При построении коррекционной работы с заикающимися дошкольниками




Использование логопедических и здоровьесберегающих технологий

Учитель-логопед МУ Центр психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи «Содействие»

Барсукова Марина Валентиновна

 

1-2

Проблема заикания как речевого расстройства в виде нарушения плавности речи вследствие запинок судорожного характера привлекает внимание специалистов на протяжении многих столетий. Вопрос о механизмах заикания до сих пор дискутируется в научных исследованиях (Филатова Ю.О.).

Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других – с невротической реакцией; некоторые дети имеют и другие соматические заболевания. Поэтому включение в программу коррекции здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением логопедического воздействия.

При организации коррекционного процесса важная роль отводится созданию благоприятного физиологического и психологического фона, проведению общеоздоровительных мероприятий. Для детей обеспечиваются максимально комфортные условия пребывания:

· количество детей в группе не превышает 5 человек

· организуется щадящий речевой и эмоционально-двигательный режим

· учебная нагрузка определяется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребёнка

Цель использования здоровьесберегающих технологий – укрепление детского организма и его эффективное функционирование, снижение утомляемости, нормализация процессов возбуждения/торможения, устранение отрицательных эмоций, активизация умственных способностей ребёнка.

Особое внимание на занятиях уделяется двигательной активности детей, направленной на развитие общей и мелкой моторики, снятие утомляемости, координацию движений и речи. Организация логоритмических минуток, динамических пауз, подвижных игр, речедвигательных комплексов, целенаправленно осуществляется в естественной для детей двигательно-игровой форме.

Логопедическая ритмика включает упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритма, правильного физиологического и речевого дыхания, развивающие артикуляцию, мелкие и общие движения, координацию речи и движения, регулирующие мышечный тонус и эмоциональное состояние.

На занятиях также широко применяются адаптированные к дошкольному возрасту релаксационные упражнения, специально подобранные комплексы речевых и голосовых упражнений. Педагог-психолог проводит занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, психогимнастические упражнения.

Когда семья сталкивается с такой проблемой, как заикание ребенка, родители не сразу понимают, что возникает необходимость менять многие привычки и традиции семьи, которые прямо или косвенно могли ухудшить начинающееся заикание ребенка. Логопед вместе с каждой семьей анализирует привычки и традиции семьи, оставляя нужные и полезные (единые доступные требования к ребенку, семейный досуг, вежливые приятные слова друг другу, семейные ужины, общесемейная подготовка к праздникам, занятия музыкой, танцами, пением и др.), исключая вредные (ненормированный просмотр одним ребенком телепередач, мультфильмов; чтение на ночь страшных сказок, чтение ребенком стихов перед аудиторией, неадекватное наказание и поощрение и др.)

Каждое занятие веду по определенной схеме; зрительные символы каждого этапа занятия всегда на доске. Дети и родители привыкают в определенному алгоритму действий, так как выполняют обязательные домашние задания.

6-11

Фотоматериалы по теме.

При коррекции заикания предполагается тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность. Одновременно с логопедом и психологом помощь детям, страдающим заиканием, должна оказываться неврологом, психиатром, физиотерапевтом, психотерапевтом, врачом ЛФК.

Таким образом, по мере постепенной нормализации психоэмоционального и физического состояния дети справляются с трудными ситуациями общения и значительно сокращаются сроки достижения поставленных коррекционных задач.

13-21

Мастер-класс «Отработка отраженной речи во фразах из 2-3 слов на лексическом материале «Осень»

22-25

Список литературы.

.


 

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

 

Продуктивная деятельность (работа с соленым тестом)

Развитие ритмической способности, развитие общей моторики, равновесия

 

Речевые упражнения с куклами БИБАБО (говорящие рукавички)

 

Отработка Правила речи «Говорю всегда красиво, смело и неторопливо…»

 

Считалки с ритмичными движениями (перекидывание мешочков разной тяжести)

 

 


План-конспект



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: