Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839-1881)




М.П.Мусоргский – великий русский композитор второй половины XIX века, смелый новатор, оказавший огромное влияние на развитие русской и европейской музыки. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Творческий принцип Мусоргского – «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона». "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорит он в автобиографии. "Художественное изображение одной красоты в материальном ее значении - грубое ребячество, детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое "ковырянье" в этих малоизвестных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника. К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни, к новым берегам!" Непримиримый к несправедливости, чутко отзывавшийся на человеческие страдания, Мусоргский первым среди композиторов «Могучей кучки» показал в музыке суровую правду русской действительности.

Основные произведения: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»; вокальные сочинения – 67 романсов и песен, вокальные циклы «Детская» (на собственные тексты), «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (на слова А.Голенищева-Кутузова); произведения для фортепиано, в том числе – цикл «Картинки с выставки»; симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе».

Родился 9 марта 1839 г. в имении родителей - селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. С детства будущего композитора интересовали особенности народной жизни, интонации речи, фольклор. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".

Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. Уже через год он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет исполнил большой концерт Фильда. Дарование сына радовало и отца, также горячо любившего музыку. Но никто в семье не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части.

В 1849 г. Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге, в 1852-56 гг. Мусоргский учится в Школе гвардейских подпрапорщиков. Тогда же он начинает заниматься фортепиано с Антоном Герке - одним из лучших петербургских педагогов. Юноша быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 г., при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского под названием "Подпрапорщик". В июне 1856 г. Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 г., Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года произошло знакомство с А.С. Даргомыжским, а через него – с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями Стасовыми.

Для Мусоргского, как, впрочем, и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем утвердилось желание посвятить себя музыке.

В июне 1858 г. Мусоргский вышел в отставку, твердо решив полностью посвятить себя творчеству. При этом он остался без средств к существованию, но был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.
В конце 50-х гг. Мусоргский работает над музыкой к трагедии "Царь Эдип" Софокла. В 1863 г. он начал сочинять оперу "Саламбо" (на сюжет Г. Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу "Борис Годунов". Наиболее яркими художественными открытиями периода 60-х годов стали вокальные произведения: песни «Калистрат» и «Колыбельная Еремушке» (слова Некрасова), «Гопак» (слова Шевченко), «Светик Саввишна» и «Семинарист» (на собственные тексты). Здесь запечатлены жизненные наблюдения композитора: "Подмечаю баб характерных и мужиков типичных - могут пригодиться и те, и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных". Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В июне 1867 г. написана оркестровая фантазия "Иванова ночь на Лысой горе".

Исключительно важную роль на этом этапе сыграла работа над оперой «Женитьба» по пьесе Гоголя. Мусоргский первым из русских композиторов сочиняет оперу на прозаический текст, ставя перед собой задачу музыкального воспроизведения «человеческой речи во всех ее тончайших изгибах». Эксперимент осталась незавершенной, композитор написал лишь 1 действие оперы.

Вершиной периода 60-х годов стала опера «Борис Годунов» (на сюжет драмы А.С. Пушкина). Она явилась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением. В 1869 г. опера была завершена и летом 1870 г. представлена в дирекцию императорских оперных театров, которая отклонила оперу якобы из-за отсутствия женских партий. Мусоргский перерабатывает оперу, добавляя в нее "Польский акт" (3 действие) с партией Марины Мнишек и сцену народного восстания под Кромами. В это время он снимал жилье вместе с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга: Мусоргский - над "Борисом Годуновым", а Римский-Корсаков – над оперой "Псковитянка".

27 января 1874 г. на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова". Демократическая публика восторженно встретила новое произведение Мусоргского, но критические отзывы (в том числе и коллег по «Могучей кучке») больно ранили композитора. Дальнейшая сценическая судьба оперы складывалась трудно, так как это произведение разрушало привычные стереотипы оперного спектакля. И даже в наши дни, когда история по достоинству оценила новаторские открытия Мусоргского, опера чаще всего ставится в более традиционной редакции Римского-Корсакова

Еще в 1872 г., когда не была полностью завершена работа над "Борисом Годуновым", Мусоргский задумал новую оперу - народную музыкальную драму "Хованщина". Сюжет, посвященный переломным событиям русской истории – началу петровских реформ и стрелецкому бунту – был подсказан композитору В.В. Стасовым. Параллельно с трагической «Хованщиной», с 1875 г. Мусоргский начинает писать комическую оперу "Сорочинская ярмарка" (по Гоголю).

В это время Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Чиновничья служба (с 1868 г. Мусоргский состоял чиновником Лесного департамента Министерства государственных имуществ) оставляла для сочинения музыки лишь вечерние и ночные часы, а это приводило к сильнейшему переутомлению и все более продолжительным депрессиям. Однако, вопреки всему, творчество этих лет поражает разнообразием идей и силой художественного воплощения. Летом 1874 г., под впечатлением посмертной выставки произведений близкого друга Мусоргского художника Виктора Гартмана, был создан фортепианный цикл «Картинки с выставки». Параллельно, один за другим, появляются три вокальных цикла: «Детская» (1872 г., на собственные стихи), «Без солнца» (1874) и «Песни и пляски смерти» (1875-1877) - на слова А. Голенгищева-Кутузова. Они становятся итогом вокального творчества композитора.

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он работает аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой. В 1879 г. вместе с певицей Мусоргский совершает концертную поездку по югу России и Украины, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая "Песня о блохе" (на слова из «Фауста» Гете).

Но надеждам на обновление не суждено было сбыться. 1880 г. принес новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место. Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Друзья определили его в Николаевский военный госпиталь на лечение. О состоянии Мусоргского в последние дни даёт представление сделанный в госпитале знаменитый портрет кисти И.Е. Репина. Композитор скончался 16 марта 1881 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре.

В некрологе Стасов писал: "Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!".

Творчество М. П. Мусоргского оказало серьёзное влияние на развитие мировой и отечественной музыкальной культуры. Под воздействием его сочинений сложился композиторский стиль многих известных мастеров, в частности Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

 

М.П. МУСОРГСКИЙ. Опера «БОРИС ГОДУНОВ». История создния. Содержание оперы.

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В.В. Никольский. Композитора чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 г., протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Мусоргский сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А.С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л.И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал В.В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт с образом Марины Мнишек и сцену под Кромами. Однако вторая редакция оперы, законченная весной 1872 г., также не была принята дирекцией императорских театров.

«Борис Годунов» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю.Ф. Платоновой, которая выбрала оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 г. в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Большинство же критиков отнеслись к опере резко отрицательно (среди них был и соратник Мусоргского по «Могучей кучке» Ц.А. Кюи). Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 г. вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, – писал по этому поводу Н.А. Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 г., а в особенности в 1908 г. в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

 

Жанр оперы (по определению композитора) – народная музыкальная драма.

Опера в четырёх действиях с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А.С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина.

Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

Действующие лица: Борис Годунов (баритон или бас), его дети Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), монах Пимен (бас), Самозванец под именем Григория Отрепьева (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), странствующие монахи Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), Юродивый (тенор), бояре, стрельцы, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог. Первая картина. Действие происходит в московском Новодевичьем монастыре, куда удалился Борис Годунов, якобы отказываясь от престола, чтобы не быть заподозренным в насильственном захвате власти. Во дворе монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Когда пристав отходит, в толпе начинаются разговоры, свидетельствующие о глубоком равнодушии толпы к происходящим событиям.

Пролог. Вторая картина. Площадь перед Успенским собором Кремля. Венчание Бориса Годунова на царство. Собравшийся народ по указанию боярина Шуйского поет «Славу» новому царю. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзаютБориса. Овладев собой, он велит сзывать народ на пир. Толпа отвечает новым славлением.

Первое действие. Первая картина. В келье Чудова монастыря монах-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Дмитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой послушник Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: он назовется Дмитрием и вступит в борьбу с Борисом.

Первое действие. Вторая картина. Корчма на литовской границе. Сбежавший из монастыря Григорий появляется на литовской границе в сопровождении двух бродяг – беглых монахов Варлаама и Мисаила. От хозяйки корчмы Григорий узнает, что на границе устроена засада: разыскивают опасного для государства беглеца. Появляются приставы с царским указом, в котором описаны приметы Гришки Отрепьева. Пользуясь неграмотностью присутствующий, Григорий вызывается прочесть указ и вместо собственных примет называет приметы Варлаама. Рассвирепевший Варлаам вырывает у него указ и начинает сам читать по складам. Григорий тем временем бежит через окно.

Второе действие. Царский терем в московском Кремле. На сцене – дети Бориса. Царевна Ксения тоскует об умершем женихе; царевич Федор изучает географию – разглядывает карту Руси. Вошедший Борис с нежностью утешает Ксению, отечески заботливо поощряет Федора в его занятиях. Оставшись один, Борис погружается в горестное раздумье о тяжелых бедствиях, переживаемых страной, о ненависти к нему народа. Царь не в силах забыть совершенного им преступления; ему мерещится призрак убитого царевича. Приходит Шуйский. Он приносит весть о появлении в Литве самозванца, назвавшегося царевичем Димитрием. Борис потрясен. Шуйский, наслаждаясь смятением царя, напоминает ему картину гибели царевича. После ухода Шуйского страдания Бориса достигают предела; видение призрака ставит его на грань сумасшествия.

Третье действие. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает в нем чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец войдет в Москву и станет царем Руси.

Четвертое действие. Первая картина. Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Люди верят, что Дмитрий жив и спасет их от произвола Бориса. Окруженный улюлюкающими мальчишками, перед собором появляется Юродивый. Мальчишки выманивают и отбирают у него монетку.

Из собора появляется царь со свитой. Голодный люд протягивает к нему руки с отчаянной мольбой: "Хлеба!". Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича. Потрясенный Борис просит Юродивого помолиться за него и получает отказ: «Нельзя, Борис, молиться за царя Ирода, - Богородица не велит».

Четвертое действие. Вторая картина. В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Неожиданно появляется сам Борис, одержимый галлюцинациями, отгоняющий от себя призрак ребенка. Летописец Пимен, явившийся в Думу по приглашению Шуйского, рассказывает о чудесном исцелении слепого, помолившеюся над могилкой Дмитрия: народная молва считает святым чудотворцем невинно погибшего царевича. Царь не выдерживает и падает без чувств. Чувствуя приближение смерти, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.

Четвертое действие. Третья картина. Лесная поляна близ селения Кромы.
Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. Народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды: "Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: