Сдвоенные круглые ручки с кнопкой в торце.




Внешняя ручка для просмотра информационных страниц:

- 1-я страница – номер рейса (четыре разряда);

- 2-я страница – опознавательный индекс ВС (восемь разрядов);

- 3-я страница – уровень яркости подсвета электронного индикатора;

- 4-я страница – барометрическая высота в футах;

- 5-я страница – подтверждение передачи данных ответчиком (мигает надпись «REPLY »).

Кнопка в торце для изменения данных на информационной странице. При ее нажатии начинает мигать первый символ слева. Выбор значения символа (цифры и символы английского алфавита) производится поворотом внутренней ручки. Затем, поворотом внешней ручки на одно положение вправо, производится переход ко второму символу и т.д. После окончания редактирования нажать кнопку в торце ручек.

Информация TCAS, отображаемая на индикаторах

В качестве индикаторов системы TCAS могут быть применены индикаторы типа VSI/TRA (VSI - указатель вертикальной скорости, TRA - дисплей предупреждений о воздушной обстановке и рекомендаций по устранению конфликтной ситуации), электронные индикаторы – дисплеи, например типа БР455, а также модифицированные погодные индикаторы.

Основой индикатора VSI/TRA является жидкокристаллический указатель вертикальной скорости VSI (рисунок 6.11,а), на экран которого дополнительно выводится информация (TRA) о воздушной обстановке (рисунок 6.11,б).

а) б)

Рисунок 6.11 Индикаторы системы TCAS:

а) индикатор VSI; б) индикатор VSI/TRA (на дисплее 4 самолета)

 

Внешняя шкала индикатора соответствует диапазону изменения вертикальной скорости от 0 до 6000 футов в минуту или до 30 м/с (цифра 6).

Вертикальные маневры, выдаваемые системой TCAS, обозначаются дугами красного и зеленого цвета (рисунок 6.11,б).

В нижней части экрана вокруг символа самолета расположено 12 точек, образуя круг. Положение каждой точки соответствует шкале часов. Поэтому относительный пеленг самолета-нарушителя удобно определять в единицах шкалы часов. Например, если символ самолета-нарушителя на второй точке, то его пеленг равен 2:0; если посередине между точкой «12» и точкой «1», то его пеленг 12:30.

Максимальное количество отслеживаемых на дисплее VSI/TRA самолетов составляет 12. Другие самолеты, по которым выдаются сообщения TA, отображаются на экране в зависимости от расстояния, скорости сближения и способности выдавать информацию о высоте.

Символы самолетов, отображаемые на индикаторе, указаны в таблице 6.2.

 

Таблица 6.2 – Символы обозначения самолетов на индикаторе

 

Отображаются символы вместе с полем данных. Поле данных включает двузначное число, знак «плюс» или «минус», а также может включать стрелку. Двузначное число характеризует относительную высоту самолета-нарушителя в сотнях футов. Если число выше символа, то самолет-нарушитель находится выше, и наоборот. Знак «плюс» или «минус» перед числом, указывает на положение самолета-нарушителя - выше или ниже. Если поле данных перемещается на экране из положения ниже символа самолета в положение выше него или наоборот, то это означает, что самолет-нарушитель пересекает высоту. Стрелка указывает на изменение высоты самолетом – нарушителем: стрелка вверх - подъем со скоростью более 500 футов в минуту (2,5 м/с), стрелка вниз – снижение со скоростью более 500 футов в минуту.

 

На индикаторе БР455 (рисунок 6.12) указатель вертикальной скорости представлен в виде вертикального столбика, на котором:

- красная зона показывает область вертикальных скоростей, которые следует избегать;

- зеленая зона является рекомендуемой зоной скоростей.

Шкала вертикальных скоростей отображается белым цветом.

Цена деления шкалы:

а) в фут/мин:

- в диапазоне скоростей от 0 до ±1000 фут/мин составляет 100 фут/мин;

- в диапазоне скоростей от ±1000 до ±6000 фут/мин составляет 500 фут/мин.

б) в м/с:

- в диапазоне от 0 до ±10 м/с составляет 1 м/с;

- в диапазоне скоростей от ±10 м/с до ±30 м/с составляет 2 м/с.

 

Рисунок 6.12 Изображение на электронном индикаторе БР455

Стрелка белого цвета показывает текущую вертикальную скорость самолета.

Масштаб изображения (в морских милях) указывается в верхнем левом углу. На рисунке 6.12 масштаб равен 15 морским милям («RNG 15»). Масштаб внутреннего круга с самолетиком не зависит от положения переключателя «RANGE» на пульте управления и равен 2 м. милям.

Символы самолетов также имеют цветовую кодировку. Положение символа самолета соответствует расстоянию до него и относительному пеленгу.

Относительная высота в поле данных у символа указывается в сотнях футов.

Если в поле данных у символа ничего не отображается, это говорит о том, что самолет не сообщает высоту.

Если самолет находится за пределами масштаба изображения, но в пределах защитных зон RA и TA, то на краю экрана индикатора появляется половина символа (рисунок 6.13,а).

Если отсутствует информация об относительном пеленге, то сообщение об этом самолете отображается в верхней (рисунок 6.12) или нижней части экрана индикатора (рисунок 6.13,б). Информация представляется в следующем порядке: уровень угрозы (ТА или RA), дальность в милях, относительная высота (сотни футов), стрелка вертикальной скорости самолета. Для самолетов, не сообщающих высоту, пример записи следующий: "TА 04.0 NM".

 

а) б)

Рисунок 6.13 Изображение на экране индикатора:

а) при положении самолета за пределами масштаба изображения; б) при отсутствии информации о пеленге

 

Рекомендации системы TCAS

Рекомендации RA, выдаваемые системой TCAS, могут быть двух видов:

1. Корректирующая рекомендация (Corrective Advisory) – пилот должен управлять вертикальной скоростью самолета таким образом, чтобы стрелка указателя вертикальной скорости переместилась или оставалась в диапазоне, обозначенном на дисплее дугой зеленого цвета.

2. Профилактическая или превентивная рекомендация (Preventive Advisory) – стрелка указателя не должна быть в пределах дуги красного цвета.

В процессе сближения самолетов, рекомендация RA может быть скорректирована системой. Так, например, если опасность уменьшается, то рекомендуемое отклонение траектории также может быть уменьшено, и наоборот – отклонение увеличивается, если увеличивается опасность.

Визуальные рекомендации системы TCAS сопровождаются речевыми сообщениями. Громкость сообщений не регулируется.

Речевые сообщения также могут быть корректирующими и ограничивающими, каждое из которых сопровождает свою, отображаемую на дисплее, рекомендацию RA,а также проверочными.

В таблице 6.4 приведены варианты речевых сообщений для двух версий системы TCAS.

Таблица 6.4 – Речевые сообщения

TCAS Advisory Version 7.1 Annunciation Version 7.0 Annunciation
Traffic Advisory (Сообщение TA) Traffic, Traffic (воздушный объект - воздушный объект)
Climb RA (подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Climb, Climb (набрать высоту - набрать высоту)
Descend RA (снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Descend, Descend (снизиться – снизиться)
Altitude Crossing Climb RA (подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Climb, Crossing Climb; Climb, Crossing Climb (набрать высоту с пересечением высоты другого самолета -набрать высоту с пересечением высоты другого самолета)
Altitude Crossing Descend RA (снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Descend, Crossing Descend; Descend, Crossing Descend (снизиться с пересечением высоты другого самолета - снизиться с пересечением высоты другого самолета)
Reduce Climb RA (при подъеме вывести в горизонт) Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) Adjust Vertical Speed, Adjust
Reduce Descent RA (при снижении вывести в горизонт) Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) Adjust Vertical Speed, Adjust
RA Reversal to Climb RA (обычно со снижения на подъем, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Climb, Climb NOW; Climb, Climb NOW (немедленно набрать высоту! - немедленно набрать высоту!)
RA Reversal to Descend RA (обычно с подъема на снижение, скорость от 1500 до 2000 фут/мин) Descend, Descend NOW; Descend, Descend NOW (немедленно снизиться! - немедленно снизиться!)
Increase Climb RA (увеличить скорость подъема от 2500 до 3000 фут/мин) Increase Climb, Increase Climb (увеличить скорость набора высоты - увеличить скорость набора высоты)
Increase Descent RA (увеличить скорость снижения от 2500 до 3000 фут/мин) Increase Descent, Increase Descent (увеличить скорость снижения - увеличить скорость снижения)
Maintain Rate RA (заданная скорость от 4400 до 6000 фут/мин) Maintain Vertical Speed, Maintain (следить за вертикальной скоростью)
Altitude Crossing, Maintain Rate RA (Climb and Descend) (подъем, скорость от 3200 до 4000 фут/мин, или снижение, скорость от 2600 до 3300 фут/мин) Maintain Vertical Speed, Crossing Maintain (следить за вертикальной скоростью с пересечением высоты другого самолета)
Weakening of RA (ослабление РА) Level Off, Level Off (выровнять - выровнять) Adjust Vertical Speed, Adjust
Preventive RA (no change in vertical speed required) (без изменения скорости) Monitor Vertical Speed (следить за вертикальной скоростью)
RA Removed Clear of Conflict (конфликт устранен)

 

На рисунке 6.14 приведены примеры некоторых рекомендаций системы TCAS иуказаны соответствующие, рассматриваемым ситуациям, речевые сообщения. Рядом указаны рекомендуемые эволюции самолета в вертикальной плоскости.

“MONITOR VERTICAL SPEED”

“CLIMB, CLIMB NOW”

“CLIMB, CLIMB, CLIMB”

Рисунок 6.14 Примеры некоторых рекомендаций системы TCAS

Проверочные речевые сообщения:

- «TCAS SYSTEM TEST OK » (тест прошел успешно), выдается после успешного завершения теста СПС. Система исправна и готова к работе.

- «TCAS SYSTEM TEST FAIL » (тест не прошел) – выдается при обнаружении отказа TCAS при прохождении теста.

Ограничения TCAS

1. Рекомендация RA не выдается в отношении самолета, вертикальная скорость которого превышает 50 м/с (10 000 футов/мин).

2. Рекомендация RA на увеличение скорости снижения не выдается на высотах ниже 440 м ± 30 м (1450 фут ± 100 фут) над уровнем аэродрома.

3. Рекомендация RA на снижение не выдаются на высоте менее 300 м ± 30 м (1000 фут ± 100 фут).

4. Голосовые оповещения не выдаются на высоте ниже 150 м ± 30 м (500 фут ± 100 фут).

5. Рекомендация RA по набору высоту не выдается, если самолет не может набрать вертикальную скорость 1500 футов в минуту;

6. При наборе высоты не выдается RA по увеличению вертикальной скорости, если самолет не может набрать вертикальную скорость 2500 футов в минуту.

Порядок включения и проверки работоспособности системы TCAS II

1. Органы управления на пульте управления системы TCAS II установить в исходное положение:

- переключатель «RANGE » в положение «6»;

- переключатель «ABV – N - BLW » в «N »;

- переключатель режимов в «STBY »;

- переключатель «ALT SOURCE » в положение «1»;

- переключатель «TRAFFIC » в положение «ON ».

2. Убедиться, что все бортовые системы, с которыми сопрягается система TCAS, включены.

3. Включить питание самолетного приемоответчика и системы TCAS.

4. Проверить работоспособность системы TCAS, для чего нажать и держать нажатой не менее 8 с кнопку «TEST » и затем отпустить.

Убедиться:

а) что на дисплее появилось сообщение «TCAS PASS » (система прошла проверку успешно);

б) в громкоговорителях и телефонах гарнитур пилотов прослушивается речевое сообщение «TCAS TEST »;

в) на индикаторах появилось сообщение «TCAS TEST » и тестовая картинка с символами самолетов (рисунок 6.12).

Рисунок 6.12 Пример изображения воздушной обстановки на индикаторе VSI/TRA в режиме «ТЕСТ»

Убедиться, что в окне индикации пульта управления высвечивается код УВД или самолета, на индикаторах вместо тестовой картинки появилось сообщение «TCAS STBY ».

Примечание. В зависимости от производителя, в некоторых вариантах системы TCAS функция тест - контроля во время полета заблокирована.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: