УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Социальной работы
ИМПиСР
___________________________
«___» ____________ 2011 г.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Направление подготовки:
Социальная работа
Профиль:
Социальная работа с молодежью
Степень выпускника:
Бакалавр
Новосибирск 2011
СОСТАВИТЕЛЬ: Чернов Д.В. к.и.н., доцент, доцент кафедры Соц. работы
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры ______________________________________
(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)
СОГЛАСОВАНО
Декан/директор ________________________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О)
Начальник УМУ: _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О)
Директор библиотеки _________________ ___________________________
(подпись) (Ф.И.О)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью освоения дисциплины На учебный курс «Технологии социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели - формирование технологической грамотности и методического профессионализма у будущих бакалавров социальной работы, позволяющих успешно осуществлять профессиональную деятельность в сфере социальной работы и решать следующие профессиональные задачи в соответствии с социально-технологическими и организационно-управленческими компетенциями.
Место дисциплины структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Социология» является Дисциплина относится к базовой части учебного плана
Преподавание дисциплины является базовым элементом подготовки бакалавров, обеспечивая формирование навыков технологической деятельности, которая является неотъемлемой частью обучения в высшей школе по направлению социальная работа.
Освоение дисциплины особенно значимо как системообразующее начало, необходимое для понимания основных практических направлений социальной работы, методических подходов и специфики организации деятельности. Данные системные знанию позволят более рационально и эффективно осуществлять подготовку студентов в рамках более узко направленных профессиональных дисциплин.
Дисциплина изучается в 3,4,5,6 семестрах.
Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, презентации собственной рефлексивной позиции.
Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета и экзамена.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции | Дескрипторы |
ПК-2 – быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан | Знать: основные технологии социальной работы, применяемые в системе социальных учреждений Уметь: формулировать рекомендации для субъектов образования с учетом онтологического статуса развивающейся личности. Владеть: технологиями оценки уровня социальной зрелости и социальной адаптивности развивающейся личности; навыками анализа потенциалов развивающейся личности. |
ПК-3 – быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации | Знать: основные принципы посреднической, социально-психологической и консультативной деятельности. Уметь: конструктивно выстраивать коммуникацию с клиентами и сотрудниками пенитенциарной системы; применять индивидуальный подход в процессе интеракции с агентами социализации личности. Владеть: навыками применения базовых технологий социальной диагностики,абилитации и реабилитации. |
ПК- 6быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни | Знать: основные принципы проектной деятельности. Уметь: организовывать деятельность группы по разработке социальных проектов Владеть: навыками применения вспомогательных технологий социальной работы. |
ПК- 8быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» | Знать: основные подходы психоэмоциональной саморегуляции Уметь: осуществлять технологии социальной профилактики Владеть: навыками применения базовых технологий социальной работы |
ПК- 9быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения | Знать: основные принципы разработки частных технологий социальной работы Уметь: разрабатывать технологии социальной работы Владеть: комплексными подходами в применении технологий социальной адаптации |
ПК- 17быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья | Знать: о возможностях применения исследовательских технологий в социальной работе Уметь: Разрабатывать программу исследований для изучения проблем социальной работы Владеть: навыками применения различных исследовательских технологий в социальной работе. |
ПК- 24быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи | Знать: об основах управления социальными процессами Уметь: анализировать проблемы связанные с качеством управления реализацией технологий социальной работы Владеть: приемами организаторской деятельности. |
ПК 32быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи | Знать: основные принципы инновационной деятельности Уметь: продуцировать инновационные технологические идеи для социальной работы Владеть: навыками разработки технологий социальной работы и составления технологических карт |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.
Дисциплина изучается в 3-6 семестре.
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины (изучаемые темы) | Виды и формы учебной работы | |||
Лекции (ч.) | ПЗ (ч.) | ЛЗ (ч.) | СР (ч.) | ||
3 семестр | |||||
Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины | |||||
Социальные технологии. История и современность. | |||||
Типология социальных технологий | |||||
Целеполагание и его место в технологии социальной работы | |||||
Типология технологий социальной работы | |||||
Социальная профилактика, как технология социальной работы | |||||
Социальная диагностика: цели, этапы и способы | |||||
Социальная терапия и методы ее осуществления | |||||
Социальная адаптация | |||||
Взаимосвязь теории и практики в социальной работе Интерактивный семинарский модуль. | |||||
4 семестр | |||||
Технологии социальной реабилитации | |||||
Технология социальной экспертизы | |||||
Технологии социального патронажа | |||||
Технологии социальной работы в: - Сфере занятости - Образовании | |||||
- Здравоохранении - Социокультурной среде | |||||
- Городской в сельской местности | |||||
Курсовая работа | |||||
5 семестр | |||||
Инновационные технологии в социальной работе | |||||
Коммуникативные техники Понятие коммуникации и коммуникативной техники и деятельность социального работника | |||||
Социальное посредничество и консультирование | |||||
Технологи социальной работы с отдельными группами населения в регионе - Социальная работа с семьей - Социальная работа со студентами - Социальная работа – гендерный аспект | |||||
Основы разработки технологии СР | |||||
6 семестр | |||||
- Технологии профилактики эмоционального сгорания - Тренинги и групповые методы в социальной работе. - Технологии оценки и менеджмента качества в СР - проектирование в социальной работе - исследовательские технологии в социальной работе | |||||
Технологические карты социальной помощи | 2* | ||||
Итоговый экзамен | |||||
Итого324 часа 9 ЗЕ |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Содержание раздела в дидактических единицах |
Предмет и задачи технологии социальной работы как учебной дисциплины | Потребность реформирования системы социальной защиты населения в условиях капитализации общества. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий. Понятия «социальная технология» и «технология социальной работы». Технология как система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Смысловое пространство понятия «технология». Предметное пространство социальной технологии в отечественной науке. Объект социальной технологии и технологии социальной работы. Возможности технологизации социальной работы. Условия технологизации практической деятельности в социальной сфере. Основные этапы разработки технологии социальной работы: теоретический, методический, процедурный. Основные характеристики технологии социальной работы. Задачи академической дисциплины «Методы и технологии социальной работы». Профессиональный уровень социального работника: технологическая компетентность. | |
Технологический процесс в социальной работе | Технология социальной работы как алгоритм деятельности социального работника. Деятельность как процесс. Сущность и структура технологического процесса. Понятие и специфика внешних факторов воздействия на предмет в социальной работе. Понятие и специфика внутренних факторов воздействия на предмет в социальной работе. Основная функция технологии социальной работы. Алгоритм действий – как основа технологического процесса. Специфика термина в смысловом пространстве социальной работы. Структура технологического процесса: алгоритм, операция, инструментарий. Основные этапы технологического процесса. Технологическая задача социальной работы. Социальная проблема как исходный факто, определяющий технологический ресурс социальной работы с клиентом. Решение проблемы через разрешение проиворечий. Социальное противоречие. Стадии развития социального противоречия. Принципы социальной работы с личностным противоречием с технологических позиций. Замкнутый цикли технологического процесса. | |
Типология социальных технологий | Основное назначение социальных технологий. Многообразие социальных технологий. Социальная технология и социальная проблема. Условия технологизации процессов социальной сферы. «Адресность» социальных технологий. Специфика социальных технологий на конкретных примерах: медицинское обслуживание, социальная защита семей, имеющих детей-инвалидов. Детерминанты многообразия социальных технологий. Потребность классификации и типизации социальных технологий. Типология как научный метод. Особенность типологии в социальной работе. Основания классификации социальных технологий. Дискуссионность вопроса о классификации социальных технологий. Классификация В.В.Богдан и В.Н.Иванова. Классификация академика В.И.Банерушева. | |
Целеполагание и его место в технологии социальной работы | Социальная работа как многофункциональная профессиональная деятельность. Искусство решения проблем. Технология социальной работы как процесс. Целеполагание как фундаментальное понятие в теории деятельности. Центральная проблема процедуры целеполагания. Целеполагание как процесс выбора и реального определения цели. Целеполагание и алгоритм деятельности. Основные критерии требований к цели деятельности. Основные этапы формулирования цели. Целеполагание в социальной работе с точки зрения с точки зрения ее методологии и организации. Нравственные аспекты при формулировании цели социальной работе. Принципы целеполагания. Функции цели в технологии социальной работы. Содержание цели и логические принципы решения проблемы. Основополагающие принципы технологизации социального действия по управлению процессами. Соизмеримость целей. Сверка действий и результата с поставленной целью. Целеполагание в социальной работе и содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы. | |
Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования | Место адаптации в содержании социальной работы. Сущность социальной адаптации. Социальная адаптация как состояние человека и как процесс приобретения устойчивости к воздействию социальной среды. Актуальность социальной адаптации в критические периоды жизни. Современное научное знание о проблемах адаптации. Специфика подходов к проблеме адаптации. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп. Социально-психологические аспекты адаптации. Педагогические аспекты адаптации. Проблема социальной адаптации в системе социальной защиты наследия: состояние и перспективы. Виды адаптации индиидуума. Управленческая адаптация. Социальная адаптация. Экономическая адаптация. Педагогическая адаптация. Психологическая адаптация. Профессиональная адаптация. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов. Формы адаптационных процессов. Проблемы социальной адаптации и реабилитации. | |
Социальная терапия и методы ее осуществления | Сущность и содержание социальной терапии. Значение понятий «терапия», «социальна терапия». Социальная терапия и психотерапия. Основные модели психотерапии. Пределы и допуски в профессиональных действиях социального работника. Основные направления социальной работы, основанные на разных функциональных подходах. Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе. Междисциплинарный характер методов воздействия на клиента. Сложность технологий социальной терапии. Интеллектуальный и эмоциональный компоненты методов терапевтического воздействия. Индивидуальная и групповая формы работы в социальной терапии. Социальный работник как психосоциальный терапевт. Технологии построения взаимодействия между социальным работником и клиентом в зависимости от формы социальной терапии. Факторы, обуславливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем. Групповая работа: состав группы, технология работы в группе. Трудовая терапия. Терапия самовоспитания. Методы поведенческой терапии. Дискуссионная терапия. Социотерапия. Музыкотерапия. Ритмотерапия. Арттерапия. Цветотерапия. Психогимнатсика. Натурпихотерапия. Логотерапия. Библиотерапия. Имаготерапия. Проблема предпочтений и здравого смысла. Система подготовки кадров в области социальной терапии. | |
Методы в социальной работе и их классификация | Эффективность социальной работы в контексте познания социального окружения клиента, в частности, и социальных процессов, в общем. Целостная система принципов, методов, форм и средств социальной работы как специфический инструментарий научно-практического знания и действия. Теоретико-методологические основы социальной работы: методология, принципы, категориальный аппарат. Прикладные аспекты социальной работы: социально-практическое и управленческое приложение теоретического и эмпирического знания к решению практических социальных задач. Прикладной характер социальной работы как системы научных знаний. Возможность технологизации фундаментальных социальных знаний. Возможность технологизации прикладных социальных знаний. Технологизация и конкретные социальные проекты. Роль метода в социальной работе. Общие принципы научной деятельности. Классификация методов социальной работы. | |
Организационно-распорядительные методы в социальной работе | Эффективность технологизации и качество управления. Сущность управления в социальной работе. Подходы к системам управления в области социального обслуживания. История научного менеджмента. Специфика управления отдельной организацией. Теория социального управления. Методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое) управление. Направления развития менеджмента как системы знаний. Технологии, направленные на социальную защиту наиболее уязвимых в рыночных условиях групп населения. Технологии самоорганизации и обучения. Цели введения термина "социальная технология управления". Блок-схема технологии управления. Характеристика основных методов управления. Управление и технология. Система управления: механизм, структура, процесс, рационализация системы управления. Регламентирующие, распорядительные, дисциплинарные методы. Планирование как функция социального управления. | |
Социально-экономические методы социальной работы | Сущность и содержание экономических методов в социальной практике. История экономики о технологиях регулирования отношений между людьми в процессе хозяйствования. Дискуссия о методах ведения рыночного и планового хозяйства. Модели современного экономического развития. Термин "социальный" в контексте теории социального рыночного хозяйства Х.Ламперта. Система социальной защиты населения в рыночных условиях. Основные методы социальной защиты при переходе к рыночным отношениям. Социальные гарантии. Прожиточный минимум. Социальные нормативы методов социальной защиты. Основные элементы системы социальной защиты в области доходов и потребления. В области доходов: индексация доходов(минимальный уровень заработной платы, пенсии, стипендии, выплаты пособий. В области потребления: "корзина" минимального потребительского бюджета, минимально гарантированные уровни потребления товаров и услуг, системы льготного предоставления социально-культурных услуг, специальные социальные программы для отдельных социально-демографических групп населения. Феномен бедности. Технологии определения бедности. Социальные программы борьбы с бедностью: технологический аспект | |
Технология консультирования и посредничества | Консультирование как технологический способ решения социальных задач. Потребность информационного обмена с иными профессиями в социальной работе. Типы консультирования в практике социальной работы: общее, специальное, обучающее, договорное. Функции консультирования в социальной работе. Формы консультирования: индивидуальное и групповое. Дифференциация консультирования по содержанию: конкретное и программное. Сочетание конкретного и программного подходов консультировании. Консультирование как вид социальной работы. Профессионально-важные качества консультанта. Основные принципы проведения консультации. Консультирование как процесс: этапы консультирования. Специфика консультаций в социальной работе. Золотое правило консультирования. Технология консультирования и технология посреднической деятельности социального работника. Посредничество как функция социальной работы. Методика посреднической деятельности. | |
Технологические карты в социальной работе | Индивидуальная социальная работа с конкретным случаем. Социальная работа с группой. Социальная работа в микросоциальной среде. Метод индивидуальной социальной работы – в системе "один на один". Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе. Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях. Исследование и разъяснение проблемы. Работа над мотивацией клиента. Концептуализация проблемы клиента. Исследование стратегии решения. Выбор стратегии. Реализация стратегии. Эволюция. Принципы профессиональной этики взаимодействия социального работника и клиента. Основные модули индивидуальной работы со случаем. Эволюция social casework (социальная индивидуальная работа со случаем). |
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента
№ | Темы дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Форма отчета | Трудоемкость задания, часы |
3 семестр | ||||
1. | Типология социальных технологий | Работа с источниками Подготовить доклад на тему «Современные проблемы и перспективы развития социальных технологий» | доклад | |
2. | Целеполагание и его место в технологии социальной работы. Типология технологий социальной работы | Работа с источниками Составить перечень учреждений социального обслуживания граждан в Новосибирской области. Разбить на группы и категории. Указать адреса сайтов и электронной почты. | Заполненная таблица или перечень | |
3. | Социальная профилактика. Адаптивные процессы в социальной работе и методика их регулирования | Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии профилактики и социальной адаптации в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. | отчет | |
4. | Социальная терапия и методы ее осуществления | Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии социальной терапии в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. | отчет | |
4 семестр | ||||
Курсовая работа | Текст | |||
5 семестр | ||||
5. | Технологии социальной реабилитации населения | Работа с сайтами учреждений. Найти и описать опыт реализации технологии социальной терапии в работе любого из учреждений социального обслуживания любой категории граждан. | Аналитическая записка. Вариант анкеты. | |
6. | Взаимосвязь социальной работы и социальной политики | Изучить закон об основах социального обслуживания граждан в РФ №442. Законспектировать основные главы. | Конспект | |
7. | Социально-экономические методы социальной работы | Подготовить презентацию на тему «технологии социальной защиты малоимущих» | презентация | |
8. | Технология консультирования и посредничества | На основе анализа периодических изданий подготовить план консультации любой категории населения. | Аналитическая записка | |
6 семестр | ||||
9. | Технологии социальной работы с инвалидами | Найти и рассмотреть понятие и структуру индивидуальной программы реабилитации. Инвалида. Изучить опыт социальной работы с инвалидами социальных учреждений (по сайтам) | конспект | |
Технологии социальной работы с пожилыми людьми | Составить перечень основных проблем пожилых граждан. Подобрать интересный опыт работы с пожилыми гражданами на основе изучения сайтов и периодических изданий. | Перечень- доклад. | ||
Технологии социальной работы с молодежью | Разработать программу работы с молодежью из неблагополучных семей с использованием ресурсов сферы молодежной политики (по сайту ты молод) | Программа | ||
Технологические карты | Разработать технологическую карту профессиональной деятельности социального работника по решению какой либо профессиональной задачи. | Карта | ||
Итого | Итого 54 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
- Технология социальной работы: учебник для бакалавров: учебник для вузов по направлению "Социальная работа": доп. М-вом образования и науки РФ / [Е. И. Холостова и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. - Москва: ЮРАЙТ, 2014. - 503 с. - (Бакалавр. Базовый курс). - Библиогр.: с. 497-503. - Авт. указ. на с. 6. - Учебник соответствует Федер. гос. образоват. стандарту по направлению "Социальная работа". - ISBN 978-5-9916-2076-5.
- Акмалова, Альфия Акмаловна. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / А. А. Акмалова, В. М. Капицын. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 220 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в сносках и с. 212-216. - ISBN 978-5-16-003015-9.
- Павленок, Петр Денисович. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. П. Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 272 с. - (Высшее образование). - Библиогр. в сносках и в конце гл.. - ISBN 978-5-16-003292-4.
- Циткилов, Петр Яковлевич. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / П. Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука Спектр, 2011. - 448 с. - Библиогр. в конце тем. - ISBN 978-5-394-00724-8.
Дополнительная литература
1. Чернов, Денис Владимирович. Организация практик по специальности 040101 "Социальная работа": методическое пособие для студентов / Д. В. Чернов; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т молодежной политики и социальной работы. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 56 с.: табл.
2. Гуслова, Маргарита Николаевна.. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. образования / М. Н. Гуслова. - Москва: Академия, 2007. - 256 с.: ил. - (Начальное профессиональное образование) (Федеральный комплект учебников). - ISBN 978-5-7695-2203-1.
3. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям "Социальная работа": рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, С. В. Бойцова [и др.]; под ред. Н. Ф. Басова. - Москва: Кнорус, 2012. - 528 с. - (Для бакалавров). - ISBN 978-5-406-01367-0.
4. Антошкин, В.К Коммуникативная деятельность в социальной работе /В. Н. Антошкин; М-во образования Рос. Федерации] Башк. гос. ун-т. - Уфа: БашГУ, 2003. - 224 с.
5. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики: [сб ст.] /под ред. Ш. Рамон; пер. с англ. А.В. Соловьева; науч. Ред перевода Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 254 с: ил.
6. Кремнева, Т.Л. Теоретико-методологический анализ развитие социальной работы в англоязычных странах: учеб. Пособий [для фак. соц.-культур. деятельности и соц. работы] /Т. Л.Кремнева; М-во образования Рос. Федерации; Моск. пед. rocj
ун-т. - М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2003. - 171 с.
7. Международное сотрудничество в области подготовки сошнальных работников: вопросы теории и практики. Тез. и материалы междунар. симп., Волгоград, 8-9 дек. 1997 ^International
8. Панов, A.M. Социальная работа как наука, вид профессионали
ной деятельности и специальность в системе высшего образивания /A.M. Панов // Российский журнал социальной работы, j1995. -№ 5.
9. Гуров, В.Н. Теория и методика социальной работы школы с
семьей /В.Н. Гуров; Рос. акад. образования; Ин-т педагоги социал. работы; Ставроп. гос. ун-т. - М.: Ставропольсервис-школа, 1998.-226 с.
10. Проблемы социальной работы: [сб. ст.] /С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 211 с.
11. Романов, П.В. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: [учеб. пособие для вузов специальности «Соц. работа»] /П. Романов, Е. Ярская-Смирнова; М-во образования и науки Рос, Федерации; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. - 256 с.
12. Семья как объект социальной работы: [сб.] /Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов; [Отв. ред. И.А. Зимняя]. -М., 1993.- 189 с.
13. Социальная работа с семьей: материалы регион, науч.-практ. конф. 27сент. 2001 г.-Балашов: БГПИ, 2001. - 51 с: ил. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личност-но ориентированный подход /В.Г. Бочарова; Рос. акад. образования; Ин-т педагогики социал. работы. — М., 1999.- 182 с.
14. Диагностика профессиональных способностей. Система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / В.Н. Келасьев, И.В. Яковлева, Н.М. Полуэктова, Н.В. Старков; Рос. акад. образования, Центр социал. педагогики, Ассоц. социал. педагогов и социал. работников. - М., 1994, - 127 с:табл.
15. Степашов, КС. Феномен жизненных затруднений / Н.С. Сте-пашов. - Курск: КГМУ, 2002. - 135 с: ил. Социальная работа с молодежью: материалы II всерос. фестиваля молодеж. инициатив. - М.: Логос, 2002. - 137 с.
16. Клиническая психология в социальной работе: учеб. пособие для фак. соц. работы /под ред. Б.А. Маршинина; Моск. гос. соц. ун-т. - М.: Academia, 2002. - 219 с: ил.
17. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова; Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко». - М., 2002. - 296 с: табл.
18. Клушина, Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования / Н.П. Клушина; Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2001.- 186 с.