РУССКАЯ МУЗЫКА В 60-е – 70-е ГОДЫ XIX ВЕКА




Вторая половина XIX века стала временем серьезных перемен в общественной жизни России, периодом небыва­лого расцвета и мирового признания русской националь­ной культуры. Переломными в этом процессе явились 60-е и 70-е годы. Тяжелое экономическое положение и пораже­ние России в Крымской войне (1856) остро поставили во­прос о необходимости коренных изменений в устройстве го­сударства.

Начало «эпохе великих реформ» положила отмена кре­постного права (1861) при Александре II, вошедшем в рус­скую историю под именем «царя-освободителя». Реформы коснулись органов самоуправления и системы судопроиз­водства, введения всеобщей воинской повинности и народ­ного образования, ослабления цензуры и развития печати. Они сопровождались мощным общественным подъемом, охватившим все слои населения. Особую роль в нем играла разночинная (недворянская) интеллигенция, которая объ­единяла учителей и ремесленников, врачей и агрономов, чи­новников и выходцев из крестьян и духовенства, студентов и литераторов.

 

Происходившие перемены оказали огромное влияние на развитие отечественной литературы, науки и искусства. Гор­достью русской культуры стало творчество Тургенева, Гон­чарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Достоевского, Островского, Льва Толстого, а также работы выдающихся историков Соловье­ва, Костомарова, Ключевского. Стремительному прогрессу естественных наук способствовали труды биологов Мечни­кова и Тимирязева, химиков Зинина, Менделеева, Бутлеро­ва и Бородина, физика Столетова, физиолога Сеченова и других ученых.

Обновляется изобразительное искусство. В 1870 году группа художников организовала «Товарищество передвиж­ных художественных выставок», которое начало устраивать выставки картин в различных городах России. В число «пе­редвижников» вошли Крамской, Перов, Суриков, братья Вас­нецовы, Репин, Шишкин, Поленов, Саврасов, Ге, Васильев, Куинджи, Маковский, Ярошенко, а в 80-е годы к ним при­соединились Левитан и В. Серов. В своих пейзажах, порт­ретах, бытовых и исторических картинах художники стре­мились воплотить реальную жизнь во всей сложности ее социальных и нравственных проблем, раскрыть судьбу от­дельного человека и всего народа. Начиная с середины 50-х годов их лучшие произведения приобретал московский ку­пец Павел Михайлович Третьяков, задумавший составить коллекцию рус­ской живописи. Его собрание стало основой первой русской национальной галереи, которую в 1892 году он передал в дар Москве.

 

Изменились и формы музыкально-концертной жизни. Увеличилось число людей, интересующихся серьезным ис­кусством. Чтобы «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики» (Д.В. Стасов), в Петербурге в 1859 году было основано Русское музыкальное общество (РМО), которое позднее стало именоваться Императорским (ИРМО). Инициатором его создания стал Антон Григорье­вич Рубинштейн (1829-1894) — великий русский пианист, композитор и дирижер. РМО не только устраивало симфонические и камерные концерты: оно способствовало созданию музыкаль­ных учебных заведений (музыкальных классов) и проведе­нию конкурсов среди русских композиторов на создание новых произведений. Вслед за Петербургом отделения РМО открываются в Москве и большинстве крупных городов Рос­сии.

Для обучения и воспитания профессиональных музы­кантов, потребность в которых резко увеличилась, в 1862 го­ду в Петербурге музыкальные классы РМО были преобразова­ны в первую русскую консерваторию, директором которой стал А.Г. Рубинштейн. В 1866 году открывается Московская консерватория; ее возглавил брат А.Г. Рубинштейна Нико­лай Григорьевич Рубинштейн — пианист и дирижер, много сделавший для развития музыкальной жизни Москвы.

В 1862 году в Петербурге одновременно с консерватори­ей была создана Бесплатная музыкальная школа (БМШ), которой руководили М.А. Балакирев и хоровой дирижер, композитор и преподаватель пения Г.Я. Ломакин. В отли­чие от профессиональных целей консерваторского образо­вания главной задачей БМШ было распространение музы­кальной культуры среди широкого круга людей. Рядовой любитель музыки мог получить в БМШ основы музыкаль­ной теории, навыки пения в хоре и игры на оркестровых инструментах.

Большое значение в музыкально-просветительской ра­боте БМШ имели ее симфонические концерты (с участием хора школы), причем значительную часть их репертуара составляли произведения русских композиторов.

В 60—70-е годы свои лучшие произведения создают Александр Николаевич Серов (1820-1871) (оперы «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила») и А.Г. Рубинштейн (симфонические произведения, известнейшие оперы «Демон», «Нерон»). Тогда же в полной мере раскрывается талант представителей молодого поколения — Чайковского и целой группы петербургских композиторов, которые объединились вокруг Балакирева.

Это творческое содружество, возникшее на рубеже 50—60-х годов, получило название «Новая русская музыкальная школа», или «Могу­чая кучка». Помимо Милия Алексеевича Балакирева, возглавившего кружок, в него вошли Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Александр Порфирьевич Бородин. Музыканты считали себя продолжателями дела Глинки и Даргомыжского и свою цель видели в обновлении и развитии русской национальной музыки. Они считали, что художник в своем творчестве должен воспроизводить жизненную правду во всем ее многообразии, что искусство призвано выполнять просветительские и воспитательные задачи и быть, по выражению Чернышевского, «средством для беседы с людьми».

Творчество композиторов «Могучей кучки» было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и по­этическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Важное значение для них имела народная крестьянская песня. Бережно собирая и изучая народные мелодии, они видели в них источник вдохновения и основу своего музы­кального стиля.

Члены кружка, не имевшие профессионального музы­кального образования, приобретали мастерство под руковод­ством Балакирева. Ярко одаренный композитор, блестящий пианист-виртуоз, способный дирижер, М.А. Балакирев (1836—1910) имел уже немалый творческий и исполнительский опыт и пользовался огромным автори­тетом у молодых коллег.

Впоследствии Римский-Корсаков вспоминал о нем: «Отличный пианист, превосходный чтец нот, прекрасный импро­визатор, от природы одаренный чувством правильной гармонии и голо­соведения, он обладал частью самородной, частью приобретенной путем практики на собственных попытках сочинительской техникой». Как критик «он сразу чувствовал техническую недоделанность или погреш­ность, он сразу схватывал недостатки формы. [...] Его слушались беспре­кословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, гово­рящий решительно, авторитетно и прямо, каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый извест­ный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он Должен был производить это обаяние как никто другой. Ценя малей­ший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично и похоже на ка­кую-то магнетическую или спиритическую силу».

Балакирев руководит Бесплатной музыкальной школой и ее постоянными концертами, продолжает сочинять сим­фоническую и камерную музыку (музыкальная картина «1000 лет», фортепианная фантазия «Исламей», романсы), делает обработки народных песен (сборник «40 русских на­родных песен» для голоса с фортепиано), является главным дирижером РМО.

В 70-е годы Балакирева начинают преследовать неуда­чи как в его музыкально-общественной деятельности, так и в личной жизни. Изменяются его отношения с членами «Могучей кучки», которые, став зрелыми композиторами, перестали нуждаться в его помощи и опеке. Борьба с жиз­ненными невзгодами, утрата веры в свои силы, материаль­ная нужда приводят Балакирева к длительному душевному и творческому кризису.

В начале 80-х годов Балакирев возвращается к музы­кальной деятельности — вновь возглавляет БМШ, становится директором Придворной певческой капеллы, создает новые произведения (симфоническая поэма «Тамара», позднее две симфонии, а также романсы и фортепианные сочинения). Но это был уже другой человек — замкнутый и утративший прежнюю энергию.

Рука об руку с Балакиревым и его молодыми едино­мышленниками новые пути в русском искусстве прокладывал музыкальный и художественный критик, историк искусства Владимир Васильевич Стасов (1824—1906). Человек энциклопедических знаний, знаток музыки, живописи, скульптуры, театра, литературы, народного искусства, он был им близким другом и помощником, вдохновителем и инициатором творческих замыслов. Стасов был участни­ком всех музыкальных собраний балакиревского кружка, первым слушателем и критиком новых сочинений. В своих статьях он пропагандировал творчество крупнейших представителей отечественного искусства и всю свою долгую жизнь посвятил борьбе за самостоятельный национальный; путь его развития.

 

Одновременно со Стасовым русскую музыкальную кри­тику в этот период представляют Александр Серов, Цезарь Кюи, Герман Ларош, Николай Кашкин; со статьями и рецензиями выступают Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков.

 

Русская музыка 60—70-х годов стала важным этапом в развитии национального искусства и открыла новые пути для дальнейшего развития отечественной и мировой музы­кальной культуры.

 

Вопросы и задания

1. Чем ознаменованы 60 – 70-е годы XIX века в общественной жизни России?

2. Как в это время изменилась культурная жизнь России? Расскажите об организации РМО, БМШ, первых русских консерваториях.

3. Перечислите литераторов, художников, ученых 60 – 70-х годов.

4. Назовите композиторов, входивших в «Могучую кучку». Каковы были их идейно-эстетические взгляды?

5. Расскажите о Балакиреве, его личности и судьбе.

6. Охарактеризуйте критическую деятельность Стасова и ее значение в развитии русского искусства. Назовите других русских музыкальных критиков.

 

Контрольные вопросы к теме «Творчество А.С. Даргомыжского»

 

I. Дай ответ на вопрос:

1. Назови творческий принцип А.С. Даргомыжского ______________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Перечисли оперы А.С. Даргомыжского по произведениям А.С. Пушкина

_________________________________________________________________________________________

3. Как назвал Даргомыжского его младший современник и последователь М.П. Мусоргский?

_________________________________________________________________________________________

 

II. Стрелочками соедини пары:

 

Автор стихов Романс Жанр романса
  П. ВЕЙНБЕРГ ●     ●«МНЕ ГРУСТНО»● ● монолог
А. ДЕЛЬВИГ ●     ●«СТАРЫЙ КАПРАЛ»● ● сатирическая песня ● драматическая песня
М. ЛЕРМОНТОВ ●     ●«МНЕ МИНУЛО 16 ЛЕТ»●
П. БЕРАНЖЕ ● ●«ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК»● ● лирический романс
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: