Основная часть «Песенные жанры»




Виды песенных жанров

Академическая песня

Академический вокал – это классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а также в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

Академическая манера пения имеет ряд отличительных особенностей как в звукообразовании, так и в расположении артикуляционных форм.

Академической манере пения свойственен легкий зевок при звукообразовании, куполообразная форма рта, приподнятое мягкое небо, округленные гласные. Звук усиливается за счет вокально-дыхательного подсвязочного давления в резонансный пункт с максимальным выявлением акустической возможности голосового аппарата. Максимально приподнятое мягкое небо и маленький язычок дают возможность округлить ротовую полость («акустический зал»), опустить нижнюю челюсть, корень языка, небную завесу растянуть и приподнять. Корень языка должен быть опущен как можно ниже. Положение формы рта и корня языка меняется в зависимости от произносительных норм гласных и согласных. Технологические формы звукообразования академической манеры пения в отличие от народной имеют большие диапазонные возможности в подборе художественно-исполнительского репертуара.

В академической манере пения чаще всего используют грудной, головной и микстовый резонаторы. Певцы свободно переходят из одного регистра в другой, не ограничивая диапазон художественных произведений.

Народная песня

Древние истоки народной песни можно найти в разных национальных эпосах («Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре», «Калевала»). Песни народных певцов древности, наполненные реальными впечатлениями, содержали поэтический вымысел и собственные авторские чувства.

Народно-песенное творчество — тот первоисточник, который заложил основу русской музыкальной культуры. Коллективное пение, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития. Народное пение вытекает из естественной живой интонации речи, звуковая волна как бы подчиняется смыслу пропеваемого слова. Звукообразование является лишь следствием потребности выразить мысль определенным словом, а чувство — интонацией. При этом певец стремится к наибольшему музыкально-драматургическому единству слова и напева, звук и тембр становятся средством выразительности. Голос как бы присутствует рядом со словом, но никогда не превалирует над ним. Манера исполнения народных песен характеризуется прежде всего бережным отношением к слову. Через слово, его выразительную интонацию народ передавал свои чувства — радость и раздумье о жизни, раскрывал свое душевное богатство и глубину характера. Благодаря этому пение приобретало глубокую осмысленность и искренность. Именно на основе народного пения исторически развивались высокая профессиональная хоровая культура и профессиональное музыкальное образование.

Взаимоотношения музыки и слова в песне – это, в сущности, даже не отдельная проблема, это целая наука. Ведь все напевы, народные песни всегда развивались параллельно с речью и поэзией. Хотя, четко осознать это соотношение нелегко, особенно это относится к народной песне. Народная песня повлияла на все жанры профессиональной музыки – от романса до оперы, оратории, симфонии. Именно в народном песенном искусстве родились важнейшие музыкальные жанры вокальной музыки и принципы ее формообразования.

Белорусской народной песне присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей бытования в той или иной среде, условий исполнения, по содержанию и форме различают трудовые, обрядовые, хороводные, плясовые, эпические, лирические, солдатские, частушки, а также песенные напевы с вариациями, батрацкие, песни крепостной неволи, бытовые.

Народная песня является, несомненно, бесценным музыкально-педагогическим материалом, отражающим в своем содержании формировавшийся веками исторический синтез нравственного и эстетического. Она представляет собой уникальное единство художественной формы и нравственно-эстетического содержания. Ценность народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия.

Народно-песенный фольклор – это ясность выразительности передачи слова. Дикция должна быть отчетливой, связанной с говором и фонетикой разговорной речи, яркостью, звонкостью «близкого» звука произносительных норм гласных. Звук идет более прямолинейно, нежели в академической манере, «куполообразно». Можно сказать, что основными резонаторами народной манеры пения являются: грудь, полость рта, твердое небо, зубы. В народной манере пения между регистрами существует своеобразная изолированность, т. е. нет сглаживаемого перехода. Кроме того, произведения, включающие в себя элементы движения рук, головы, ног, вносят в исполнительскую народную манеру пения черты подлинной народности, жанрового своеобразия.

Так называемое горловое пение – разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.

Эстрадная песня

Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрадная музыка сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Она привлекает почитателей своей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим пением, содержанием и эмоциональным строем произведений.

Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Оно,прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня, и элементы рок музыки. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.

Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. Главное отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного заключается в другом – в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку. Таким образом, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Этот процесс во многом аналогичен тому, как эстрадные инструменталисты ищут «свой звук». Конечно, для того, чтобы добиться этой цели и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном технических приемов. Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет важное значение внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих любой хорошей песни. Также особенность эстрадного пения заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить трудные для выпевания фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания. В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала и народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных именно для эстрады. Здесь все индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будет счастливой неожиданностью, а для других – результатом долгого и кропотливого труда. Часто невольно, а иногда сознательно многие вокалисты подражают любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд.

Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.

В настоящее время большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение, причем эстрадное исполнение активно перекрывает интерес к академическому.

Джазовая песня

Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её, но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу. Говоря о джазовом вокале, следует иметь в виду, в первую очередь, совершенное чувство гармонии, ритма, очень высокую степень подвижности голоса, высокую способность к импровизации. Джазовое исполнение требует очень тонкого умения чувствовать форму произведения, способности преподнести собственную интерпретацию мелодической темы, умения видоизменять мелодию, однако соблюдая заданную гармонию. Еще одно непременное условие джазового стиля исполнения – тонкое чутье партнера по музыке, умение слаженно импровизировать вместе с ним на ходу.

Чем отличается джазовый вокал от привычного эстрадного или академического? Ответ прост – это импровизация. Джазовая импровизация – сложнейшее мастерство, которым немногие владеют в совершенстве. Кроме того, для того чтобы владеть приемами джазового вокала, необходимо отлично ориентироваться в фактуре джазовой музыки. Эта музыка имеет сложный и нестандартный ритм, необычные гармонии, а голос джазового вокалиста должен максимально красиво это подчеркнуть. Джазовый вокал очень подвижен и гибок, иногда он даже повторяет тембр музыкальных инструментов. Импровизация при этом должна быть такой, чтобы вокалист не выходил за рамки гармонии.

Пожалуй, ни один стиль не требует от вокалиста настолько совершенного владения голосом, какого требует джаз. Идеальное владение своим голосом, умение чувствовать музыку и ритм, переиначивать ее, но не терять форму композиции – важные навыки джазового певца.

Джазовое пение – непростое искусство. Лучше всего обучаться ему, имея хорошую классическую вокальную базу, поскольку джаз требует идеального музыкального слуха и отлично поставленного голоса, а с этими задачами на протяжении многих десятилетий успешно справляется академический вокал. Стилизованная джазовая песня в детском вокале появляется в репертуаре 2-3 года обучения, прежде всего из-за сложности ритмики, голосоведения, необходимости присутствия гармонического слуха, в особенности, если это - ансамбль. Как правило, берётся несложный репертуар, который должен соответствовать тесситурным возможностям, а также вокально - техническому и исполнительскому уровню ансамбля. Непосредственно же джазовое классическое произведение исполняется в более старшем возрасте, когда уже есть классическая вокальная база, умение владеть своим голосом. Импровизация, конечно же, прерогатива сольного пения, однако лишь немногие солисты способны успешно импровизировать. В ансамблевом звучании импровизация встречается нечасто, но это демонстрация «высшего класса» звучания.

Заключение.

Искусство - составная часть духовной культуры человечества. К искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и тому подобное Музыка - вид искусства, которое отбивает действительность и влияет на человека с помощью осмысленных и особенным образом организованных звуковых последовательностей, которые состоят в основном из тонов. Данный вид искусства раскрывает не только психологические состояния людей, но и их характеры.

В содержании музыки главную роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании определяется звуковой (интонационной) и часовой природой музыки, что позволяет ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества в первую очередь и главным образом за помощью именно звуков и, с другой стороны - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимными переходами эмоций и их столкновений.


 

Список литературы

1. Минакова А., Минаков С. «История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления» – Москва, «Эксмо», 2010г.;

2. Володихин Д. М. «Музыка наших дней /Современная энциклопедия Аванта Плюс» – Москва, «Аванта Плюс», 2002г.;

3. Великие мюзиклы мира / науч. ред. и конс. И. Емельянова. - Москва, «Олма-Пресс», 2002 г.;

4. Рыцарева М.Г. «Музыка и я» - Москва, «Музыка»,1994 г.;

5Домрина Е.Н. «Беседы о музыке», Ленинград, «Просвещение» 1992 г.;

6. Б.В.Веймарн и др. «Всеобщая история искусств», т. 1-6, Москва, 1956-66.

7. Назайкинский Е. «Стиль и жанр в музыке» – Москва.: «Владос», 2003г.

8. «Методика музыкального воспитания в детском саду» / под ред. Н.А. Ветлугиной. – Москва, изд. «Просвещение», 1976 г.;

9. Прессман Л. П., «Основы методики применения экранно-звуковых средств обучения» – Москва, 1988г.; Л. Мархасев «В лёгком жанре» - Ленинград, 1984г.;

10. В. Коробка «Вокал в популярной музыке», изд.: Студия "Рекорд", 1989 г.;

11. С. Волков «Все о музыке», изд."Омега",1998г.;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: