1. Значение концертно-исполнительской деятельности в творческой жизни любительского хорового коллектива.
2. Этапы подготовки к концерту.
1. Концерт – (лат. concerto — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров; музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра.
Концертная деятельность любительского коллектива является средством художественного воспитания слушателей, средством развития, усовершенствования мастерства хора, стимулом в работе.
Концерт является завершающим этапом работы хормейстера и хора, конечным результатом, по которому оценивается эффективность всех предшествующих усилий,
Концерт как специфическая форма художественной деятельности имеет ряд особенностей, которые отличают его от других её видов:
- прежде всего, концерт есть акт творчества, и притом неповторимый, совершающийся перед слушателями непосредственно, сейчас, в данный момент.
- с этим связана другая характерная черта концертного исполнения – его необратимость в том смысле, что ошибку, допущенную во время концерта, невозможно исправить. Если художник, скульптор или композитор могут неоднократно возвращаться к своим произведениям в процес се их создания, то артист и дирижер лишены этой возможности.
Если коллектив только что создан – не следует торопиться с первым выступлением, к нему надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха зависит дальнейшая судьба коллектива. Только хорошее и прочные навыки могут служить основанием для премьеры коллектива. Вместе с тем, не следует и затягивать с первым выступлением, т.к. участники могут утратить интерес к работе коллектива.
Нельзя увлекаться чрезмерно большим количеством выступлений, т.к. у коллектива теряется чувство ответственности, новизны от каждого нового концерта, нарушается система репетиционного процесса. В любительском коллективе рекомендуется проводить 12 - 14 выступлений в год.
Концерты могут быть различных типов:
- тематические (посвященные определенной теме);
- монографические (посвященные творчеству какого-либо одного композитора, поэта, музыкального деятеля);
- творческий отчет коллектива (коллектив выступает с исполнением большой программы, рассчитанной на целое отделение);
- конкурсное выступление на смотре художественной самодеятельности;
- смешанные концерты (исполнение одного-двух номеров).
2. Подготовка и организация концертного выступления - одна из важнейших задач в деятельности руководителя коллектива.
Методику подготовки к концерту можно разделить на несколько этапов:
1) Этап планирования:
- заранее спланировать и сообщить участникам о предстоящем выступлении (насколько это возможно);
- разработать план подготовки и проведения концерта, где будет чётко обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто за это несёт персональную ответственность;
- определить место и время проведения концерта;
- узнать акустические возможности концертной площадки, наличие звукоусиливающей аппаратуры, кулис, помещения для расположения коллектива перед концертом;
- запланировать время общего сбора участников перед концертом (если концерт выездной - время выезда), с учетом распевания, настройки, переодевания.
2) Этап составления программы:
- подбор репертуара;
- составление программы выступления из хорошо подготовленных и отрепетированных произведений (в зависимости от типа и тематики концерта). В программе должны присутствовать принципы «нарастания», контрастности, логической последовательности номеров; 3) Этап осуществления программы:
- работа с коллективом;
- продумывание системы задавания тона для произведений а сарреllа,
- отработка выхода и ухода со сцены;
- подготовка сценической площадки, оформление;
- подбор или изготовление реквизита и костюмов;
- работа с рекламой;
- работа с видеорядом;
- работа с техническими средствами.
- проведение генеральной репетиции.
Ее своеобразие заключается в том, что она выполняет две функции: репетиции и концертного выступления.
Руководителю важно психологически подготовить коллектив к предстоящему выступлению и окончательно проверить готовность всей программы. Ее нужно исполнить целиком, желательно без остановок, в том порядке, в каком она пойдет на концерте. В результате у исполнителей должно сложиться целостное художественное впечатление.
Те ошибки и неточности, которые выявились на генеральной репетиции, должны быть устранены. Для этого необходимо оставить резервное время.
Иногда, особенно в случаях подготовки большой, концертной программы, завершающий период работы можно спланировать таким образом, чтобы три последние репетиции выделить в самостоятельное звено.
Первая репетиция - черновой прогон программы. Она дает общую картину готовности коллетива к выступлению и выявляет слабые стороны исполнения программы.
Вторая репетиция нужна для окончательной отделки всех не получившихся эпизодов. Перед тем, как приступать к этой работе, руководителю нужно разобрать прошедшую репетицию и выяснить причины ошибок.
Третья репетиция - концертный прогон программы. Это подведение итогов всей подготовительной работы. Эта встреча должна быть короткой и не утомительной. Руководителю следует равномерно распределить силы хора и избегать во время исполнения большой эмоциональной отдачи. Духовные и физические силы нужно сохранить для концерта.
Генеральную репетицию желательно проводить там, где состоится выступление коллектива. Необходимо проверить исполнение в акустических условиях предстоящего выступления. Хор должен привыкнуть к условиям зала.
3) Этап подведения итогов и анализа результатов:
Каждое выступление хора необходимо анализировать, обсуждать на ближайшей репетиции.
Обсуждение организуется таким образом, чтобы участники мог
Во многих современных любительских коллективах (при наличии определенной материальной базы) организуется фото-, видеозапись концертных выступлений. Это помогает участникам как бы со стороны посмотреть на себя и оценить свое выступление
Руководитель, обобщая обсуждение, обязательно должен отметить положительные моменты концерта, сделать рекомендации на будущее. Такие обсуждения, анализ выступлений создают предпосылки для дальнейшего творческого роста коллектива.