Постановка звуков З, З’.




Постановка звуков С, С’.

Правильная артикуляция:

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1 этап – Подготовительный. Формирование артикуляционных способностей.

· Формирование мышечного тонуса губ и их разведение.

Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Хоботок». Вытягиваем сомкнутые губы вперед.

Упражнение «Улыбка-хоботок» (Динамическое упражнение)

Упражнение «Заборчик». Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

Упражнение «Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнение «Заборчик-бублик» (динамическое упр.)

· Формирование тонуса языка.

Упражнение «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

Упражнение «Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

Упражнение «Часики». Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

· Учим заводить язык за нижние резцы.

Упражнение «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

· Вырабатываем длительную, направленную воздушную струю.

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

Упражнение «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

2 этап – Вызывание звука.

Существует несколько способов постановки звуков:

По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука « С ». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук « С ».

2.По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

– дует холодный ветер (с-с-с);

– сдувается шарик (с-с-с);

– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

От опорных звуков.

Для звука « С » это звуки « И » и « Ф ». Звук « И » одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук « Ф » – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук « И », сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук « С ».

Механическим способом.

Взять узкую палочку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук « С ». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук « С » поставлен.

3 этап – Автоматизация.

Проводится последовательно посредством речевых упражнений.

· Изолированно.

· В слогах (са-са-са, со-со-со – в открытых слогах; ас-ас-ас – в закрытых слогах; ста-ста-ста – со стечением согласных).

· В словах (сом, суп – в начале; колесо – в середине; автобус – в конце).

Игры с картинками.

· В предложении.

Словосочетания, предложения, стихи.

 

Постановка звуков З, З’.

Правильная артикуляция:

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута несколько больше, чем при произнесении звука «С», посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, менее сильная, чем при произнесении звука «С ».

Постановку звука «З» начинают только после того, как звук «С» автоматизирован. Ребенку следует объяснить разницу в произнесении этих звуков. Воздушная струя при произнесении звука «З» выходит под меньшим давлением, следовательно, при работе с играми на выработку воздушной струи на это следует обратить внимание ребенка. Далее можно приложить руку ребенка к своему горлу. Ребенок должен услышать разницу в произнесении звука «З » и «С ». Когда ребенок будет произносить звук «З » надо попросить его громче включить голос.

 

 

Постановка звука Ш.

Правильная артикуляция: Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены. Но не соприкасаются, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, но не дотрагивается до них, средняя часть спинки языка прогибается. А задняя – поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя сильная, теплая.

1 этап - Подготовительный. Формирование артикуляционных способностей.

· Формирование мышечного тонуса губ и их разведение.

Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

· Формирование тонуса языка.

Упражнение «Блинчик». Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнение «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Упражнение «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка. Как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Упражнение «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку.

· Вырабатываем длительную, направленную воздушную струю.

Упражнение «Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

2 этап – Вызывание звука.

По подражанию. Глядя в зеркало. Поставить правильную артикуляционную позу и подуть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: