ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Социальная работа




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Социальной работы

ИМПиСР

___________________________

«___» ____________ 2011 г.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Направление подготовки:

Социальная работа

 

Профиль:

Социальная работа с молодежью

 

Степень выпускника:

Бакалавр

Новосибирск 2011

СОСТАВИТЕЛЬ: Чернов Д.В. к.и.н., доцент, доцент кафедры Соц. работы

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры ______________________________________

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ ___________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Начальник УМУ: _______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

Директор библиотеки _________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью освоения дисциплины На учебный курс «Технологии социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели - формирование технологической грамотности и методического профессионализма у будущих бакалавров социальной работы, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в сфере социальной работы и решать следующие профессиональные задачи в соответствии с социально-технологическими и организационно-управленческими компетенциями.

 

Место дисциплины структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Социология» является Дисциплина относится к базовой части учебного плана

Преподавание дисциплины является базовым элементом подготовки бакалавров, обеспечивая формирование навыков технологической деятельности, которая является неотъемлемой частью обучения в высшей школе по направлению социальная работа.

Освоение дисциплины особенно значимо как системообразующее начало, необходимое для понимания основных практических направлений социальной работы, методических подходов и специфики организации деятельности. Данные системные знанию позволят более рационально и эффективно осуществлять подготовку студентов в рамках более узко направленных профессиональных дисциплин.

Дисциплина изучается в 3,4,5,6 семестрах.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, презентации собственной рефлексивной позиции.

Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета и экзамена.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы
ПК-2 – быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан Знать: основные технологии социальной работы, применяемые в системе социальных учреждений Уметь: формулировать рекомендации для субъектов образования с учетом онтологического статуса развивающейся личности. Владеть: технологиями оценки уровня социальной зрелости и социальной адаптивности развивающейся личности; навыками анализа потенциалов развивающейся личности.
ПК-3 – быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации Знать: основные принципы посреднической, социально-психологической и консультативной деятельности. Уметь: конструктивно выстраивать коммуникацию с клиентами и сотрудниками пенитенциарной системы; применять индивидуальный подход в процессе интеракции с агентами социализации личности. Владеть: навыками применения базовых технологий социальной диагностики,абилитации и реабилитации.
ПК- 6быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни Знать: основные принципы проектной деятельности. Уметь: организовывать деятельность группы по разработке социальных проектов Владеть: навыками применения вспомогательных технологий социальной работы.
ПК- 8быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» Знать: основные подходы психоэмоциональной саморегуляции Уметь: осуществлять технологии социальной профилактики Владеть: навыками применения базовых технологий социальной работы
ПК- 9быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения Знать: основные принципы разработки частных технологий социальной работы Уметь: разрабатывать технологии социальной работы Владеть: комплексными подходами в применении технологий социальной адаптации
ПК- 17быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья Знать: о возможностях применения исследовательских технологий в социальной работе Уметь: Разрабатывать программу исследований для изучения проблем социальной работы Владеть: навыками применения различных исследовательских технологий в социальной работе.
ПК- 24быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи Знать: об основах управления социальными процессами Уметь: анализировать проблемы связанные с качеством управления реализацией технологий социальной работы Владеть: приемами организаторской деятельности.
ПК 32быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи Знать: основные принципы инновационной деятельности Уметь: продуцировать инновационные технологические идеи для социальной работы Владеть: навыками разработки технологий социальной работы и составления технологических карт

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.

Дисциплина изучается в 3-6 семестре.

 

Структура дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы
Лекции (ч.) ПЗ (ч.) ЛЗ (ч.) СР (ч.)
  3 семестр        
  Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины        
  Социальные технологии. История и современность.        
  Типология социальных технологий        
  Целеполагание и его место в технологии социальной работы        
  Типология технологий социальной работы        
  Социальная профилактика, как технология социальной работы        
  Социальная диагностика: цели, этапы и способы        
  Социальная терапия и методы ее осуществления        
  Социальная адаптация        
  Взаимосвязь теории и практики в социальной работе Интерактивный семинарский модуль.        
 
  4 семестр        
  Технологии социальной реабилитации        
  Технология социальной экспертизы        
  Технологии социального патронажа        
  Технологии социальной работы в: - Сфере занятости - Образовании          
  - Здравоохранении - Социокультурной среде        
  - Городской в сельской местности        
  Курсовая работа        
 
  5 семестр        
  Инновационные технологии в социальной работе        
  Коммуникативные техники Понятие коммуникации и коммуникативной техники и деятельность социального работника        
  Социальное посредничество и консультирование        
  Технологи социальной работы с отдельными группами населения в регионе - Социальная работа с семьей - Социальная работа со студентами - Социальная работа – гендерный аспект          
  Основы разработки технологии СР        
 
  6 семестр        
  - Технологии профилактики эмоционального сгорания - Тренинги и групповые методы в социальной работе. - Технологии оценки и менеджмента качества в СР - проектирование в социальной работе - исследовательские технологии в социальной работе                        
  Технологические карты социальной помощи   2*    
  Итоговый экзамен        
  Итого324 часа 9 ЗЕ        

 

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Содержание раздела в дидактических единицах
  Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины Потребность реформирования системы социальной защиты населения в условиях капитализации общества. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий. Понятия «социальная технология» и «технология социальной работы». Технология как система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысловое пространство понятия «технология». Предметное пространство социальной технологии в отечественной науке. Объект социальной технологии и технологии социальной работы. Возможности технологизации социальной работы. Условия технологизации практической деятельности в социальной сфере. Основные этапы разработки технологии социальной работы: теоретический, методический, процедурный. Основные характеристики технологии социальной работы. Задачи академической дисциплины «Методы и технологии социальной работы». Профессиональный уровень социального работника: технологическая компетентность.
  Технологический процесс в социальной работе Технология социальной работы как алгоритм деятельности социального работника. Деятельность как процесс. Сущность и структура технологического процесса. Понятие и специфика внешних факторов воздействия на предмет в социальной работе. Понятие и специфика внутренних факторов воздействия на предмет в социальной работе. Основная функция технологии социальной работы. Алгоритм действий – как основа технологического процесса. Специфика термина в смысловом пространстве социальной работы. Структура технологического процесса: алгоритм, операция, инструментарий. Основные этапы технологического процесса. Технологическая задача социальной работы. Социальная проблема как исходный факто, определяющий технологический ресурс социальной работы с клиентом. Решение проблемы через разрешение проиворечий. Социальное противоречие. Стадии развития социального противоречия. Принципы социальной работы с личностным противоречием с технологических позиций. Замкнутый цикли технологического процесса.
  Типология социальных технологий Основное назначение социальных технологий. Многообразие социальных технологий. Социальная технология и социальная проблема. Условия технологизации процессов социальной сферы. «Адресность» социальных технологий. Специфика социальных технологий на конкретных примерах: медицинское обслуживание, социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов. Детерминанты многообразия социальных технологий. Потребность классификации и типизации социальных технологий. Типология как научный метод. Особенность типологии в социальной работе. Основания классификации социальных технологий. Дискуссионность вопроса о классификации социальных технологий. Классификация В.В.Богдан и В.Н.Иванова. Классификация академика В.И.Банерушева.
  Целеполагание и его место в технологии социальной работы Социальная работа как многофункциональная профессиональная деятельность. Искусство решения проблем. Технология социальной работы как процесс. Целеполагание как фундаментальное понятие в теории деятельности. Центральная проблема процедуры целеполагания. Целеполагание как процесс выбора и реального определения цели. Целеполагание и алгоритм деятельности. Основные критерии требований к цели деятельности. Основные этапы формулирования цели. Целеполагание в социальной работе с точки зрения с точки зрения ее методологии и организации. Нравственные аспекты при формулировании цели социальной работе. Принципы целеполагания. Функции цели в технологии социальной работы. Содержание цели и логические принципы решения проблемы. Основополагающие принципы технологизации социального действия по управлению процессами. Соизмеримость целей. Сверка действий и результата с поставленной целью. Целеполагание в социальной работе и содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.
  Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования Место адаптации в содержании социальной работы. Сущность социальной адаптации. Социальная адаптация как состояние человека и как процесс приобретения устойчивости к воздействию социальной среды. Актуальность социальной адаптации в критические периоды жизни. Современное научное знание о проблемах адаптации. Специфика подходов к проблеме адаптации. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп. Социально-психологические аспекты адаптации. Педагогические аспекты адаптации. Проблема социальной адаптации в системе социальной защиты наследия: состояние и перспективы. Виды адаптации индиидуума. Управленческая адаптация. Социальная адаптация. Экономическая адаптация. Педагогическая адаптация. Психологическая адаптация. Профессиональная адаптация. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Формы адаптационных процессов. Проблемы социальной адаптации и реабилитации.
  Социальная терапия и методы ее осуществления Сущность и содержание социальной терапии. Значение понятий «терапия», «социальна терапия». Социальная терапия и психотерапия. Основные модели психотерапии. Пределы и допуски в профессиональных действиях социального работника. Основные направления социальной работы, основанные на разных функциональных подходах. Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе. Междисциплинарный характер методов воздействия на клиента. Сложность технологий социальной терапии. Интеллектуальный и эмоциональный компоненты методов терапевтического воздействия. Индивидуальная и групповая формы работы в социальной терапии. Социальный работник как психосоциальный терапевт. Технологии построения взаимодействия между социальным работником и клиентом в зависимости от формы социальной терапии. Факторы, обуславливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем. Групповая работа: состав группы, технология работы в группе. Трудовая терапия. Терапия самовоспитания. Методы поведенческой терапии. Дискуссионная терапия. Социотерапия. Музыкотерапия. Ритмотерапия. Арттерапия. Цветотерапия. Психогимнатсика. Натурпихотерапия. Логотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия. Проблема предпочтений и здравого смысла. Система подготовки кадров в области социальной терапии.
  Методы в социальной работе и их классификация Эффективность социальной работы в контексте познания социального окружения клиента, в частности, и социальных процессов, в общем. Целостная система принципов, методов, форм и средств социальной работы как специфический инструментарий научно-практического знания и действия. Теоретико-методологические основы социальной работы: методология, принципы, категориальный аппарат. Прикладные аспекты социальной работы: социально-практическое и управленческое приложение теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач. Прикладной характер социальной работы как системы научных знаний. Возможность технологизации фундаментальных социальных знаний. Возможность технологизации прикладных социальных знаний. Технологизация и конкретные социальные проекты. Роль метода в социальной работе. Общие принципы научной деятельности. Классификация методов социальной работы.
  Организационно-распорядительные методы в социальной работе Эффективность технологизации и качество управления. Сущность управления в социальной работе. Подходы к системам управления в области социального обслуживания. История научного менеджмента. Специфика управления отдельной организацией. Теория социального управления. Методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое) управление. Направления развития менеджмента как системы знаний. Технологии, направленные на социальную защиту наиболее уязвимых в рыночных условиях групп населения. Технологии самоорганизации и обучения. Цели введения термина "социальная технология управления". Блок-схема технологии управления. Характеристика основных методов управления. Управление и технология. Система управления: механизм, структура, процесс, рационализация системы управления. Регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные методы. Планирование как функция социального управления.
  Социально-экономические методы социальной работы Сущность и содержание экономических методов в социальной практике. История экономики о технологиях регулирования отношений между людьми в процессе хозяйствования. Дискуссия о методах ведения рыночного и планового хозяйства. Модели современного экономического развития. Термин "социальный" в контексте теории социального рыночного хозяйства Х.Ламперта. Система социальной защиты населения в рыночных условиях. Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Социальные нормативы методов социальной защиты. Основные элементы системы социальной защиты в области доходов и потребления. В области доходов: индексация доходов(минимальный уровень заработной платы, пенсии, стипендии, выплаты пособий. В области потребления: "корзина" минимального потребительского бюджета, минимально гарантированные уровни потребления товаров и услуг, системы льготного предоставления социально-культурных услуг, специальные социальные программы для отдельных социально-демографических групп населения. Феномен бедности. Технологии определения бедности. Социальные программы борьбы с бедностью: технологический аспект
  Технология консультирования и посредничества Консультирование как технологический способ решения социальных задач. Потребность информационного обмена с иными профессиями в социальной работе. Типы консультирования в практике социальной работы: общее, специальное, обучающее, договорное. Функции консультирования в социальной работе. Формы консультирования: индивидуальное и групповое. Дифференциация консультирования по содержанию: конкретное и программное. Сочетание конкретного и программного подходов консультировании. Консультирование как вид социальной работы. Профессионально-важные качества консультанта. Основные принципы проведения консультации. Консультирование как процесс: этапы консультирования. Специфика консультаций в социальной работе. Золотое правило консультирования. Технология консультирования и технология посреднической деятельности социального работника. Посредничество как функция социальной работы. Методика посреднической деятельности.
  Технологические карты в социальной работе Индивидуальная социальная работа с конкретным случаем. Социальная работа с группой. Социальная работа в микросоциальной среде. Метод индивидуальной социальной работы – в системе "один на один". Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях. Исследование и разъяснение проблемы. Работа над мотивацией клиента. Концептуализация проблемы клиента. Исследование стратегии решения. Выбор стратегии. Реализация стратегии. Эволюция. Принципы профессиональной этики взаимодействия социального работника и клиента. Основные модули индивидуальной работы со случаем. Эволюция social casework (социальная индивидуальная работа со случаем).

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы
    3 семестр    
1. Типология социальных технологий Работа с источниками Подготовить доклад на тему «Современные проблемы и перспективы развития социальных технологий»   доклад  
2. Целеполагание и его место в технологии социальной работы. Типология технологий социальной работы Работа с источниками Составить перечень учреждений социального обслуживания граждан в Новосибирской области. Разбить на группы и категории. Указать адреса сайтов и электронной почты. Заполненная таблица или перечень    
3. Социальная профилактика. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии профилактики и социальной адаптации в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. отчет  
4. Социальная терапия и методы ее осуществления Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии социальной терапии в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. отчет  
    4 семестр    
  Курсовая работа   Текст  
    5 семестр    
5. Технологии социальной реабилитации населения Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии социальной терапии в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. Аналитическая записка. Вариант анкеты.  
6. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики Изучить закон об основах социального обслуживания граждан в РФ №442. Законспектировать основные главы. Конспект  
7. Социально-экономические методы социальной работы Подготовить презентацию на тему «технологии социальной защиты малоимущих» презентация  
8. Технология консультирования и посредничества На основе анализа периодических изданий подготовить план консультации любой категории населения.   Аналитическая записка  
    6 семестр    
9. Технологии социальной работы с инвалидами Найти и рассмотреть понятие и структуру индивидуальной программы реабилитации. Инвалида. Изучить опыт социальной работы с инвалидами социальных учреждений (по сайтам) конспект  
  Технологии социальной работы с пожилыми людьми Составить перечень основных проблем пожилых граждан. Подобрать интересный опыт работы с пожилыми гражданами на основе изучения сайтов и периодических изданий. Перечень- доклад.  
  Технологии социальной работы с молодежью Разработать программу работы с молодежью из неблагополучных семей с использованием ресурсов сферы молодежной политики (по сайту ты молод) Программа  
  Технологические карты Разработать технологическую карту профессиональной деятельности социального работника по решению какой либо профессиональной задачи. Карта  
Итого Итого 54

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Технология социальной работы: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Социальная работа": доп. М-вом образования и науки РФ / [Е. И. Холостова и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - Москва: ЮРАЙТ, 2014. - 503 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 497-503. - Авт. указ. на с. 6. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту по направлению "Социальная работа". - ISBN 978-5-9916-2076-5.
  2. Акмалова, Альфия Акмаловна. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 220 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в сносках и с. 212-216. - ISBN 978-5-16-003015-9.
  3. Павленок, Петр Денисович. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. П. Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 272 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в сносках и в конце гл.. - ISBN 978-5-16-003292-4.
  4. Циткилов, Петр Яковлевич. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / П. Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука Спектр, 2011. - 448 с. - Библиогр. в конце тем. - ISBN 978-5-394-00724-8.

Дополнительная литература

1. Чернов, Денис Владимирович. Организация практик по специальности 040101 "Социальная работа": методическое пособие для студентов / Д. В. Чернов; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т молодежной политики и социальной работы. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 56 с.: табл.

2. Гуслова, Маргарита Николаевна.. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. - Москва: Академия, 2007. - 256 с.: ил. - (Начальное профессиональное образование) (Федеральный комплект учебников). - ISBN 978-5-7695-2203-1.

3. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, С. В. Бойцова [и др.]; под ред. Н. Ф. Басова. - Москва: Кнорус, 2012. - 528 с. - (Для бакалавров). - ISBN 978-5-406-01367-0.

4. Антошкин, В.К Коммуникативная деятельность в социальной работе /В. Н. Антошкин; М-во образования Рос. Федерации] Башк. гос. ун-т. - Уфа: БашГУ, 2003. - 224 с.

5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики: [сб ст.] /под ред. Ш. Рамон; пер. с англ. А.В. Соловьева; науч. Ред перевода Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 254 с: ил.

6. Кремнева, Т.Л. Теоретико-методологический анализ развитие социальной работы в англоязычных странах: учеб. Пособий [для фак. соц.-культур. деятельности и соц. работы] /Т. Л.Кремнева; М-во образования Рос. Федерации; Моск. пед. rocj
ун-т. - М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2003. - 171 с.

7. Международное сотрудничество в области подготовки сошнальных работников: вопросы теории и практики. Тез. и мате­риалы междунар. симп., Волгоград, 8-9 дек. 1997 ^International

8. Панов, A.M. Социальная работа как наука, вид профессионали
ной деятельности и специальность в системе высшего образивания /A.M. Панов // Российский журнал социальной работы, j1995. -№ 5.

9. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с
семьей /В.Н. Гуров; Рос. акад. образования; Ин-т педагоги социал. работы; Ставроп. гос. ун-т. - М.: Ставропольсервис-школа, 1998.-226 с.

10. Проблемы социальной работы: [сб. ст.] /С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 211 с.

11. Романов, П.В. Исследования в социальной работе: оценка, ана­лиз, экспертиза: [учеб. пособие для вузов специальности «Соц. работа»] /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова; М-во образования и науки Рос, Федерации; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. - 256 с.

12. Семья как объект социальной работы: [сб.] /Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов; [Отв. ред. И.А. Зимняя]. -М., 1993.- 189 с.

13. Социальная работа с семьей: материалы регион, науч.-практ. конф. 27сент. 2001 г.-Балашов: БГПИ, 2001. - 51 с: ил. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личност-но ориентированный подход /В.Г. Бочарова; Рос. акад. образо­вания; Ин-т педагогики социал. работы. — М., 1999.- 182 с.

14. Диагностика профессиональных способностей. Система про­фессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / В.Н. Келасьев, И.В. Яковлева, Н.М. Полуэктова, Н.В. Старков; Рос. акад. образования, Центр социал. педагоги­ки, Ассоц. социал. педагогов и социал. работников. - М., 1994, - 127 с:табл.

15. Степашов, КС. Феномен жизненных затруднений / Н.С. Сте-пашов. - Курск: КГМУ, 2002. - 135 с: ил. Социальная работа с молодежью: материалы II всерос. фести­валя молодеж. инициатив. - М.: Логос, 2002. - 137 с.

16. Клиническая психология в социальной работе: учеб. пособие для фак. соц. работы /под ред. Б.А. Маршинина; Моск. гос. соц. ун-т. - М.: Academia, 2002. - 219 с: ил.

17. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова; Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко». - М., 2002. - 296 с: табл.

18. Клушина, Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального об­разования / Н.П. Клушина; Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. - Ставро­поль, 2001.- 186 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: