Вводные замечания
В структуре личности работника выделяют два вида мотивации: производительная и потребительная. Производительная мотивация детерминирует творческое развитие личности и способствует включению человека в социум. Этот вид ценностей ориентирует человека на будущее, в них предпосылки предметного, содержательного развития, как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Производительная мотивация является созидательной, так как способствует порождению общественно значимых материальных и духовных ценностей. Потребительная мотивация направлена на поддержание жизнедеятельности субъекта и обусловлена его природными потребностями.
Тест выявляет некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта, социального статуса и пр.
Выскажите свое отношение к 14 утверждениям по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), поставив в соответствующих клетках регистрационного бланка одну из следующих оценок каждого утверждения:
«+» - «согласен с этим»,
«=» - «когда как»,
«-» - «нет, не согласен»,
«?» - «не знаю». На всю работу отводится не более 20 мин.
Опросник «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫЛИЧНОСТИ»
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а) «время – деньги», нужно стремиться их больше заработать;
б) «главное – здоровье», нужно беречь себя и свои нервы;
в) свободное время нужно проводить с друзьями;
г) свободное время нужно отдавать семье;
д) нужно делать добро, даже если это дорого обходится;
е) нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем и превосходить других;
ж) нужно приобретать больше знаний, разбираться в искусстве, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг;
з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, приобрести, добиться успехов в искусстве.
2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
а) работа – это вынужденная жизненная необходимость;
б) главное – не допускать конфликтов;
в) нужно стремиться обеспечить себя спокойными удобными условиями;
г) нужно активно стремиться к продвижению по службе;
д) главное – завоевать авторитет и признание;
е) нужно постоянно совершенствоваться в своем деле и сверх обязательных требований работы;
ж) в своей работе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь;
з) нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.
3. Среди моих дел в свободное от работы время большое место занимают следующие:
а) текущие, домашние;
б) отдых, развлечения;
в) встречи с друзьями;
г) общественные дела;
д) занятия с детьми;
е) учеба, чтение необходимой для работы литературы;
ж) хобби;
з) подрабатывание.
4. Среди моих рабочих дел много места занимают следующие:
а) деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и пр.);
б) личное общение (на темы, не связанные с работой);
в) общественная работа;
г) учеба, повышение квалификации, получение новой информации;
д) работа творческого характера;
е) работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная);
ж) работа, связанная с ответственностью перед другими;
з) свободное время, отдых, перекуры.
5. Если бы мне добавили дополнительный выходной день, я бы, скорее всего, потратил его на то, чтобы:
а) заниматься текущими домашними делами;
б) отдыхать;
в) развлекаться;
г) заниматься общественной работой;
д) заниматься учебой, получать новые знания;
е) заниматься творческой работой;
ж) делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими;
з) делать дело, дающее возможность заработать.
6. Если бы у меня была возможность полностью по-своему планировать рабочий день, я бы стал, скорее всего, заниматься:
а) тем, что составляет мои основные рабочие обязанности;
б) общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения и пр.);
в) личным общением (разговорами, не связанными с работой);
г) общественной работой;
д) учебой, получением новых знаний, повышением квалификации;
е) творческой работой:
ж) работой, выполняя которую чувствуешь ответственность и пользу;
з) работой, за которую можно получить больше денег.
7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
а) где что можно купить, как хорошо провести время;
б) об общих знакомых;
в) о том, что вижу и слышу вокруг;
г) как добиться успеха в жизни;
д) о работе;
е) о своих увлечениях (хобби);
ж) о своих успехах и планах;
з) о жизни, книгах, кинофильмах, политике.
8. Моя работа дает мне, прежде всего:
а) достаточные материальные средства для жизни;
б) общение с людьми, дружеские отношения;
в) авторитет и уважение окружающих;
г) интересные встречи и беседы;
д) удовлетворение непосредственно от самой работы;
е) чувство своей полезности;
ж) возможность повышать свой профессиональный уровень;
з) возможность продвижения по службе.
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) уютно, хорошие развлечения;
б) можно обсудить волнующие тебя вопросы;
в) тебя уважают, считают авторитетом;
г) можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные отношения;
д) можно приобрести новых друзей;
е) бывают известные, заслуженные люди;
ж) все связаны общим делом;
з) можно проявить и развить свои способности.
10. я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:
а) с которыми можно поговорить на разные темы;
б) которым я мог бы передавать свои знания и опыт;
в) с которыми можно больше заработать;
г) которые имеют авторитет и вес на работе;
д) которые могут научить чему-нибудь полезному;
е) которые заставляют тебя становиться активнее в работе;
ж) которые имеют много знаний и интересных идей;
з) которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.
11. К настоящему времени я имею в своей жизни в достаточной степени:
а) материальное благополучие;
б) возможность интересно развлекаться;
в) хорошие условия жизни;
г) хорошую семью;
д) возможность интересно проводить время в обществе;
е) уважение, признание и благодарность других;
ж) чувство полезности для других;
з) созданное что-то ценное, полезное.
12. Я думаю, что, занимаясь своей работой, имею в достаточной степени:
а) хорошую зарплату, другие материальные блага;
б) хорошие условия для работы;
в) хороший коллектив, дружеские взаимоотношения;
г) определенные творческие достижения в ней;
д) хорошую должность;
е) самостоятельность и независимость;
ж) авторитет и уважение коллег;
з) высокий профессиональный уровень.
13. Больше всего мне нравится, когда:
а) нет насущных забот;
б) кругом комфортное, приятное окружение;
в) кругом оживление, веселая суета;
г) предстоит провести время в веселом обществе;
д) испытываю чувство соревнования, риска;
е) испытываю чувство активного напряжения и ответственности;
ж) погружен в свою работу;
з) включен в совместную работу с другими.
14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что очень хочу:
а) я расстраиваюсь и долго переживаю;
б) стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное;
в) теряюсь, злюсь на себя;
г) злюсь на то, что мне помешало;
д) стараюсь оставаться спокойным;
е) пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую то, что произошло;
ж) стараюсь понять, в чем я был виноват;
з) стараюсь понять причины неудачи и исправить положение.
Обработка результатов.
Ответы испытуемого переводятся в баллы:
«+» - 2 балла, «= » - 1 балл, «-» или «?» - 0 баллов.
Баллы суммируются по следующим шкалам: «жизнеобеспечение» (Ж), «комфорт» (К), «социальный статус» (С), «общение» (О), «общая активность» (Д), «творческая активность» (ДР), «социальная полезность» (ОД).
«Ключ» к шкалам:
К шкале «жизнеобеспечение» (Ж) относятся ответы по следующим позициям опросника:
1а,б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а.
К шкале «комфорт» (К):
2б, в; 3б; 4з; 5б, в; 7а; 9а; 11б,в; 12в.
К шкале «социальный статус» (С):
1е; 2г; 7в,г; 8в,з; 9в,г,е; 10г; 11д; 12в.
К шкале «общение» (О):
1в; 2д; 3в; 4б; 7б,з; 8б,г; 9д, з; 10а; 11г; 12в.
К шкале «общая активность» (Д):
1г, з; 4а, г; 5з; 6а,б,г; 7д; 9б; 10в; 12з.
К шкале «творческая активность» (ДР):
1ж, з; 2е,ж; 3ж; 4д; 5д,е; 6е; 7е, ж; 8д,ж; 10ж; 11з; 12г.
К шкале «социальная полезность» (ОД):
1д; 2з; 3г, д; 4в,ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б; 11е, ж; 12ж.
Сумма баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует общежитейскую направленность; сумма баллов по шкалам Д, ДР, ОД характеризует «рабочую» направленность личности.
Затем строятся графики (мотивационные профили), по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали – баллы.
Если у вас наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР, ОД, то выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если у вас наиболее высокие баллы по шкалам Ж, К, С, О, то это свидетельствует о выраженности общежитейского профиля.
Бланк для ответов ФИО
а | ||||||||||||||
б | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
ж | ||||||||||||||
з |
Бланк для ответов ФИО
а | ||||||||||||||
б | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
ж | ||||||||||||||
з |
Бланк для ответов ФИО
а | ||||||||||||||
б | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
ж | ||||||||||||||
з |
Бланк для ответов ФИО
а | ||||||||||||||
б | ||||||||||||||
в | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
д | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
ж | ||||||||||||||
з |
.