А.П. БОРОДИН. Опера «Князь Игорь»




Анализ опера

 

В конце 1860-х годов увлечение оперой захватило композиторов «Могучей кучки»: Мусоргский сочинял «Бори­са Годунова», Римский-Корсаков — «Псковитянку», Бородин тоже захотел: попробовать свои силы в опере. Стасов предложил композитору сюжет «Слова о полку Игореве» — выдающегося произведения древнерусской литературы XII века. «Мне казалось, — писал Стасов, — что тут заключаются все задачи, которые потребны для таланта и художественной натуры Бородина! широкие эпические мотивы, национальность, разнообразнейшие характеры, страстность, драматичность, Восток в многообразнейших его проявлениях». Сюжет пришелся Бородину «ужасно по душе».

«Слово» повествует о неудачном походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев в 1185 году. Композитора привлекла патриотическая идея «Слова», призывающего русских князей к объединению перед лицом врага. Бородин тщательно изучал эту историческую эпоху, летописи, исторические труды, литературные произведения, а также музыкальный фольклор — записи древних русских и восточных напевов. В этой работе большую помощь ему оказывал Стасов — знаток русской истории и древней литературы. Стасов сочинил сценарий (подробный план) оперы, но собственно текст Бородин писал сам одновременно с музыкой.

Посвятив оперу памяти Глинки, Бородин сумел объеди­нить в «Князе Игоре» главные черты обеих глинкинских опер — эпи­ческую величавость Руси в сочетании с живописной кра­сочностью Востока («Руслан и Людмила») и героику народ­ной музыкальной драмы («Жизнь за Царя»). Соединение этих линий русской оперной музыки привело к созданию историко-эпической оперы, ставшей новым этапом в развитии оперного жанра в России.

 

Увертюра к опере была записана по памяти А.К. Глазуновым либо (по другой версии) сочинена им по темам и плану Бородина. В музыке увертюры использованы темы оперы и противопоставлены музыкальные образы русских и половцев.

 

Пролог. Как и Глинка, Бородин открывает оперу большой хоровой сценой. Хор народа «Солнцу красному слава», который обрамляет пролог, воспевает мужество русских воинов, отправляющихся на борьбу с половцами. Величественное звучание хора, его торжественность и решительность воплощают богатырский образ русского народа.

Ярким контрастом к началу пролога является сцена солнечного затмения. Ее музыка передает всеобщий ужас и оцепенение, тревожное ощущение надвигающейся беды.

Маленькая сценка-диалог Скулы и Ерошки («Пускай себе идут, а мы, брат, не пойдем»)) — точная и мастерская характеристика струсивших «ратников»-скоморохов. Само­уверенная хитрость Скулы, простодушная боязливость Ерошки и даже их движения выражены в остроумных речитативных репликах и оркестровых фразах.

Действие первое. Картина первая. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» — ярко нарисованный портрет «князя-босяка» (как назвал его Стасов), раскрывающий его бесшабашный характер, неуемное честолюбие и цинизм, не лишенный, по словам самого Бородина, «некоторого изящества». Стремительная гамма и аккорды оркестрового вступления, а также размашистый речитатив «Грешно! таить: я скуки не люблю» уже рисуют бесцеремонность и наглость героя. Главная тема песни проста, энергична и строится на повторяющихся мотивах; её плясовой ритм дублируется в оркестре:

 

Средняя часть («К ночи в терем») имеет другой характер — ее гибкая мелодия звучит любовно-вкрадчиво на фоне плавного певучего сопровождения.

 

Картина вторая. Иной образ предстаёт в ариозо Ярославны «Ах где ты, где ты прежняя пора», которое начинает эту картину. Юной жене князя (Ефросинья Ярославна Галицкая была второй женой князя Игоря) присущи не только безграничная нежность и любовь к Игорю, но и сила характера, величавая горделивость русской княгини – эти черты Ярославны раскроются в следующих сценах. В музыке ариозо наиболее полно показаны ее лиричес­кие черты, переданы душевная тоска, тревожные предчув­ствия, раздумья о судьбе любимого человека, а интонационный строй основной темы близок некоторым темам Игоря.

Хор девушек «Мы к тебе, княгиня» тихой светлой мелодией напоминает русские песни; его ласковая женственность сродни характеру Ярославны. Просьба о защите от обидчика звучит то доверчиво и робко (в начале сцены), то взволнованно и умоляюще (в конце ее):

 

Хор бояр «Мужайся, княгиня» необычайно суров и сдер­жан. Постоянная смена тональностей, мрачный колорит тональности ми-бемоль минор, тяжелое размеренное дви­жение угловатой мелодии в низком регистре на фоне не­прерывной пульсации восьмых в сопровождении рождают ощущение неизбежности беды, неотвратимости несчастья:

 

Действие второе. Половецкий стан. Южная степь на­полнена теплыми душистыми ароматами. Лучи заходящего солнца мягкими красками освещают шатры половцев. Кра­сота бескрайнего пейзажа, неподвижность воздуха рождают ощущение абсолютного покоя. Перед нами другой мир, другие люди, другие чувства — и иные средства выразительно­сти, использованные композитором. Изучив многочисленные восточные напевы, среди которых были кавказские, средне­азиатские и даже арабские мелодии, Бородин в восточных сценах оперы создал собственные оригинальные темы, в ко­торых соединились в обобщенном виде различные призна­ки народных песен — их интонационные, ритмические, ла­довые особенности.

Томный и мечтатель­ный лирический образ рождается в Песне половецкой девушки с хором, от­крывающей действие. Каватина Кончаковны «Меркнет свет дневной» рисует портрет восточной красавицы, ее мелодия звучит как любовная песня, полная неги и страсти. Она импровизационна по своему складу, богато украшена хроматизмами, имеет сложную ритмику, тонально неустойчива.

В каватине Владимира Игоревича и дуэте Владимира и Кончаковны выражается нежное и страстное чувство, со­единившее их сердца.

Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» — главная музыкальная характеристика героя, пере­дающая всю глубину его переживаний. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заклю­чением. Оркестровое вступление и первые фразы Игоря зву­чат сосредоточенно и скорбно. Но появление основной темы арии «О дайте, дайте мне свободу» резко меняет настроение музыки: она решительна, энергична, полна мужественного порыва и страстного желания свободы, что подчеркивает и маршевый ритм.

Средняя часть арии «Ты одна, голубка лада» вносит кон­траст: Игорь мысленно обращается к Ярославне, и широкая лирическая тема (тема любви Игоря) звучит ласково, светло и спокойно.

Ария заканчивается кодой (представляющей собой речитативное заключение), где душевные страдания Игоря достигают предела: «Ох, тяжко мне... Тяжко сознанье бес­силья моего!»

 

Ария хана Кончака рисует сложный образ восточно­го властителя: в нем сочетаются храбрость и упоение соб­ственным могуществом, жестокость и великодушие, ко­варство и своеобразное благородство. Ария состоит из не­скольких разнохарактерных эпизодов. Начальная оркест­ровая фраза и всту­пительный речитатив Кончака сразу представляют нам многоликость образа героя — то властную величественность, то вкрадчивость. Эпизод «Ты ранен в битве при Каяле» (Allegro) передает воинственность хана: этому служат стре­мительный темп, ритм скачки, гармоническая неустойчи­вость. Центральный раздел «О нет, нет, друг, ты здесь не плен­ник мой» создает иное настро­ение: неторопливая величавость, искреннее уважение к Иго­рю (не без затаенного коварства) выражены в плавной ши­рокой мелодии с гибким ритмом. Заключительный раздел арии «Хочешь ты пленницу с моря дальнего» (Allegretto moderato) идет в быстром темпе и отличается изысканными хроматизмами в мелодии.

 

Половецкие пляски с хором завершают второе действие. Эта большая сцена представляет собой балетную вокально-симфоническую сюиту, основанную на сопоставлении и раз­витии восточных образов разного характера. Начинает сце­ну плавная и поэтичная песня-пляска девушек-невольниц «Улетай на крыльях ветра», возника­ющая как воспоминание о далекой и прекрасной родине.

 

Задумчивое настроение песни сменяет «дикая», по опре­делению Бородина, пляска мужчин в ритме лезгинки — тем­пераментная, воинственная, со стремительно кружащейся темой. Далее следует общая пляска, на фоне которой зву­чит славление хана «Пойте песню славы хану»; она в свою очередь сменяется легкой и еще более «дикой» пляской мальчиков. Затем все танцы повторяются, но уже в варьированном виде: их темы сплетаются друг с другом, рождая новые причудли­вые звучания. Завершается эта, по определению Б. В. Асафь­ева, «симфония-поэма в танце» грандиозной кульминаци­ей — исступленной, полной огня общей пляской с хором.

Действие третье открывается Половецким маршем. Это еще одна музыкальная характеристика кочевников, но здесь они предстают как жестокие и хищные варвары. Прибли­жение половецкого войска хана Гзака передается при помо­щи постепенного нарастания звучности оркестра. Главная тема марша звучит жестко, для нее характерны резкие хроматические мотивы, диссонирующие аккорды.

Действие четвертое начинается Плачем Ярославны. В этой необычной оперной арии слились воедино горе рус­ской женщины и боль за отчизну, за несчастья родного на­рода. Текст Плача Бородин полностью взял из «Слова о полку Игореве». Необычайно поэтичны его образы — обращений к ветру, реке, солнцу как к живым существам часто встре­чались в славянском фольклоре. По своей композиции Плач близок форме рондо и состоит из нескольких разделов, чере­дующихся с основной темой. Она строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний, которые по­стоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез) и звучат на фоне «унылой» пустой октавы аккомпанемента. Первый раз эта тема звучит в оркестровом вступлении поочередно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии:

Первый эпизод Плача «Я кукушкой перелетной поле­чу к реке Дунаю» строится на теме любви Игоря (из сред­ней части арии во втором действии на слова «Ты одна, голубка лада»), тем самым подчерки­вая общность чувств главных героев оперы; еще раз эта мелодия прозвучит в конце арии, в обращении к солнцу.

Хор поселян «Ох, не буйный ветер завывал» как бы продолжает скорбный Плач Яро­славны, выражая этим единение чувств княгини и народа. Хор звучит строго и сдержанно, в духе протяжной песни. Начинается он с сольного запева, к которому постепенно со своими подголосками присоединяются все новые голоса. По­добно народным песням хор почти полностью исполняется a capella (без сопровождения), а его динамика строится на постепенном усиле­нии, а затем ослаблении силы звучания (эффект приближе­ния и удаления).

 

 

Как и оперы Глинки, «Князь Игорь» завершается тор­жественным финальным хором, в котором народ с радост­ным ликованием славит Игоря.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: