Роль ресурсов в корпоративной системе




Как уже отмечалось ранее, ресурсы определяют возможности корпоративной системы, результаты ее деятельности, развитие. Наличие или отсутствие ресурсов определяет возможность или невозможность выполнения тех или иных действий и, в конечном итоге, возможность или невозможность реализации целевой функции.

Часто достаточно добавить, например, организационный ресурс, чтобы добиться функционирования группы людей в процессе решения задачи. Или, например, невозможность выполнения той или иной работы (функции) может определяться отсутствием у человека кой-то конкретной информации. Соответственно, обучив его, мы получим работоспособный комплекс ресурсов, способный выполнить необходимую нам функцию.

Рассмотрим роли основных видов ресурсов в социальной системе.

Материальные ресурсы необходимы для производства продукции, организации деятельности, формирования выгод участников корпоративных отношений, др.

В общем-то, материальные ресурсы – наиболее понятные на интуитивном уровне ресурсы.

Материальные ресурсы, прежде всего, необходимы для удовлетворения потребностей человека. В частности, из них формируется материальный поток, в котором заинтересованы различные участники корпоративных отношений.

Но, вместе с тем, здесь имеются некоторые нюансы. Так, организационный ресурс может быть вполне материальным – например, конвейер на заводе координирует порядок осуществления операций множеством людей.

Информация используется для создания определенности системы, ее настройки на условия функционирования. Недостаток информации порождает увеличение энтропии системы, то есть, ее несоответствие среде. Причем, сама по себе, энтропия, как и другие категории – не является чем-то плохим или хорошим. «Плохой» и «хороший» – человеческие оценочные категории, которые зависят от множества субъективных факторов и, в общем случае, носят стохастический характер. Точная настроенность системы – минимально возможная энтропия[10] – приводит к жесткости системы, снижению ее адаптивных свойств и, как следствие, к потенциальной неустойчивости системы. Введение запасов, резервов, формирование дополнительных степеней свободы системы, позволяющих настроиться на среду, в случае ее изменения, увеличивает энтропию, но формирует основу для адаптации и, как следствие, повышает устойчивость (хотя, при этом, как правило, снижается мгновенная эффективность системы – она выполняет те же функции, но затрачивает, при этом, бόльшее количество ресурсов.).

Имеют значение следующие виды информации:

· Информация о пространственно-временной локализации элементов системы.

· Информация о том, в каком направлении и какое нужно осуществить воздействие для получения необходимых результатов (направление, в основном, имеется в виду – в сторону каких участников корпоративных отношений).

· Информация о том, какими характеристиками обладают потенциаль­ные участники корпоративных отношений, что позволяет сформи­ро­вать информацию, направленную на инициирование взаимодействия с ними.

· Информация, необходимая для производства товаров и услуг (технологии, необходимые объемы выпуска и т.п.).

· Информация, формирующая мировоззрение участников, что, в конечном итоге, формирует основу для взаимодействия.

· Информация о порядке и времени осуществления действий различными участниками – координирующая информация, организационные ресурсы.

Некоторая информация относится к не расходуемым ресурсам, но многие информационные ресурсы требуют актуализации. Так, например, требуется актуализация ресурсам, определяющим на кого и какое воздействие необходимо оказывать, чтобы обеспечить функционирование компании – в зависимости от ситуации, стоящих задач и, соответственно, требуемых ресурсов.

Для актуализации информации используется интеллектуальный ресурс.

Роль интеллектуального ресурса в системе, его системная функция – создание новых и актуализация имеющихся информационных ресурсов, необходимых для деятельности.

Информация нужна различная – целеуказание (куда и какое воздействие осуществлять); та, которая сформирует нужный вектор поведения участников – некоторая информация, дополняющая имеющуюся у человека информацию до адекватной; координирующая информация (организационные ресурсы). Но эта информация требует обновления вследствие изменения среды взаимодействия, условий, состава участников корпоративных отношений.

Соответственно, функцию обновления информационного ресурса выполняет интеллектуальный ресурс.

Как мы уже отмечали, интеллектуальный ресурс – это способность формировать (придумывать) новую информацию, необходимую для деятельности системы.

Для функционирования интеллектуального ресурса, необходимы исходная информация и время. Это, в свою очередь, может определить необходимость материальных ресурсов – поскольку основным поставщиком интеллектуального ресурса в настоящее время является человек, использование интеллектуального ресурса требует создание условий для работы человека, выплаты вознаграждения человеку и т.п.

В общем случае, необходимое время пропорционально вычислительным мощностям человеческого мозга, наличию средств обработки информации, алгоритмов, в той или иной мере оптимизирующих процесс обработки информации.

Организационные ресурсы – это ресурсы, которые обеспечивают организацию и координацию взаимодействия других ресурсов в рассматриваемой системе.

Сюда относятся, в том числе, правила и нормы, определяющие последовательность выполнения операций людьми в системе. В частности, следующие виды ресурсов:

· технологии производства, выполнения операций;

· документы, определяющие порядок взаимодействия людей при осуществлении совместной деятельности (например, порядок взаимодействия головной и дочерней компании, процедура разрешения конфликтной ситуации и др.);

· решения, распоряжения и приказы органов управления;

· планы и программы деятельности;

· различного рода инструкции, рекомендации и указания;

· методики, методические рекомендации по выполнению операций, видов работ;

· стандарты, ориентиры, критерии оценки и т.п. информация, определяющая ориентиры в оценке событий, действий, результатов и т.п.;

· другие виды.

Во многих случаях, организационные ресурсы – это информация (но не всегда) и, соответственно, по сути, это информационные ресурсы, назначение которых – обеспечить координацию действий людей, процессов в рассматриваемой системе. Организационные ресурсы могут существовать в форме формальных и неформальных социальных институтов.

Вместе с тем, организационные ресурсы могут существовать в системе и в других формах, не только в виде социальных институтов. Например, конвейер на производстве, имеющий материальную форму, точно определяет последовательность операций, задает скорость производства.

 


[1] Условно материальные ресурсы – это ресурсы, не имеющие материального воплощения, но имеющие четко определенную цену, известные места распространения и т.п., для приобретения которых не требуются дополнительные ресурсы.

Например – стандартное программное обеспечение. Оно не имеет материальной формы, но имеет цену и его можно купить, «скачав» из сети Internet. Поэтому его можно отнести к материальным ресурсам, но условно – для целей учета, например.

[2] Все то, что нестандартно, что нельзя купить быстро требует, как минимум времени. А это, в свою очередь, требует материальных ресурсов – пока делается, например, станок или добывается какая-то информация, необходимо оплачивать расходы по содержанию системы. В то же время, наличие интеллектуальных и/или иных ресурсов может способствовать сокращению времени.

[3] Человек принимает решение на основании имеющихся у него знаний – они формируют определенную модель мира, с которой человек сравнивает информацию о реальном мире при принятии решения.

Соответственно, для определенных задач нужна определенная методологическая база, которая позволяет сформировать адекватную модель реальности, правильно оценивать факты, явления, наблюдаемые человеком.

Так, если менеджеры не будут учитывать наличие иных участников корпоративных отношений, значимость ключевых ресурсов, то вполне вероятно они могут принять необоснованное решение. А для этого, они должны обладать определенными знаниями – набором теорий и концепций, предполагающих наличие УКО, определяющих подходы к анализу социальной системы, др.

[4] Суггестия – термин, используемый преимущественно в психологии, педагогике.

Например, философский энциклопедический словарь, следующим образом определяет термин суггестия – это «психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны или самого себя» [Философский энциклопедический словарь, 2010].

Вместе с тем, ресурсы, образующие канал передачи информации, могут определять его суггестивные свойства. Например, имидж определенных организаций, реализующих функцию канала передачи информации, может повлиять на восприятие этой информации участниками отношений.

[5] Организационные ресурсы могут быть не только в форме социальных институтов.

[6] Здесь также нужен комплементарный ресурс – информация о том, как использовать те или иные противоречия или отсутствие противоречий в действующей, например, нормативной базе.

[7] Здесь нужен комплементарный ресурс – информация. Как о том, как рассчитать информационное воздействие, так и о том, на что опереться (на какие институты, взгляды отдельных людей или групп и т.п.) при формировании информационного воздействия, обеспечивающего поляризацию векторов поведения УКО.

[8] При фиксации зависимых ресурсов с целью учета, необходимо фиксировать и комплементарные для них ресурсы.

[9] То есть, всех возможных феноменов, про которые есть сведения о том, как их использовать для реализации всех возможных функций. Эта задача, безусловно, весьма интересная, с точки зрения прикладной деятельности, но она и весьма масштабная, требующая значительного количества ресурсов (прежде всего, интеллектуальных).

[10] Здесь мы рассматриваем энтропию как величину, характеризующую количество возможных состояний анализируемой системы. Соответственно, система, способная принимать минимальное количество состояний, с одной стороны, обладает минимальной энтропией, но, с другой стороны, может соответствовать лишь ограниченному количеству вариантов условий среды, в которой она функционирует.

Типичный пример – вещество в твердом и жидком состоянии. В твердом состоянии оно может занимать объем с подходящими линейными размерами, позволяющими разместить предмет. В жидком состоянии то же самое вещество способно занять подходящий объем почти любой формы. То есть, меньшая энтропия означает меньшие возможности адаптации к условиям, бόльшая – бόльшие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: