На рубеже XVIII – XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление – романтизм.




В отличие от представителей классицизма, которых интересовали прежде всего высокие общественные

идеалы, романтики обратились к внутреннему миру человека. В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Композиторы – классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души. Получили развитие песня и романс. Особое место в музыке заняла любовная лирика. Это понятие толковалось очень широко. Программой могло служить название сочинения, указывающее на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой

композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и излагал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств – литературы, живописи и музыки. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Картины природы в ней являются отражением внутреннего мира человека.

Страна Композитор:

Австрия Франц Шуберт (1797 – 1828) 9 симфоний; Симфония №8 «Неоконченная»; для фортепиано: сонаты, экспромты, музыкальные моменты. 600 песен, среди которых 3 вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха», «В путь», «Лебединая песня».

Германия Роберт Шуман (1810 -1856) 4 симфонии; концерт для фортепиано с оркестром; оратория «Рай и Пери», опера «Гановева»; фотепианные циклы: «Карнавал», «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», сонаты.

Польша Фридерик Шопен (1810 – 1849) Только для фортепиано: мазурки, полонезы, вальсы, этюды, баллады, прелюдии, экспромты, сонаты, концерты для фортепиано с оркестром.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797 – 1828) – первый представитель романтизма в музыке. Образование получил в Императорском конвикте, готовившем государственных чиновников. Однако, музыке обучался на высоком уровне. Учителем по композиции у Шуберта был Антонио Сальери. Вокруг Шуберта сложился кружок почитателей, благодаря которым появились Шубертиады – музыкальные вечера, где пели, читали стихи, импровизировали. Шуберт создал около тысячи произведений; это фортепианные и оркестровые произведения, песни. Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Композитор написал девять симфоний. Особенно популярны Восьмая, имеющая подзаголовок «Неоконченная» (1822) и Девятая. В «Неоконченной» симфонии бурные романтические чувства сочетаются с ясной классической формой. Однако, вместо обычной 4 частей, симфония имеет 2: 1- драматическая, 2 – лирическая.Значительную часть фортепианной музыки Шуберта составляют небольшие музыкальные пьесы, или миниатюры. Например, лендлеры, написанные для музицирования, во время шубертиад. Шуберт писал циклы миниатюр: «Экспромты», «Музыкальные моменты». Каждая пьеса передает определенное душевное состояние. Композитор обращался к жанру сонаты.

Шуберт создал более 600 песен. Каждая из них – рассказ о человеке, способном на сильные, искренние

чувства. Главное выразительное средство в песнях – мелодия, гибкая и певучая. В каждой музыкальной

фразе заключено множество тончайших звуковых и эмоциональных нюансов. Среди песен композитора выделяются жанровые зарисовки – «Форель», романтические баллады – «Лесной царь». Партия фортепиано обогащает вокальную мелодию.Три вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера. Сборник песен на стихи разных немецких поэтов «Лебединая песня» вышел после смерти автора.

Немецкий композитор – романтик Роберт Шуман (1810 – 1856) Получил юридическое образование

в Гейдельбергском университете. Все свободное время отдавал музыке. Основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал», куда писал статьи не от своего имени, а от имени выдуманных героев: Флорестана, Эвзебия и Раро. Эти персонажи воплощали стороны личности самого композитора: Флорестан – пылкий бунтарь, его речь горяча, шутки едки. Эвзебий – поэт, вдохновенный мечтатель; Раро – спокойный и объективный ценитель искусства. Шуман верил в существование духовного союза музыкантов и называл его «Давидсбунд», что значит «Давидово братство». Основателем союза композитор считал библейского царя Давида, автора псалмов, который, отстаивая свободу и веру своего народа, боролся с племенем филистимлян. Подобно Давиду, считал Шуман, члены «Давидсбунда» борются с филистерством – мещанским отношением к музыке. Давидсбундлерам свойственны смелость мысли, сила чувств и неутомимый дух творческих исканий. К союзу композитор причислял близких друзей, вымышленных Флорестана, Эвзебия и Раро, талантливых художников всех эпох – как современников (Берлиоза, Мендельсона, Шопена, Паганини), так и предшественников (Баха, Моцарта).

Время расцвета композиторского таланта Шумана приходится на 30-е годы XIX века. Тогда появились циклы фортепианных пьес «Бабочки» (1831), «Карнавал» (1838), «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838), а также фортепианные сонаты. «Карнавал» Шумана состоит из 20 маленьких пьес, и у каждой свои герои. Это и дорогие Шуману люди – будущая жена Клара Вик (пьеса «Киарина»), первая любовь композитора Эрнестина фон Фриккен («Эстрелла»), и выдающиеся музыканты – Фридерик Шопен, Никколо Паганини, и двойники самого композитора – Флорестан и Эвзебий. В «Карнавале» участвуют персонажи итальянской комедии масок (Коломбина, Панталоне,

Арлекин, Пьеро) и просто танцующие буквы. Пьесы объединены общей идеей. В каждой из них присутствует один и тот же мотив из трех или четырех нот. Цикл можно рассматривать как музыкальный автопортрет Шумана. Кульминация цикла – заключительный «Марш давидсбундлеров против филистимлян», где темы давидсбундлеров побеждают глуповатую тему старинной песни, олицетворяющую консерватизм филистеров. Шуман автор вокального цикла «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты». Он автор фортепианного концерта и 4 симфоний, первая и третья имеют названия «Весенняя» и «Рейнская».

Фридерик Шопен (1810 – 1849) – гениальный композитор, обладатель необыкновенного мелодического дара К 15 годам Шопен стал известным вВаршаве пианистом и композитором.Осенью 1830 г. Шопен уехал за границу.Он собирался посетить с концертамикультурные центры Европы:Австрию, Германию, Францию,Италию. Ни сам композитор, ни егодрузья и родные не моглипредположить, что на родину онбольше не вернется. Вскоре послеотъезда Шопена началось польскоевосстание (1830 – 1831). Подвпечатлением от этого события,Шопен написал знаменитый«Революционный этюд».В этом произведении слились боль, гнев и скорбь. Оно сталопервым драматическим сочинением Шопена, прообразом егобудущих творений, посвященных судьбе родины. Композиторрешил остаться во Франции. В 1831 году он приехал в Париж,где и прожил вторую половину жизни. Его друзьями и близкимизнакомыми стали выдающиеся музыканты Ференц Лист,Гектор Берлиоз, Винченцо Беллини, писатели и поэты Оноре деБальзак, Генрих Гейне, Жорж Санд, Адам Мицкевич, ЭженДелакруа. Мировую славу Шопену принесли произведения,написанные именно в «парижсий» период. Проникновенныйлиризм, мелодическое богатство и изящество раннихпроизведений дополнились глубоким драматизмом. Многиепроизведения композитор создал в ритме польских народных игородских танцев (мазурка, полонез, вальс). Мазурки Шопена –это маленькие музыкальные поэмы, грустные, драматические илирические; полонезы звучат величественно, воскрешая славныевремена рыцарской Польши; в вальсах слышится воспоминание осчастливых днях на родине; баллады трагичны по содержанию.«Двадцать четыре прелюдии» Шопена –краткие пьесы, каждая из которых законченнаякартина. Шопен отдал дань и классическим формам. Одно из высших достижений композитора – Соната си бемоль минор с Траурным маршем. Вэтом произведении видят горькие раздумья осудьбе Польши. Это глубоко драматические ифилософски мудрые размышления о жизни исмерти. Шопен умер в возрасте 39 лет от туберкулеза. Тело его похоронено на кладбище Пер – Лашез вПариже, а сердце в Польше. Так хотел самкомпозитор.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: