Составьте опорную схему «Виды упражнений».




Тетрадь для лекций (присылать отчёт не нужно).

Тема: Методика формирования грамматических понятий у младших школьников. Грамматические упражнения, их виды. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

- виды грамматических понятий;

- процесс усвоения грамматических понятий;

- методические условия, обеспечивающие усвоение грамматических понятий;

- виды грамматических упражнений.

уметь:

анализировать фрагменты уроков в соответствии с поставленными задачами.

Тип лекции: информационная.

Методическое обеспечение: учебник «Методика преподавания русского языка (начальные классы» Е.С.Антоновой, С.В. Бобровой, учебники «Русский язык» для начальной школы.

Содержание занятия

Основные вопросы лекции

1. Методика формирования грамматических понятий у младших школьников.

2. Грамматические упражнения, их виды.

 

1. Составьте тезисы:

В начальных классах начинается работа над формированием грамматических понятий. Грамматическое понятие - результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т. п. Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Грамматические понятия различаются в зависимости от того, какую сторону языка они отражают:

1) фонетические понятия касаются звуковой стороны языка;

2) морфологические понятия касаются состава слова и частей речи;
3) синтаксические понятия касаются словосочетаний и предложений.

Сведения и элементарные понятия по другим разделам языка даются детям на протяжении 4-х лет обучения практически. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления.

Учащиеся, которые затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности при формировании понятий и допускают ошибки.

Например, при изучении глагола учащиеся узнают, что глаголы обозначают действия предметов. У некоторых глаголов лексическое значение может совпадать с грамматическим (бежать, лететь, прыгать и т. п.). У большинства глаголов такого совпадения нет. Под действием предмета в грамматике понимается наряду с движением состояние предмета, его отношение к другим предметам, изменения качества предмета и т.п. (спать, думать, любить, зеленеть, развиваться и т. п.). Такое расширенное, обобщенное понимание «действия предмета» затрудняет учащихся, только что приступивших к изучению языка, поскольку их конкретное представление о действии связано чаще всего с передвижением. Поэтому часть учащихся на начальном этапе работы над глаголами не считают, что такие слова, как сидеть, мёрзнуть, болеть, стоять, краснеть, обозначают действия предметов.

Подобное явление можно наблюдать и при изучении имен существительных. Некоторые дети оказываются в плену житейского понимания «предмет», не могут отвлечься от конкретного лексического значения слова и такие слова, как быстрота, мужество, тишина, крик, шаг, прыжок, зелень, не относят к именам существительным.

Для формирования понятия требуется развить у учащихся умение абстрагироваться, отвлекаться от конкретного лексического значения слов и объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы (например, все слова, отвечающие на вопросы кто? что?, объединяются в разряд «Имена существительные», общим для всех этих слов является то, что они обозначают предметы, не изменяются по родам, большинство из них изменяется по числам и падежам и т. п.). Для того чтобы при формировании понятий избежать ошибок, необходимо соблюдать, в процессе обучения ряд методических условий, о которых будет сказано позднее.

В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия должен включать анализ определенного языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки - это признаки отличительные, без которых того или иного понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть). Например, для окончания как морфемы характерны два таких существенных признака: 1) окончание - изменяемая часть слова; 2) окончание выполняет синтаксическую или формообразующую функцию. Но не только этими признаками ограничивается характеристика данного понятия. Окончание имеет еще ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые в отдельных словах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Так, окончание чаще всего стоит на конце слова, однако в языке есть и такие слова, в которых за окончанием следует суффикс (строится, собираться), в некоторых словах окончание наряду с грамматической ролью выполняет и словообразовательную (математика - наука, математик - человек, занимающийся этой наукой). В слове окончание может быть обозначено буквой или буквами, т. е. материально выражено, но может быть и нулевым (вода - берег).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Приступая к работе над понятием, учитель четко определяет для себя его существенные признаки, с учетом программных требований уточняет, с какими признаками (существенными или несущественными) необходимо познакомить учащихся данного класса, какой лучше использовать лексический материал, методические приемы и средства. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина.

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Раскрытие признаков понятия и введение термина не означает, что учащиеся осознали сущность понятия. Необходимо, чтобы учащиеся умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый языковой материал, т.е. умели распознавать изучаемое понятие и применять знания в речевой практике. Поэтому на третьем этапе проводится работа над точностью формулировки определения понятия.

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.
Выполняются упражнения в распознавании изучаемой категории среди других; у учащихся формируются умения оперировать понятием в целях решения практических задач.

2. Запишите вывод в тетрадь:

Этап урока по формированию нового грамматического понятия имеет следующую структуру:

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

Термин должен быть записан на доске, дети должны быть научены правильно его читать, произносить и писать.

3. Уточнение правила (определения) по учебнику.

Определение должно быть прочитано учениками про себя и вслух. После прочтения определения вслух должна быть проведена беседа по его содержанию – она поможет ученикам вникнуть в детали, в существенные признаки грамматического понятия.

4. Тренировочные упражнения на узнавание, углубление нового понятия, выделение его новых признаков.

Это может быть списыванием – выборочным, осложнённым грамматическим заданием, обучающий выборочный диктант или диктант с грамматическим заданием.

3. Проанализируйте фрагмент урока:

- Поясним на конкретном примере.

Фрагмент урока:

(Накануне учащиеся были на экскурсии на реке).

1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

- Какие изменения произошли весной на реке? Что интересного вы заметили?

- Лед стал тёмным (потемнел).

- Лед треснул, появились разводы.

- Лед разломился (раскололся). По реке плывут льдины.

- На солнце льдинки блестят (искрятся).

- От берега лед отодвинулся (отошел), появилась вода, показался песок.

- По льдине расхаживала галка. Она искала пищу. (Учащиеся записывают с комментированием несколько предложений по указанию учителя.)

- Какие слова вы употребили, чтобы обозначить действия предметов? Подчеркните их.

- Чем они сходны? Поставьте вопросы к этим словам и сравните.

- Как называются слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? что делал? что делали?

- Разберите по членам предложения: Лед отошел от берега. Показалась вода.

- Каким членом предложения являются глаголы: отошел, показалась?

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

- Скажите всё (обобщите), что вы знаете о глаголах. Пользуйтесь планом: 1) Что это такое? 2) Что обозначает? 3) На какие вопросы отвечают? 4) Каким членом предложения чаще всего бывают?

3. Уточнение правила (определения) по учебнику.

- Прочитайте, что сказано о глаголе в учебнике. На какие пункты плана дан ответ в определении учебника? Прочитайте пункт плана и ответ на него.

4. Тренировочные упражнения на узнавание, углубление нового понятия, выделение его новых признаков.

Учащиеся выполняют упражнения (в том числе и из учебника).

- Какие части речи, кроме глаголов, вы знаете?

- От глагола строить образуйте новое слово при помощи суффикса -тель. Какую часть речи вы образовали?

- От слова строитель с помощью суффикса и образуйте новое слово, укажите часть речи.

- Сравните слова: строить, строитель, строительный. Как отличить одну часть речи от другой?

Учащиеся просматривают отрывок из диафильма; составляют несколько предложений, подчеркивают в них глаголы.

Возможны и другие виды работ на первом этапе: составление предложений на основе наблюдений за действиями, которые выполняют по указанию учителя вызванные дети; составление предложений по просмотренному накануне фильму, по части только что просмотренного на уроке диафильма, по прочитанному рассказу, по картине. При составлении предложений важно создать ситуацию коллективного поиска нужного слова (глагола), позволяющего точно передать мысль.

Обратите внимание: первые 3 этапы отражаются в структуре урока (вспомните структуру урока!) 4-й этап в структуре урока не записывается, но отражается в системе упражнений на последующих этапах урока.

4. Работа в группах

- Какими двумя способами могут вводиться грамматические понятия? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике.

«Методика преподавания русского языка» Е.С.Антоновой, С.В.Бобровой, раздел IV, § 2, с. 265 – 269.

При формировании понятий широко применяются таблицы и схемы. Они чаще используются уже после выделения признаков понятия (вторичная функция наглядности) и служат целям обобщения абстрагированных признаков, установления между ними связи. Таблица составляется таким образом, чтобы для учащихся наглядными были не только выделяемые признаки понятия, процесс выделения, но и структура таблицы. Поэтому целесообразнее таблицу составлять вместе с учащимися и не давать её в готовом виде (данное утверждение не отрицает возможности использования готовых таблиц).

Составьте опорную схему «Виды упражнений».

Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

- Найдите в учебниках примеры различных видов грамматических упражнений.

В целях более точного определения специфики упражнения характеризуются с учётом обоих указанных выше оснований. Например, задание в упражнении требует восстановить деформированное предложение (из слов составить предложение) и разобрать их по членам. По типу формируемых знаний это синтаксическое упражнение, по характеру действий данное упражнение синтетико-аналитическое.

При характеристике упражнений необходимо исходить из того, что в чистом виде синтаксические или морфологические упражнения в начальных классах используются редко; поэтому при классификации учитывается ведущая сторона задания. Например, в текст требуется вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, указать род и падеж. Это упражнение по преимуществу лексико-морфологическое. Однако оно является и синтаксическим, так как учащимся для определения рода и падежа имён прилагательных необходимо установить связь с именами существительными (выделить словосочетания).

К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический разбор).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: