Песня - распространённая форма вокальной музыки.




Введение

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу.

ЖАНР (от франц. genre) (в искусстве) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В 20 веке происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

Музыкальный жанр – это вид или род музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Различаются музыкальные жанры между собой не только названием. Есть четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. Это:

· тип художественно-музыкального содержания;

· стилевые особенности данного жанра;

· жизненное назначение произведений данного жанра и выполняемая ими роль в обществе;

· условия, в которых возможно исполнение и прослушивание (просмотр) музыкального произведения конкретного жанра.

Основные музыкальные жанры.

Все музыкальные жанры с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые.

Театральные жанры (главные здесь – опера и балет, кроме того на сцене идут оперетты, мюзиклы, музыкальные драмы, водевили и музыкальные комедии, мелодрамы и т.д.);

Концертные жанры (это симфонии, сонаты, оратории, кантаты, трио, квартеты и квинтеты, сюиты, концерты и т.д.);

Массово - бытовые жанры (это песни, танцы и марши во всём их многообразии);

Культово-обрядные жанры (те жанры, которые связаны с религиозными или праздничными обрядами – например: рождественские колядки, масленичные песни, свадебные и погребальные плачи, заклинания, колокольные звоны, тропари и кондаки и др.)

Разделение жанров очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Например, это происходит тогда, когда настоящий жанр музыкального фольклора воссоздаётся композитором на оперной сцене (как в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), или в каком-нибудь концертном жанре – так, к примеру, в финале 4-й симфонии Чайковского процитирована очень известная народная песня.

Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам.


 

Вокальные жанры

Вокальная музыка старше инструментальной: есть все основания полагать, что музыкальное искусство ведет свое происхождение от пения, отсюда и его интонационная природа. При этом под вокальной музыкой принято понимать пение со словами. В музыкальной литературе имеется немало примеров использования человеческого голоса в качестве инструмента: солирующего в вокализах, ансамблевого — в сочетаниях с разными инструментами и даже оркестрового.
Развитие городов с их специфическим бытом породило и новый тип песен — городские; на их основе и при заметном воздействии танцевальных жанров сформировался жанр романса. Песенное происхождение имеют и другие вокальные жанры — баллада, заключающая в себе развернутое повествование эпического характера, ария (не только как важнейшая составная часть оперы, оперетты, мюзикла, но и как самостоятельное концертное произведение), которой присущ скорее лирический характер. К ним примыкают элегия, серенада, баркарола. Особый, более сложный жанр представляет собой вокальный цикл, образуемый несколькими достаточно самостоятельными, но объединенными общей художественной задачей вокальными сочинениями. Вокальные циклы писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Глинка, Мусоргский, Шостакович, Свиридов и многие другие композиторы.

Наряду с сольно-вокальными жанрами складываются жанры хоровые. Это, прежде всего, хоровая миниатюра, чаще называемая просто хором. Свобода построения, редкое обращение к куплетной форме, явная тенденция к соответствию музыки словам на всем их протяжении сближают хоровую миниатюру с жанром романса (не случайно многие романсы переложены для хора). Подобно вокальным циклам, бытует и жанр хорового цикла, иногда называемого хоровой сюитой.

В концертной практике немалое место занимают произведения литургического характера — как православной традиции («Литургии» Чайковского и Гречанинова, «Литургия» и «Всенощная» Рахманинова), так и католической (мессы Баха, Бетховена, Брамса, Реквиемы Моцарта, Верди). Если в церковной практике эти жанры включают в себя кроме песнопений еще и молитвы, ритуальные действия, процессии, то на концертной эстраде они становятся разновидностями кантатно-ораториального жанра и представляют собой многосоставные произведения, частями которых служат хоры, ансамбли, арии. Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.


 

Песня - распространённая форма вокальной музыки.

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. В человеческой речи есть музыкальный элемент – интонация. В вокальной музыке это основа выразительности. Иногда мелодия прямо рождается из интонаций речи. Но так бывает не всегда. Если в речи подъемы и повышения голоса подчинены смыслу фразы, то музыка вносит в них повторность, ритмическую размеренность. Поэтому большинство вокальных произведений чаще пишется на стихотворный текст, где есть рифмы и ритм. И это не случайно, ведь поэзия и музыка возникли из когда-то единого искусства – песни. Она сопровождает человека с детства и до старости. В этом простом и доступном музыкальном жанре заключается огромный мир мыслей, чувств, образов.

Песни свойствен особый тип связи музыки и слова. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана с отдельными поэтическими образами или речевыми интонациями текста. В то же время мелодия и текст подобны по структуре; они состоят из равных (в музыке – и одинаковых) построений: строф или куплетов (часто с рефреном – припевом).

Объединив два разных искусства – поэзию и музыку, песня – это результат синтетического произведения. То, что можно выразить словами, в значительной мере нельзя передать музыкой, и наоборот. Слова и музыка в песне углубляются, дополняют друг друга; именно поэтому синтетический песенный образ обладает исключительной конкретностью, многогранностью и особой силой воздействия на слушателя. Ее значимость и популярность среди самых различных возрастных, национальных и социальных групп существенна.

Песня разделяется на две большие группы: народную и создаваемую композиторами. Между ними существует постоянная взаимосвязь. В операх, симфониях, камерной музыке композиторы часто используют народную песню или ее интонации. В свою очередь, некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ и становятся народными, как произошло с песнями М. Блантера «Катюша» и «Смуглянкой» А. Новикова.

Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Очень много песен пришло к нам из кинофильмов. Особенно популярны и любимы песни И. О. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», А. Петрова из всех фильмов Э. Рязанова. Эти фильмы и представить нельзя без этих прекрасных песен, они украшают и обогащают, делают эти фильмы ближе и роднее народу.

Представить нашу жизнь без песни невозможно. Из них даже можно составить целую летопись жизни страны, жизни общества. Песни входят в репертуар всех без исключения вокальных ансамблей. Проблема состоит в том, что некоторые руководители неправильно подбирают репертуар, который часто не подходит для данного ансамбля. Для этого надо уметь различать песенные жанры, знать их особенности исполнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: