона является рекомендуемой зоной скоростей.
Шкала вертикальных скоростей отображается белым цветом.
Цена деления шкалы:
а) в фут/мин:
- в диапазоне скоростей от 0 до ±1000 фут/мин составляет 100 фут/мин;
- в диапазоне скоростей от ±1000 до ±6000 фут/мин составляет 500 фут/мин.
б) в м/с:
- в диапазоне от 0 до ±10 м/с составляет 1 м/с;
- в диапазоне скоростей от ±10 м/с до ±30 м/с составляет 2 м/с.
Рисунок 6.12 Изображение на электронном индикаторе БР455
Стрелка белого цвета показывает текущую вертикальную скорость самолета.
Масштаб изображения (в морских милях) указывается в верхнем левом углу. На рисунке 6.12 масштаб равен 15 морским милям («RNG 15»). Масштаб внутреннего круга с самолетиком не зависит от положения переключателя «RANGE» на пульте управления и равен 2 м. милям.
Символы самолетов также имеют цветовую кодировку. Положение символа самолета соответствует расстоянию до него и относительному пеленгу.
Относительная высота в поле данных у символа указывается в сотнях футов.
Если в поле данных у символа ничего не отображается, это говорит о том, что самолет не сообщает высоту.
Если самолет находится за пределами масштаба изображения, но в пределах защитных зон RA и TA, то на краю экрана индикатора появляется половина символа (рисунок 6.13,а).
Если отсутствует информация об относительном пеленге, то сообщение об этом самолете отображается в верхней (рисунок 6.12) или нижней части экрана индикатора (рисунок 6.13,б). Информация представляется в следующем порядке: уровень угрозы (ТА или RA), дальность в милях, относительная высота (сотни футов), стрелка вертикальной скорости самолета. Для самолетов, не сообщающих высоту, пример записи следующий: "TА 04.0 NM".
а) б)
Рисунок 6.13 Изображение на экране индикатора:
а) при положении самолета за пределами масштаба изображения; б) при отсутствии информации о пеленге
Рекомендации системы TCAS
Рекомендации RA, выдаваемые системой TCAS, могут быть двух видов:
1. Корректирующая рекомендация (Corrective Advisory) – пилот должен управлять вертикальной скоростью самолета таким образом, чтобы стрелка указателя вертикальной скорости переместилась или оставалась в диапазоне, обозначенном на дисплее дугой зеленого цвета.
2. Профилактическая или превентивная рекомендация (Preventive Advisory) – стрелка указателя не должна быть в пределах дуги красного цвета.
В процессе сближения самолетов, рекомендация RA может быть скорректирована системой. Так, например, если опасность уменьшается, то рекомендуемое отклонение траектории также может быть уменьшено, и наоборот – отклонение увеличивается, если увеличивается опасность.
Визуальные рекомендации системы TCAS сопровождаются речевыми сообщениями. Громкость сообщений не регулируется.
Речевые сообщения также могут быть корректирующими и ограничивающими, каждое из которых сопровождает свою, отображаемую на дисплее, рекомендацию RA,а также проверочными.
В таблице 6.4 приведены варианты речевых сообщений для двух версий системы TCAS.
Таблица 6.4 – Речевые сообщения
TCAS Advisory | Version 7.1 Annunciation | Version 7.0 Annunciation |
Traffic Advisory (Сообщение TA) | Traffic, Traffic (воздушный объект - воздушный объект) | |
Climb RA (подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Climb, Climb (набрать высоту - набрать высоту) | |
Descend RA (снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Descend, Descend (снизиться – снизиться) | |
Altitude Crossing Climb RA (подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Climb, Crossing Climb; Climb, Crossing Climb (набрать высоту с пересечением высоты другого самолета -набрать высоту с пересечением высоты другого самолета) | |
Altitude Crossing Descend RA (снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Descend, Crossing Descend; Descend, Crossing Descend (снизиться с пересечением высоты другого самолета - снизиться с пересечением высоты другого самолета) | |
Reduce Climb RA (при подъеме вывести в горизонт) | Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) | Adjust Vertical Speed, Adjust |
Reduce Descent RA (при снижении вывести в горизонт) | Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) | Adjust Vertical Speed, Adjust |
RA Reversal to Climb RA (обычно со снижения на подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Climb, Climb NOW; Climb, Climb NOW (немедленно набрать высоту! - немедленно набрать высоту!) | |
RA Reversal to Descend RA (обычно с подъема на снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) | Descend, Descend NOW; Descend, Descend NOW (немедленно снизиться! - немедленно снизиться!) | |
Increase Climb RA (увеличить скорость подъема от 2500 до 3000 фут/мин) | Increase Climb, Increase Climb (увеличить скорость набора высоты - увеличить скорость набора высоты) | |
Increase Descent RA (увеличить скорость снижения от 2500 до 3000 фут/мин) | Increase Descent, Increase Descent (увеличить скорость снижения - увеличить скорость снижения) | |
Maintain Rate RA (заданная скорость от 4400 до 6000 фут/мин) | Maintain Vertical Speed, Maintain (следить за вертикальной скоростью) | |
Altitude Crossing, Maintain Rate RA (Climb and Descend) (подъем, скорость от 3200 до 4000 фут/мин, или снижение, скорость от 2600 до 3300 фут/мин) | Maintain Vertical Speed, Crossing Maintain (следить за вертикальной скоростью с пересечением высоты другого самолета) | |
Weakening of RA (ослабление РА) | Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) | Adjust Vertical Speed, Adjust |
Preventive RA (no change in vertical speed required) (без изменения скорости) | Monitor Vertical Speed (следить за вертикальной скоростью) | |
RA Removed | Clear of Conflict (конфликт устранен) |
На рисунке 6.14 приведены примеры некоторых рекомендаций системы TCAS иуказаны соответствующие, рассматриваемым ситуациям, речевые сообщения. Рядом указаны рекомендуемые эволюции самолета в вертикальной плоскости.
“MONITOR VERTICAL SPEED”
“CLIMB, CLIMB NOW”
“CLIMB, CLIMB, CLIMB”
Рисунок 6.14 Примеры некоторых рекомендаций системы TCAS
Проверочные речевые сообщения:
- «TCAS SYSTEM TEST OK » (тест прошел успешно), выдается после успешного завершения теста СПС. Система исправна и готова к работе.
- «TCAS SYSTEM TEST FAIL » (тест не прошел) – выдается при обнаружении отказа TCAS при прохождении теста.
Ограничения TCAS
1. Рекомендация RA не выдается в отношении самолета, вертикальная скорость которого превышает 50 м/с (10 000 футов/мин).
2. Рекомендация RA на увеличение скорости снижения не выдается на высотах ниже 440 м ± 30 м (1450 фут ± 100 фут) над уровнем аэродрома.
3. Рекомендация RA на снижение не выдаются на высоте менее 300 м ± 30 м (1000 фут ± 100 фут).
4. Голосовые оповещения не выдаются на высоте ниже 150 м ± 30 м (500 фут ± 100 фут).
5. Рекомендация RA по набору высоту не выдается, если самолет не может набрать вертикальную скорость 1500 футов в минуту;
6. При наборе высоты не выдается RA по увеличению вертикальной скорости, если самолет не может набрать вертикальную скорость 2500 футов в минуту.
Порядок включения и проверки работоспособности системы TCAS II
1. Органы управления на пульте управления системы TCAS II установить в исходное положение:
- переключатель «RANGE » в положение «6»;
- переключатель «ABV – N - BLW » в «N »;
- переключатель режимов в «STBY »;
- переключатель «ALT SOURCE » в положение «1»;
- переключатель «TRAFFIC » в положение «ON ».
2. Убедиться, что все бортовые системы, с которыми сопрягается система TCAS, включены.
3. Включить питание самолетного приемоответчика и системы TCAS.
4. Проверить работоспособность системы TCAS, для чего нажать и держать нажатой не менее 8 с кнопку «TEST » и затем отпустить.
Убедиться:
а) что на дисплее появилось сообщение «TCAS PASS » (система прошла проверку успешно);
б) в громкоговорителях и телефонах гарнитур пилотов прослушивается речевое сообщение «TCAS TEST »;
в) на индикаторах появилось сообщение «TCAS TEST » и тестовая картинка с символами самолетов (рисунок 6.12).
Рисунок 6.12 Пример изображения воздушной обстановки на индикаторе VSI/TRA в режиме «ТЕСТ»
Убедиться, что в окне индикации пульта управления высвечивается код УВД или самолета, на индикаторах вместо тестовой картинки появилось сообщение «TCAS STBY ».
Примечание. В зависимости от производителя, в некоторых вариантах системы TCAS функция тест - контроля во время полета заблокирована.