Всероссийский конкурс сочинений – 2020.




Территориальный этап.

Тематическое направление: «У математиков существует свой язык – это формулы»: 170-летие со дня рождения С.В. Ковалевской.

Жанр: сказка

 

 

Другое измерение.

 

Математика – это язык. Особенный язык. Его знают все жители нашей планеты, независимо от их родного языка. Но знать – это одно, а понимать – другое. К сожалению, этот язык не так прост для кого-то, ему тоже надо учиться.

Без знаний математики в современном мире никуда. А что будет, если великий математик Кирилл Владимирович попадет в мир, где никто даже не знает о слове «цифра»?

Все мы знаем, что дождь несет в себе тайны. Вот и в этот раз что-то пугающее и захватывающее произошло в один из дождливых вечеров...

Сумерки. Уже давно зажглись фонари на улице, а Кирилл Владимирович только закончил проверять последнюю тетрадку студента Боброва. Сняв очки, он прикрыл глаза. Капли, которые ударялись об окна, создавали особенную атмосферу. Тут так уютно, так тепло...

«Может, стоит остаться в институте? Нет, так нельзя. Я должен вернуться домой!» – Кирилл Владимирович убрал все тетради в свой шкаф, по пути направляясь к выходу, взял свои вещи и закрыл дверь аудитории на ключ. В институте почти никого не было, поэтому в фойе он увидел только охранника, увлеченно разгадывающего судоку.

9 часов вечера. Мысль о том, что последний трамвай будет через 20 минут, а идти до остановки от 10 до 15 – успокаивала. Но у жизни на нас совершенно другие планы. Кирилл Владимирович еле успел на последний рейс. Ввалившись в вагон, он сел к окну, пытаясь перевести дыхание.

«Да... День был тяжелым», – пронеслось в голове профессора. Он устало смотрел в окно, провожая институт взглядом. Глаза закрываются, и сам он не понимает, как оказался во власти Морфея...

***

Утро. Какая-то суматоха. Наверное, все спешат на работу, а малыши – в школу или сад. Кирилл Владимирович, жмурясь, открывает глаза, не сразу понимая, что происходит и почему он на улице.

«Почему сейчас утро? Кто все эти люди, которые изучающе смотрят на меня», – он обращает внимание почти на каждого рядом стоящего.

- Кто вы? Где я? – он осмеливается и решается заговорить первым.

- Который сейчас час? – задает второй вопрос профессор с надеждой получить ответ.

- Который что? – отвечает вопросом на вопрос мальчишка, весь чумазый, а рядом с ним старушка лет восьмидесяти, недоумевающе разглядывает пришельца.

- Который же час?

- …

Но толпа в оцепенении.

- Вы не понимаете меня? Который час? – он повышает тон на втором вопросе.

- Голубчик, о чем ты? Вот ты чудной. Ты, наверное, ударился головой, когда падал, – старушка смотрит пристально и с опаской.

«Нет, не наш. Какой-то чужак», – читалось на лицах каждого из присутствовавших.

Кирилл Владимирович неожиданно начинает заливаться смехом.

- Как же вы не понимаете? Почему вы не понимаете? Дело-то легкое. Всего-то час и минуту назвать.

- Дяденька, а что такое минута?

«Какие они чудные», – мимолетно пробегает мысль.

- Вы что ж ничего не знаете?

Толпа отрицательно машет головой.

- Чудно... И куда же я попал? Что это за место такое? – оглядываясь по сторонам, профессор математики замечает поле, пестрящее цветами: фиалками, одуванчиками, тюльпами... А небо обступили серые тучи. Вид завораживает, но речь совсем не о красоте этого мира. Далеко не о красоте.

- В нематематическом мире, – кротко отвечает высокий мужчина.

Только сейчас Кирилл Владимирович обратил внимание на их одежду. Хотя одеждой это сложно назвать. Лохмотья.

- Ты, наверное, шутишь. Не так ли? – С надеждой спрашивает профессор.

- Нет-нет, господин.

- Значит, вы ничего не знаете о цифрах, а уж тем более о математике и науках?

В ответ он получает одобрительные кивки.

- Да кому оно нужно? - высказывает свое резкое мнение, специально выделяя акцентом средний род, парнишка лет шестнадцати, в глазах которого зажигается интерес к чему-то новому.

- Ну, давай посмотрим, мой друг. Как тебя зовут? Где ты живешь?

- Я Тишка, живу на улице до тех пор, пока не начинается дождь. А с дождём мы все прячемся в пещеру, – смело отвечает парень.

- А что на вас надето? – Кирилл Владимирович задает новый вопрос, охватывая взглядом толпу.

- Лоскуты, – пряча глаза, отвечают новые друзья Кирилла Владимировича.

- Тишка, а разве на мне лоскуты? Вовсе нет, дело в том, что я легко могу посчитать параметры и сделать заказ одежды. Портниха знает нужную длину и форму. А дом? Я живу в трёхэтажном доме, и мне совсем не страшна плохая погода. Но для постройки дома нужны параметры, а для этого надо считать. Как можно построить дом без знаний математики, химии и физики? Это невозможно. Как правильно рассчитать расстояние от пола до крыши? Как построить комнаты с нишей или выступом без знания формул, пропорций и цифр? Как выкопать колодец, чтобы всегда была вода? Как можно узнать время без цифр? С чего начать? Это самое важное, а ведь на эти вопросы есть ответы.

Начнем с того, что история цифр началась 5 тысячелетий назад в Египте и Месопотамии. Первоначально для записей использовали камень или засечки на дереве. Впоследствии в Месопотамии стали пользоваться глиняными табличками, а в Египте писали на папирусе. Искусство счета изменялось с развитием человечества. Когда человек лишь собирал плоды и охотился, ему для счета хватало нескольких слов: один, два, мало и много. Но, когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, стало необходимо пересчитывать животных, предметы быта, продукты.

Присутствующие внимательно слушали рассказчика. Их чувства было сложно описать, они были увлечены историей. Ведь никто из них даже не знал похожего. Оказывается, можно сделать многое с этими знаниями. Как они раньше жили без математики?

- Дом... - протяжно и мечтательно произнес Тишка, а ведь у него действительно никогда не было дома. Это то место, где спокойно, там тепло и уютно душе. У тебя есть своя крыша, стены и даже кровать...

Как-то раз с неба на Тишку совершенно случайным образом "свалилась" стопка газет, из которых он узнал о доме, квартире, комнате и еще некоторых мелочах, но самое главное, что люди из других миров давно не живут в пещерах, ведь они способны построить для себя дом. Таким образом они могут защитить себя от плохой погоды. Тишка сразу побежал показывать это родным. Им понравилась идея о создании своего жилища. Но как это можно было сделать? Что такое фундамент? Как сделать грунт, бетон, кирпич и другие важные материалы? На этом им пришлось распрощаться с идеей построить свой дом.

- Вы - наше спасение! Вы же поможете нам? Вы нам очень нужны! Мы не можем так больше жить. Скоро опять пойдет дождь, и нас опять затопит, - выкрикнула девушка, старшая сестра Тишки, указывая на темные тучи, которые медленно надвигались на нас.

Из толпы выбежала маленькая девочка лет пяти, глаза были полны страха и надежды.

- Дяденька, дяденька, вы же останетесь с нами? Вы же научите нас считать? Мы же построим дом для всех? – она смотрела умоляюще.

- Вы окажете нам такую честь, – старушка, с которой Кирилл Владимирович уже разговаривал, решила вновь вступить в разговор.

Эту идею поддержали многие.

- Только если вы пообещаете меня слушать и не лениться. Я расскажу вам все «тайны» математики, и каким образом можно построить любое здание. Существует много формул, с помощью которых можно сделать что-либо, а позже мы изучим другие науки, которые являются не менее важными. Но... – мужчина не успел договорить. Недалеко сверкнула молния, и все жители в панике стали разбегаться кто куда. Профессор не долго думая последовал за семьей Тишки. Люди устремились в пещеру.

Она была достаточно большого размера. Её одной достаточно, чтобы жители этого места спрятались внутри. Кирилл Владимирович, конечно, не думал, что тут много людей. Но ведь это далеко не всё население этого мира. Меньшая его часть. Как же тогда другие справляются? Они даже не знают площадь квадрата "S = a · a", а это одна из легких формул математики...

Из размышлений его вывел Тишка.

- Господин, пожалуйста, а расскажите ещё историю. Математика трудна?

Кирилл Владимирович обдумал слова парнишки, устремив свой взгляд на девочку, которая просила его остаться, и вспомнил о Софье Ковалевской.

– Не стоит бояться начинать изучение. Софья Васильевна Ковалевская будучи ребенком смогла разобраться в основах математики по макулатурным листам учебника Остроградского, им случайно оклеили стены детской. Таким образом её увлекла наука, и она стала профессором математики. Её наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Так же она доказала существование аналитического решения задачи Коши. Но неужели она смогла бы освоить азы других наук без формул? Нет, конечно. Смогла бы она узнать эти формулы без знания цифр? Поэтому люди считают, что математика – царица наук... – рассказ Кирилла Владимировича затянулся на некоторое время, он говорил о заслугах Софьи Ковалевской, о ее вкладе в науку.

Жители этого мира воодушевились историями об ученых, поняв, что и им открыта дорога к познаниям. После этого люди усердно учились математике. Их цель на данный момент - дом, а без основ этой науки построить что-то вряд ли получится. Затем они найдут новую цель, и так познают мир цифр и формул. Всегда нужно иметь цель, чтобы действия имели смысл.

А Кирилл Владимирович обрел спокойствие. Всю жизнь он спешил куда-то, хотел бежать, найти свое место, но теперь он обрел спокойствие. Он увидел желание стать лучше со стороны жителей этого мира. Это подарило им смысл жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: