Запоминаем новые слова
Русь – это историческое название населения проживающего на земелях Русской равнины
Князь – это вождь племени, руководитель дружины, глава феодального монархического государства или отдельного политического образования, почетный титул.
Общинники – это крестьяне, члены сельской общины
Летопись – это повествование об исторических событиях.
Дружина – это княжеское войско.
Вопрос о возникновении государства у восточных славян традиционно связан с двумя проблемами: первая – какое событие послужило началом становления государства на Руси, и вторая – происхождение этнонима «Русь». В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 862 г. помещено сообщение о призвании на земли ильменских славян варяжских князей: Рюрика и его братьев. На основе летописных данных немецкие ученые Байер, Миллер, Шлейцер сделали вывод о том, что государственность на Русь привнесли норманны. Им противостоял великий российский ученый М.В. Ломоносов. Он согласился с тем, что варяжские князья участвовали в становлении российской государственности, однако считал, что предпосылки для образования государства у славян все же были задолго до описываемых в летописи событий. Научный спор о происхождении Российского государства продолжается до сих пор.
К началу IX века союзы племен восточных славян и финно-угров подчинялись более могущественным соседям. На юге поляне, северяне, вятичи приносили дары хазарскому кагану. На севере словене, кривичи, чудь и меря откупались от воинственных норманнов. Это положение могло изменить только объединение племен и создание ими собственного государства.
Одновременно в мире восточных славян стали разрушаться родовые связи и родовой строй. Благодаря
торговле и военным походам отдельные семьи в родовых общинах становились сильнее и богаче других. С одной стороны, обозначился слой простых общинников, с другой – слой родовой знати («лучшие люди» - потомки старейшин). Так началось общественное расслоение.
Изменилось и положение князей. Вокруг них сложились дружины молодых воинов, которые уже не возвращались после похода к мирному труду. Благодарные за защиту своих земель общины отдавали в дар князю и дружине мешки зерна, мясные туши, бочки меда, шкуры животных. Эти дары, ставшие постоянными и обязательными, назывались данью. Опираясь на силу своих дружин, князья могли не считаться с мнением вечевых собраний и стали передавать свой пост по наследству. Сложились княжеские династии (правящие роды), в руках которых сосредоточивалась власть над всем племенем. Так князья и дружинники составили особый слой общества – слой профессиональных воинов и правителей.
Рис. 1. Летописец Нестор
Кроме дружинников от земледельческого труда отошла и часть общинных мастеров –ремесленников. Кузнецы, гончары стали жить, обменивая свои изделия на продукты питания у общинников-земледельцев. Некоторые общинники при этом стали жить на доходы от торговли. Их стали называть купцами (совершающими купы и продажи).
Новые слои населения сосредоточивались в тех поселках, которые стояли на больших торговых путях (речных или сухопутных). Здесь рядом селились простые земледельцы, знать, купцы и ремесленники из разных племен. Число жителей таких поселений начинало быстро расти, и их стали огораживать стенами надежных крепостей. Так у славян появились города – Киев и Смоленск на Днепре, Новгород на Волхове, Полоцк на Западной Двине и другие. Города стали экономическими, политическими, арбитражными, военными и духовными центрами.
Крупные города князья использовали как свои столицы, свозили сюда дань. Здесь они уже не зависели от древних общинных порядков. Сами общины просили князя вершить справедливый суд, так как родовые обычаи не годились для разрешения споров между людьми из разных общественных слоёв. Княжеская власть, возвысившись над общинами, стала превращаться во власть государственную, а дань, которую общинники выплачивали князю, стала напоминать государственный налог.
В первой половине IX века вдоль пути «из варяг в греки» сложилось два центра образования ранних государств: Новгородский союз племен на севере и Киевский на юге. Князьям Киевского союза к середине IX века удалось освободить свои племена от выплаты дани Хазарскому каганату. Тогда же некоторые варяжские князья (конунги) и их дружины начали подчинять себе города в землях восточных славян. Спустя 300-400 лет после этих событий была записана легенда о призвании на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика. По этому преданию, в 862 году поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода пригласили из-за моря правителя, который устраивал бы всех. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами».
Ученые установили, что в середине IX века некий конунг с варяжской дружиной действительно поселился в Новгороде, стал княжить, вершить суд и собирать дань с населения. (В скандинавских сказаниях говорится об удачливом предводителе викингов (варягов) середины IX века Рюрике Рыжем, которого часть ученых считает тем же Рюриком, что упомянут в русских летописях.)
Сами варяги, поселившись в славянских землях, быстро перенимали местный язык, обычаи, веру в богов и через два-три поколения уже не отличались от славян.
После смерти Рюрика князем в Новгороде стал его приближенный Олег. Он решил завладеть путем «из варяг в греки». В 882 году объединенное войско из варяжских дружин и племенных ополчений Новгородской земли (словен, кривичей, чуди и мери) на ладьях подошло к Киеву.
Рис. 2. Князь Рюрик
Обманом на суда заманили киевских князей Аскольда и Дира, которые здесь же были убиты. Олег объявил Киев своей столицей, принял титул «великий князь» и, объединив большинство восточнославянских племен, правил ими до своей смерти в 912 году. Так в результате объединения севера и юга восточнославянских земель было образовано государство Русь. Учёные до сих пор спорят о происхождении этого названия. Но бесспорно то, что на рубеже IX-X веков жители нового государства Восточной Европы стали называть свою землю «Русью», «Русской землей».
Под этим же названием узнали его и соседи. В исторической науке используют название Древнерусское государство, или Киевская Русь. К формированию Киевской Руси способствовала множество факторов. Для понимания этого вопроса их целесообразно делит на внутренние и внешние факторы. Внешним факторам относятся:
- влияние Византийской империи;
- влияние варягов;
- влияние Волжской Булгарии;
-влияние европейских княжеств и государств;
- взаимодействие с кочевниками которые их окружали.
В целом есть основание считать, что внешние факторы оказывали влияние на становление и развитие Киевской Руси. Взаимодействие зарождающегося государства с Византии, кочевниками, Волжскими Булгарами, норманнами и другими силами способствовали духовному развитию населению Киевской Руси. Например, с Византии пришла письменность, были получены монеты, каменное строительство храмов, христианская религия и другие. Все это существенно повлияло на духовную сферу нового государства Киевская Русь.
К внутренним факторам, повлиявшим на духовную сторону развития населения Киевской Руси относится:
- наличие единого экономического пространства;
- формирования одинаковых для всех условий торговли и обмена;
- наличие единого для всех старославянского языка общения;
- одинаковый менталитет у всех племенных союзов;
- общий пройденный путь, общая историческая судьба;
-одинаковые верования – общие боги;
- возникновение и развитие городов как политических, военных, духовных и арбитражных центров;
В целом внутренние факторы существенным образом повлияли на развитие людей и формирования единого духовного пространства.
Подведем итоги
Сложные вопросы:
1. Назовите внутренние и внешние факторы образования государства на Руси?
2. Когда образовалось государство у восточных славян?
Задание:
1. Составьте короткий рассказ о роли Византии в процессе формирования Киевской Руси?