Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по мировой художественной культуре. 8-9 классы.
Задание 1. Вставив пропущенные буквы, соотнесите слова с определённым видом искусства и заполните таблицу:
1. Зо..чество | 4. Моза…ка | 7. Ф..са.. | 10. С..ната | 13. Витра.. | |||
2. Б..релье.. | 5. Д..р..жёр | 8. Сте..а | 11...ратория | 14. К..нт..та | |||
3. В..яние | 6. Д..ф..рамб | 9...белиск | 12. К..турны | 15. Амф..театр | |||
Архитектура | Изобразительное искусство | Музыка | Театр | ||||
Задание2. «Лингвистический конструктор». Из приведенных в каждом ряду слов и словосочетаний составьте определение и назовите понятие. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды, возможно добавление предлогов, изменение слов по падежам и пр.
1. Создание, определенный стиль, эпоха, словесно-художественные произведения, мировоззрение и идеология, система, обусловленный, творческие нормы и правила, устойчивые.
2. Древняя Греция, цивилизация, её исторические формы, во всём многообразии, и Древний Рим, «греко-римская древность».
3. Признаки, какое-либо искусство, характеризующийся произведения, род, те или иные, область, сюжетные и стилистические.
4. Которые, совокупность, предмет, основывающиеся на вере, являются, духовные представления, сверхъестественные силы и существа, поклонение, (богов, духов).
5. Устные повествования, совокупность, один из способов, символические представления, как правило, передаваемых в форме, мир, окружающая действительность, постижение.
6. Действительность, художественный образ, воспроизведение, творческое отражение.
Задание 3. Кто есть кто?Что есть что? Выпишите лишнее, кратко объяснив свой выбор.
1. Амон-Ра, Осирис, Мокошь, Тот, Анубис.
2. Зевс, Перун, Посейдон, Афина, Аполлон.
3. Юпитер, Юнона, Минерва, Артемида, Марс, Меркурий.
4. Гера, Океан, Прометей, Мнемозина, Фемида.
5. Геракл, Орфей, Персей, Тезей, Пан.
6. Клио, Мельпомена, Урания, Гера, Полигимния.
7. Даная, Афродита, Семела, Леда, Ио.
8. Горгоны, Минотавр, Василиск, Гарпии, Сфинкс.
9.
Критский бык | Немейский лев | Стадо Гериона | |
Лернейская гидра | Эриманфский вепрь | ||
10. Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно / И колесницам; видал Зевса в Олимпии я, / Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса / И пирамиды — дела многих и тяжких трудов… (Антипатр)
Задание 4.
Прочитайте отрывок из повести И.С. Шмелёва «Лето Господне». Вставьте пропущенные слова и словосочетания, используя справочные материалы.
В ……….……………, под Рождество, - бывало до …………… не ели. …………………. варили из пшеницы, с мёдом; ……………….. - из чернослива, груши, шепталы…. Ставили под …………, на сено. Почему?.. А будто - дар ……………………… Ну, будто, Он на сене, в …………………. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла. На стёклах лёд, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. А какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз…. И звон услышишь. И будто это звёзды – звон-то! Морозный, гулкий – прямо, серебро….
Ко ……………………... валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет…. Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый ……………….., простой, особенный какой-то, детский, тёплый… - и почему-то видится кроватка, звёзды.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови ………………………… …
Справочные материалы: образа, Свет Разума, Сочельник, взвар, звезда, ясли, кутья, всенощная, напев-молитва, Христос.
Напишите не менее 10 ассоциаций (слов и словосочетаний), которые вызывает у вас праздник Рождества. Не забывайте о цвете, запахах, впечатлениях, настроении.
Задание 5.
Перед вами ряд картин русских художников-живописцев XIX века:
И.Левитан. «Весна. Большая вода» | А. Венецианов. «На пашне. Весна» | Ф. Васильев. «Оттепель» | А.Саврасов «Грачи прилетели» | И.Левитан. «Март» |
Определите, о каком полотне идёт речь в следующем отрывке: «В марте 1871 года художник приехал в село Молвитино (ныне Сусанино), чтопод Костромой. Неброская природа здешних мест очаровала художника и вдохновила на создание едва ли не лучшего его произведения, ставшего, можно сказать, символом России. «Какая простота! – писал об этой картине Левитан. – Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».
Напишите 10 словосочетаний, которые вы использовали бы в аннотации к данной картине.
Задание 6.
1. Определите вид искусства в каждой из предложенных групп изображений героев. Назовите изображения 1(а-б); 2(а-б)
2.Подберите к каждой группе изображений соответствующее лексическое значение слова «герой». Напишите по 2 своих эпитета, характеризующих героев и выражающих ваше отношение к ним.
1.а. | 1.б. | Герой (и) -
|
2.а. | 2.б. | |
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Задание 7. Каждой исторической эпохе присущ свой стиль. Для Древнего Египта и Древней Месопотамии характерен канонический стиль, для античных цивилизаций Греции и Рима – классический. Рассмотрев следующие изображения, выявите не менее трёх характерных особенностей архитектуры как канонического (1,2), так и классического стилей (3).
Результаты зафиксируйте в таблице:
Название стиля | Характерные особенности |
Канонический стиль | |
Классический стиль |
1. ЕГИПЕТ. ПирамидаХеопса и Большой Сфинкс в Гизе | Храм Амона-Ра в Луксоре | Скальный храм в Абу-Симбеле | |
2. МЕСОПОТАМИЯ. Древний Вавилон | Зиккурат Этемененки. (Вавилонская башня). Реконструкция. | Зиккурат в Уре | |
3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И РИМ.Афинский акрополь. Парфенон | Храм Зевса в Олимпии | Храм Фортуны Вирилис в Риме | |
Архитектурные формы древних цивилизаций оказались востребованными в XX веке. Ниже представлены архитектурные сооружения сталинской эпохи. Характерные особенности какого стиля и каких сооружений Древнего мира проявлены в них ярче всего? Приведите 3 аргумента, подтверждающие ваше предположение.
4. АРХИТЕКТУРА СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ. А.Щусев. Мавзолей Ленина. | Б. Иофан. Здание МГУ. | Б. Иофан. Дворец Советов. Макет. |
Задание 8.
Составьте рекламный текст на обложку компакт-дисков (одного по выбору) «Старинные русские музыкальные инструменты», «В песне душа народа», «Высоким слогом русского романса», отражающий его привлекательные особенности. Какие инструменты, произведения, авторы и исполнители будут представлены в нем (не менее 3)?
Возможно использование оригинального заголовка, эпиграфа, обложки с иллюстрациями художников и пр.