Планы семинарских занятий по дисциплине
«Основы социальной реабилитации и профориентации»
4 курс ПиМДО
Семинар 1.
Современные концепции реабилитации
План
1. Европейская концепция клинико-психологической реабилитации.
2. Европейские реабилитационные учреждения.
3. Отечественная концепция реабилитации.
4. Реабилитационные учреждения в России.
Литература
Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.
Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.
Жарков АД. Технология социокультурной деятельности. М., 1998.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.
Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Ниж. Новгород, 2003.
Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.
Организационно-методические основы социально-психологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.
Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коробов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.
Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.
Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.
Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмоционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.
Шабалина КБ. и др. Особенности социальной интеграции инвалидов: Метод, рек. для врачей ВТЭК. М., 1992.
Семинар 2.
Ранняя реабилитация детей с отклонениями
в развитии
План
1. Особенности ранней помощи.
2. Методики ранней диагностики развития.
3. Программа ранней помощи «Маленькие ступеньки».
4. Индивидуальный подход к реабилитации.
Литература
Гусева Н.К., Старикова Н.В., Разумовский А.В. Основные направления работы врача-реабилитолога: Метод, рек. Ниж. Новгород, 1997.
Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М., 1999.
Жарков АД. Технология социокультурной деятельности. М., 1998.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ / Э.А. Орлова и др. М., 1997.
Кудрявцев В.А., Трошин О.В. Проблемы социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Ниж. Новгород, 2003.
Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. Л., 1989.
Организационно-методические основы социально-психологической реабилитации инвалидов: методические рекомендации / Сост. М.П. Ширанович, Р.Г. Мархаева и др. Вып. 18. М., 2000.
Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коробов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.
Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. СПб., 2002.
Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста/Под ред. Е.И. Холостовой, АИ. Осадчих. М., 1996.
Трошин О. В. Основы психологии коммуникации. Ниж. Новгород, 2002.
Трошин О.В., Кудрявцев В.А. Динамика дезадаптацион-ных проявлений при ЗПР в процессе применения эмоционально-экспрессивного тренинга. Ниж. Новгород, 2003.
Шабалина КБ. и др. Особенности социальной интеграции инвалидов: Метод, рек. для врачей ВТЭК. М., 1992.
Семинар 3.
Профессиональная ориентация людей с ограниченными возможностями.
План
1. Особенности профориентации и образования людей с ограниченными возможностями.
2. Основы интегрированного обучения.
- Совместное обучение
- Специальные классы
- Дифференцированное обучение
-Классы коррекции
-Классы компенсирующего обучения
3.Способы и механизмы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.
4. Трудности людей с ограниченными возможностями при адаптации в обществе.
Литература
Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 5.
Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуго-вой деятельности за рубежом. М, 1999.
Жарков А.Д. Технология социокультурной деятельности. М., 1998.
Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: Учеб. пособие / Сост. М.В. Коробов, Э.А. Дворкин и др. СПб., 1999.
Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологическая консультация / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Хомса и М. Карп / Пер. с англ. М., 2000.
Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гули-ной. СПб., 2002.
Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.
Сборник документов по комплексной реабилитации инвалидов в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения России. М., 2001.
Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. М., 1996.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. СВ. Дармодехина, М.Н. Мирсагаевой, A.M. Панина. М., 1996.
Семинар 4.
Профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.
1. Формирование здорового образа жизни.
2. Профилактика вредных привычек.
3. Профилактика поведения.
4. Профилактика правонарушений.