Задание по природопользованию необходимо сдать 08.05 до 14:00
1. Воспользуйтесь лекцией по теме «Биосфера и человек»
2. Воспользовавшись учебным материалом, составьте конспект, по теме ответив на вопросы.
Вопросы по теме: «Биосфера и человек»
1. Дайте определение понятию биогеоценоз – это….
2. Охарактеризуйте вещества биосферы (перенесите Рис. 1. 4 вещества биосферы в тетрадь).
3. Дайте характеристику взаимодействия человека и биосферы. Запишите все плюсы и минусы этого взаимодействия.
4. Перенесите в тетрадь Рис. 3 Влияние человека на биосферу и запишите негативное воздействие человека.
5. Запишите, какие оградительные меры выстраивают экологи для сохранения биосферы.
6. Какой выбор есть у человечества для сохранения биосферы и каким путем можно решить эти проблемы.
Лекция. Биосфера и человек
Биосфера как слоеный пирог, состоит из компонентов:
· Литосфера – каменная твердь планеты;
· Гидросфера – воды мирового океана;
· Нижняя часть атмосферы.
Эти геологические оболочки связаны круговоротом вещества и потоками энергии в процессе биогеоценозов. (Биогеоценоз – элементарная структурная единица биосферы).
Известно 4 вида вещества:
Рис. 1. 4 вещества биосферы
Итак, главной силой планеты является живое вещество, только оно способно преобразовывать себя и мир. Накапливая и преобразуя энергию Солнца, живая материя влияет на химический геологический состав всех слоев биосферы.
Человек – продукт биосферы
С момента появления человека в эволюции биосферы стал действовать антропогенный фактор (процесс исторического развития человека и его влияния на биоценоз).
Когда это произошло? Наука пока не может точно ответить на этот вопрос. Чем больше мы о себе узнаем, тем старше представляемся. Ещё недавно считалось, что возраст человечества не более 30 тыс. лет. В последние годы сделаны удивительные открытия, обнаружены артефакты и следы древнейших (допотопных) цивилизаций, которые заставляют предполагать, что нам сотни тысяч или даже миллионы лет.
Исторически сложилось, что больше всего достоверной информации из древности дошло до нас о жизни, начиная с времен палеолита – древнего каменного века.
На этом этапе превалировал присваивающий тип экономики – занятия охотой, собирательством (добывания пищи). Совершенствование орудий труда и возрастающие потребности в еде при резком изменении климата приводили к нехватке питания и исчезновению крупных травоядных животных.
В эпоху неолита (новый каменный век) активизируется процесс одомашнивания животных, растениеводство. Люди научились использовать огонь. Появляются более совершенные орудия труда и оружие дальнего боя – лук и стрелы.
Взаимодействие человека и биосферы имеет две стороны:
- биологическую;
- социальную.
С биологической точки зрения взаимоотношения человека и природы не выходят за рамки потребления энергии. Человечество, несмотря на развитый разум, как и все живые организмы, нуждается в основных природных ресурсах:
- воде;
- воздухе;
- пище.
Для осуществления метаболизма каждый день необходимы вода, кислород, питательные вещества. Будучи гетеротрофами люди напрямую воздействуют на численность живых организмов и круговорот веществ в природе.
В отличие от других живых существ человечество нуждается в специфичных ресурсах, помогающих жить социумом.
Для промышленности и производства используются:
- нефть;
- газ;
- руда;
- древесина.
С помощью биосферы человечество строит города, прокладывает дороги, шьёт одежду, проектирует транспортные средства. Однако с увеличением численности людей пропорционально истощаются природные ресурсы. Именно поэтому человечество ищет альтернативное топливо, синтезирует химические вещества, культивирует животных и растения. Без развития хозяйственной деятельности человечество было обречено на вымирание, т.к. человеческие потребности опережают возможности биосферы.
Рис. 2. Взаимодействие человека и биосферы.
Чтобы не зависеть от состояния биосферы человечество наладило собственное производство. Однако с развитием промышленности продукты жизнедеятельности человечества стали накапливаться в окружающей среде и влиять на состояние биосферы в целом, что отражается на жизни и здоровье человека.