Ознакомиться и прописать основные положения данной темы (индивидуально)




Организационно-правовое обеспечение деятельности

Образовательного учреждения и педагога дополнительного

Образования

Ознакомиться и прописать основные положения данной темы (индивидуально)

Современная система дополнительного образования детей предоставляет

возможность обучающимся заниматься различными направленностями в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

В российской системе образования существуют различные виды образовательных учреждений дополнительного образования:

- центры дополнительного образования детей, развития творчества детей

и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского

творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма

и экскурсий (юных туристов), эстетического

воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический

(оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский мор-

ской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-

образовательный (профильный) центр;

- дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта

для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

- дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) техничекого творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской куль-

туры (искусств);

- станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического

творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

- детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

- детско-юношеские спортивные школы;

- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского

резерва;

- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Согласно Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей, учреждение самостоятельно определяет структуру управления деятельностью учреждения, утверждает штатное расписание, осуществляет распределение должностных обязанностей, устанавливает заработную плату работникам

учреждения на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер их премирования в пределах имеющихся

средств.

Организационно-правовое обеспечение деятельности учреждения включает

комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих организацию его работы:

 Договор с учредителем;

 Устав;

 Свидетельство о государственной регистрации;

 Лицензия на право ведения образовательной деятельности;

 Аккредитационное свидетельство;

 Коллективный договор;

 Правила внутреннего трудового распорядка;

 Структура и штатная численность;

 Штатное расписание;

 Должностная инструкция.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для

развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено постановлением правительства РФ от 11.06.2013 №30-51/433/16), санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) 2.4.4.1251-03.,

утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 01.04.2003,

Методическими рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.06.2002 № 30-51-433/16), Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений (с изменениями от 1 февраля 2005 года),

Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об

особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и др.

Кроме того, деятельность образовательного учреждения определяется локальными документами – Уставом образовательного учреждения, правилами

внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями сотрудников,

Программой развития Учреждения, инструкциями по охране труда и технике

безопасности, положениями о структурных подразделениях (отделах УДО,

ОДОД, и т.п.)

К документам, регламентирующим работу педагога дополнительного образования непосредственно с детским объединением, относятся образовательная

программа, учебный журнал, план и график работы педагога дополнительного

образования, расписание работы объединения, журнал учета работы педагога дополнительного образования и др.

В настоящее время в рамках общеобразовательных учреждений создается

система дополнительного образования. Дополнительное образование детей – это

особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и

способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.

Дополнительное образование детей – специально организованный целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных

услуг за пределами основных образовательных программ в интересах детей и их родителей, образовательного учреждения.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять

постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные

потребности детей.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

- Единство обучения, воспитания, развития.

- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в общеобразовательных учреждениях. Следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

Педагоги дополнительного образования (руководители кружков, студий,

групп, клубов, объединений, спортивных секций) работают без образовательных программ, имея в лучшем случае тематический план на определенный период времени. Однако, современное дополнительное образование детей как раз тем и

отличается, что оно реализуется только тогда, когда педагогом разработана образовательная программа, к которой предъявляются особые требования и без которой к работе приступить нельзя. Поэтому каждый педагог должен иметь образовательную программу, а в учреждении должен быть пакет дополнительных образовательных программ, реализуемых через всевозможные детские объединения

(кружки, студии, группы, клубы, спортивные секции).

Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы,

утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

В соответствии с п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. № 196 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.12.02 № 919, от 01.02.05 № 49), общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.

При разработке программ дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (кружков) следует руководствоваться Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (11.12. 2006 г. № 06-1844).

Организационная деятельность образовательного учреждения по внедрению

дополнительного образования может быть следующей:

- Провести работу по выявлению интересов детей и подростков в сфере дополнительного образования на базе образовательного учреждения.

- Провести расстановку кадров (руководителей объединений) с учетом их профессиональных возможностей и материально-технической базы образовательного учреждения.

- Ознакомить педагога дополнительного образования (руководителя кружка,

секции) с положением о работе кружка и должностной инструкцией.

- Составить расписание занятий объединений (на полугодие или на учебный

год).

- Осуществлять контроль за работой объединений в течение учебного года.

Деятельность детей в общеобразовательных учреждениях осуществляется в

одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, секция, кружок и другие). Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием.

Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

Занятия в объединениях (кружках) могут проводиться по программам одной

тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются

уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем

составом объединения.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях.

Спортивные секции имеют право посещать учащиеся, имеющие допуск к занятиям на уроках физкультуры и медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного

учреждения в области дополнительного образования:

- Тарификационный список.

- Приказы ОУ на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного образования (если нагрузка устанавливается после утверждения тарификационных

списков).

- Должностная инструкция руководителя кружка, клуба, студии, объединения, секции.

- Положение о работе кружка, клуба, секции (утверждается приказом руко-

водителя ОУ).

- Образовательная программа дополнительного образования, утвержденная

педсоветом или методическим советом ОУ.

- Расписание занятий.

- Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется уставом ОУ, а затем данные параметры указываются в положении.

Занятия в кружках, клубах, секциях осуществляются с 1 сентября до оконча-

ния учебного года. Продолжительность занятий и их количество в неделю опре-

деляется уставом учреждения и программой педагога и с учетом возраста обуча-

ющихся и не должна превышать: в учебные дни – 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни – 3 часа. После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений

(СанПиН 2.4.4. 1251-03 от 20.06.16, раздел 8).

Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия:

- для младших школьников – от 1 часа до 2-х часов;

- для школьников среднего и старшего возраста – от 1,5 до 3-х часов.

Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми – от

30 до 60 минут 2 раза в неделю. Занятия в системе дополнительного образования

детей должны заканчиваться не позднее 20.00.

- Журнал учета посещаемости учащихся.

- Приказы по организации и проведению ВШК (на проведение контроля и об

итогах проведения контроля).

Основные модели организации дополнительного образования детей

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской

Федерации отмечено: "...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует

постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…".

Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и

науки, не представленных в школьных программах.

Между тем основу современного дополнительного образования детей, и это

существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет

масштабный образовательный блок. Его назначение – удовлетворение многооб-

разных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.

Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана – федеральный, региональный, школьный?

"Изюминка" дополнительного образования как раз и состоит в том, что все

его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Остановимся на характеристике основных способов организации дополни-

тельного образования детей в общеобразовательной школе.

В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей.

Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хоббицентры и т.

п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится от-

крытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования,

своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на осно-

ве тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества,

клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Такое сотрудничество

осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение,

как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во

многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении. При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель существует в учебно-воспитательных комплексах (далее –

УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения

интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило,создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на

основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребно-

стей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую

организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования – художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества,

включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа

"школа – учреждение дополнительного образования – вуз".

Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они

играют роль культурных центров для значительной части населения.

В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где

кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному

образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина

дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.

Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его

эффективность в обеспечении современного качества образования небезгранична,

особенно в рамках классно-урочной системы. Перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия.

Этапы организации блока дополнительного образования

Если образовательное учреждение только приступает к организации блока

дополнительного образования (далее – БДО), то администрации необходимо

предпринять ряд действий аналитического и организационного порядка. Их можно представить в виде следующих друг за другом этапов.

1-ый этап организации БДО – аналитический.

Подготовительная работа на данном этапе состоит в том, чтобы:

- внимательно проанализировать цели и задачи школы. Те или иные направления дополнительного образования детей целесообразно выбирать прежде всего

в зависимости от общей целевой установки педагогического коллектива, задач,

решаемых в каждой параллели, характера имеющихся или планируемых профилей в старших классах;

- определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. Выявить потребности в них можно при помощи анкетирования, про-

ведения устных опросов, коллективного обсуждения на родительских собраниях;

- выписать уже имеющиеся факультативные курсы, а также действующие в

школе кружки, секции и сопоставить их с запросами детей и родителей;

- изучить спектр дополнительных образовательных услуг, предлагаемых

ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать возможные варианты совместной работы с ними;

- проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников;

- оценить материально-технические возможности школы;

- изучить должностные обязанности заместителя директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе), педагога дополнительного

образования, педагога-организатора, классного воспитателя, воспитателя группы

продленного дня, вожатого, методиста по дополнительному образованию детей;

- изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения), а также

программные документы федерального уровня.

Предпринятый анализ позволит составить представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и реальных возможностях школы.

2-ой этап – проектировочный.

Центральная задача этого этапа – разработка общей схемы дополнительного

образования в школе. Чтобы ее составить, нужно ответить на следующие вопросы:

- какие направления (направленности) дополнительного образования детей

необходимы школе и в какой мере они способствуют реализации ее целей и задач;

- какие из этих направлений и в каких формах можно осуществлять непосредственно на базе школы, а какие целесообразнее вывести на базу специализированных учреждений;

- какие из них можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей, старшеклассников;

- в какой мере исходную материально-техническую базу школы можно использовать в сфере дополнительного образования детей; за счет чего ее можно

развить и усовершенствовать;

- как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах и

направлениях дополнительного образования;

- какую допрофессиональную подготовку можно дать через дополнительное

образование в соответствии с запросами обучающихся.

Ответив на эти вопросы, можно попытаться составить примерное расписание

работы БДО, увязав его с расписанием уроков и планом воспитательной работы в школе.

3-ий этап – организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования в образовательном учреждении.

Прежде чем примерное расписание станет действующим, необходимо позаботиться о том, чтобы работа кружков, студий, секций, клубов получила организационную и программно-методическую поддержку. Для этого следует, во-

первых, внести в устав школы статью об организации БДО.

В каждом образовательном учреждении эта статья будет иметь сугубо индивидуальный характер, определяемый направленностью, содержанием и формами

осуществления тех дополнительных образовательных программ, которые в состоянии реализовать данное учреждение. Вместе с тем, при ее формулировке необходимо зафиксировать несколько обязательных моментов:

- с какой целью учреждение реализует дополнительные образовательные

программы (разностороннее развитие личности, удовлетворение потребности детей в самообразовании, обеспечение профильности обучения и др.);

- по каким направлениям (направленностям) осуществляется в данной школе

дополнительное образование детей;

- какими типами программ определяется его содержание (типовыми (примерными), модифицированными, авторскими);

- в каких формах осуществляется образовательный процесс в рамках дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т. п.);

- кто может обучаться по дополнительным образовательным программам;

- кто допускается к педагогической деятельности для реализации таких про-

грамм;

- на какой основе (платной, бесплатной, смешанной) реализуется в школе

дополнительное образование детей?

Для того чтобы формулировка статьи была максимально профессиональной,

при ее разработке целесообразно использовать следующие нормативные докумен-

ты:

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено по-

становлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 18.08.2008);

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного об-

разования детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №

233, в ред. от 22.02.1997 № 212).

Во-вторых, разработать Положение о блоке дополнительного образования

школы.

В-третьих, заключить договор о сотрудничестве школы с одним или не-

сколькими специализированными учреждениями – центром (домом) детского

творчества, детской спортивной школой, музеем, библиотекой и т. П.

В-четвертых, разработать должностные инструкции на всех тех работников,

которые заняты в БДО.

При этом важно помнить, что должностные инструкции устанавливают их

задачи, функции, права, обязанности и ответственность и необходимы:

- для определения статуса работника в учреждении и определения объема его

работы;

- устранения расплывчатости в формулировке его профессиональных обя-

занностей и ограничения круга деятельности.

Должностная инструкция является основанием для определения квалифика-

ционной категории, а также установления доплат и надбавок сотруднику. Она

разрабатывается на основании должностной квалификационной характеристики;

правил внутреннего трудового распорядка, устава учреждения и обобщения мате-

риалов по объемам работы и затратам рабочего времени работника, утверждается

директором учреждения и согласовывается с профсоюзным комитетом.

Должностная инструкция состоит из следующих разделов:

- общие положения – определяется сфера деятельности работника, порядок

его назначения, замещения и увольнения; здесь же перечисляются правовые акты

и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в

своей деятельности;

- функции – отражаются основные направления и стороны деятельности спе-

циалистов;

- должностные обязанности – указываются направления деятельности, фор-

мы участия в деятельности учреждения (руководит, решает, осуществляет и т. п.);

- права – определяются предоставляемые права для выполнения возложен-

ных функций;

- ответственность – устанавливаются виды ответственности по выполнению

возложенных обязанностей;

- взаимоотношения, связи по должности – устанавливаются лица, учрежде-

ния и организации, с которыми работник вступает в деловые взаимоотношения.

В-пятых, разработать, обсудить на методическом (педагогическом) совете и

утвердить образовательные программы дополнительного образования детей, на

основе которых будут работать детские творческие объединения – кружки, сту-

дии, клубы, спортивные секции.

4. Организация образовательного процесса

4.1. Работа БДО осуществляется на основе годовых и других видов планов,

образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных дирек-

тором школы или его заместителем по дополнительному образованию.

4.2. Учебный год в БДО начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая теку-

щего года.

Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это

предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспе-

диций, лагерей разной направленности и т. п. Состав обучающихся в этот период

может быть переменным. При проведении многодневных походов разрешается

увеличение нагрузки педагога.

4.3. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей

составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обяза-

тельной учебной работе детей и подростков в ОУ.

В этой связи при зачислении в объединение каждый ребенок должен пред-

ставить справку от врача о состоянии здоровья и заключение о возможности за-

ниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

Расписание составляется в начале учебного года администрацией по пред-

ставлению педагогических работников с учетом установления наиболее благо-

приятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается дирек-

тором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с

согласия администрации БДО и оформляется документально. В период школьных

каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

4.4. Списочный состав детских объединений БДО составляет:

на первом году обучения – 12–15 чел.;

на втором году обучения – 10–12 чел.;

на третьем и последующих годах обучения – 8–10 чел.

Списочный состав объединения детей, занимающихся учебно-

исследовательской деятельностью, составляет (количество учащихся в таких

группах может быть значительно меньше, чем в обычных учебных группах и со-

ставляет, как правило, 4–8 чел.; занятия могут проводиться по звеньям в 2–4 чел.).

В рамках БДО предусмотрена индивидуальная работа с детьми, участвую-

щими в городских, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 ч в неде-

лю).

В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы могут

быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства

используются на открытие новых детских объединений.

4.5. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются

образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к

режиму деятельности детей в ОУДОД. При проведении занятий с использованием

компьютерной техники должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические пра-

вила и нормативы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 от 30.06.2003).

4.6. В соответствии с программой педагог может использовать различные

формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары,

практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут

проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3–5 чел.) или инди-

видуально.

4.7. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм

аттестации обучающихся. В БДО используются следующие формы аттестации

(указать используемые формы: это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседова-

ния, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции,

концерты, публикации и др.).

4.8. Зачисление обучающихся в БДО осуществляется на срок, предусмотрен-

ный для освоения программы. Отчисление обучающихся производится в ситуаци-

ях нарушения ими устава школы, Правил внутреннего распорядка. За учащимися

сохраняется место в детском объединении в случае болезни, прохождения сана-

торно-курортного лечения.

4.9. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в

разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ан-

самбль, театр и др.). В работе объединения могут принимать участие родители,

без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.

4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной

направленности, а также изменять направление обучения.

4.11. В БДО ведется методическая работа, направленная на совершенствова-

ние содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, повыше-

ние педагогического мастерства работников.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога дополнительного образования

1. Общие положения

Педагог дополнительного образования:

1.1. Является организатором образовательного процесса в детских объедине-

ниях БДО школы (кружках, студиях, секциях и т. д.) и подчиняется непосред-

ственно заместителю директора школы по дополнительному образованию.

1.2. Назначается на должность и увольняется с должности приказом дирек-

тора школы согласно Трудовому кодексу РФ.

1.3. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством

Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учрежде-

нии; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного об-

разования детей, основными документами и материалами в области общего и до-

полнительного образования детей; уставом школы, правилами внутреннего тру-

дового распорядка школы, приказами и распоряжениями директора школы, По-

ложением о БДО школы и настоящей должностной инструкцией.

1.4. Является материально ответственным лицом.

1.5. На должность педагога дополнительного образования назначается лицо с

высшим или средним специальным образованием.

2. Функции

2.1. Основными функциями педагога дополнительного образования являют-

ся:

2.1.1. Создание в детском объединении условий для реализации образова-

тельных и культурнодосуговых программ дополнительного образования детей

различного уровня и направленности;

2.1.2. Планирование, организация и анализ своей деятельности по всему кру-

гу вопросов, касающихся дополнительного образования детей в своем направле-

нии, его интеграции с основным (общим) образованием.

2.2. Педагог дополнительного образования реализует функции анализа, пла-

нирования, организации, контроля, регулирования деятельности детского объеди-

нения, стимулирования, мотивации детей.

3. Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования:

3.1. Осуществляет руководство кружком, клубом, секцией, студией и други-

ми видами детских творческих объединений:

3.1.1. Комплектует состав учебных групп, принимает меры по его сохране-

нию в течение срока их работы;

3.1.2. Составляет планы и программы с учетом дифференцированного под-

хода к обучающимся или осуществляет подбор примерных (типовых) программ;

3.1.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и ме-

тодов обучения исходя из психофизиологической, социальноэкономической целе-

сообразности;

3.1.4. Обеспечивает соблюдение санитарногигиенических норм в ходе учеб-

ного процесса;

3.1.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.1.6. Участвует в деятельности методических объединений учреждения.

3.2. Пропагандирует детское творчество:

3.2.1.Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их раз-

витию;

3.2.2. Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников;

3.2.3. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, творче-

ских отчетах, выставках, конкурсах, соревнованиях и др.;

3.2.4. Оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогиче-

ским работникам в пределах своей компетенц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: