ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ




Прибыль – это важнейший качественный показатель эффективности деятельности компании, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Прибыль – положительный финансовый результат хозяйственной деятельности компании, убыток – отрицательный.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности компании, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности компании, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Прибыль является достаточно ёмким и информативным показателем, характеризующим различные аспекты деятельности предприятия:

 

- показатель качества бизнеса;

- источник развития предприятия и роста его рыночной стоимости;

- показатель платежеспособности и кредитоспособности;

- показатель конкурентоспособности;

- показатель инвестиционной привлекательности.

Прибыль как важнейшая экономическая категория выполняет определенные функции.

1. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия, отражает конечный финансовый результат, необходимость обеспечения которого предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией, которая проявляется в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

3. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно–технических и социальных программ.

Прибыль можно классифицировать:

1) по видам хозяйственной деятельности:

- прибыль от основной (операционной) деятельности;

- прибыль от инвестиционной деятельности;

- прибыль от финансовой деятельности;

2) по составу включаемых элементов:

- валовая прибыль;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль;

3) по источникам формирования:

- прибыль от реализации продукции и услуг;

- прибыль от реализации имущества;

- операционная прибыль;

- внереализационная прибыль;

4) по характеру налогообложения:

- налогооблагаемая прибыль;

- не облагаемая налогом (льготируемая) прибыль;

5) по периодичности:

- регулярная прибыль;

- чрезвычайная прибыль;

6) по степени учета инфляционного фактора:

- номинальная прибыль;

- реальная прибыль, скорректированную на величину инфляции в отчетном периоде;

7) по экономическому содержанию:

- бухгалтерская прибыль;

- экономическая прибыль;

8) по характеру использования (чистая прибыль):

- капитализированная (нераспределенная) прибыль;

- потребляемая прибыль.

Капитализированная прибыль – это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.

Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов собственникам предприятия.

В соответствии с отчетом о финансовых результатах выделяются следующие виды бухгалтерской прибыли (табл. 1):

- валовая прибыль = выручка – себестоимость продаж;

- прибыль от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы;

- прибыль до налогообложения = прибыль от продаж + проценты к получению – проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие доходы – прочие расходы;

- чистая прибыль = прибыль до налогообложения ± отложенные налоговые активы – отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль.

Таблица 1

Общая схема формирования финансовых результатов хозяйствующего субъекта

 

№ п.п. Наименование показателя
1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Валовая прибыль (убыток) (п. 1 – п. 2)
4. Коммерческие расходы
5. Управленческие расходы
6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 3 – п. 4 – п.5)
7. Прочие доходы
8. Прочие расходы
9. Прибыль (убыток) до налогообложения (п. 6 + п. 7 – п.8)
10. Текущий налог на прибыль (п. 9 × ставку налога)
11. Чистая прибыль (убыток) (п. 9 – п. 10)

 

Валовая прибыль является показателем результативности работы производственных подразделений предприятия.

Прибыль от продаж есть показатель результативности основной деятельности предприятия, то есть производства и реализации продукции.

Прибыль до налогообложения это показатель результативности всей хозяйственной деятельности предприятия.

Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от категории заинтересованных лиц.

Собственникампредприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций.

Кредиторам важнаобщая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов – прибыль от продаж (брутто–прибыль), поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал.

Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов – прибыль до налогообложения, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил предприятию свой капитал.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия составляют сметы расходов, финансируемых за счет чистой прибыли, оставшейся после расчета с собственниками.

Распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль представляет собой многоцелевой источник финансирования потребностей предприятия. При распределении чистой прибыли необходимо обеспечить оптимальное соотношение между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень прибыльности предприятия, эффективность его деятельности в целом, рациональность инвестиций.

Рентабельность, в отличие от прибыли, является относительным показателем, поэтому рентабельности нескольких предприятий, возможно, сравнивать между собой.

Коэффициент общей рентабельности, который оценивает прибыльность предприятия и определяется по формуле:

R O = (прибыль до налогообложения / выручка) ´ 100 %, (1)

Показатель показывает, какую часть от выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения, анализируется в динамике и сравнивается со среднеотраслевыми значениями этого показателя.

Общая рентабельность растет, если снижаются расходы производства, улучшается качество продукции, а также когда увеличиваются цены на продаваемые товары и оказываемые услуги. Или если компания начинает выпускать новую продукцию и услуги по более высоким ценам.

 

Инвестиции представляют собой долгосрочные финансовые вложения, сделанные с целью получения прибыли в будущем. К инвестициям относят долгосрочный капитал стратегических инвесторов и акционерный капитал собственников.

Коэффициент рентабельности инвестиций (от английского return on investment, ROI) – финансовый показатель, характеризующий доходность (или убыточность) инвестиционных вложений в бизнес, проект, стартап, маркетинговую кампанию и отражает прибыльность предприятия, то есть какую прибыль приносит вложенные в нее инвестиции.

R И = (чистая прибыль / (акционерный капитал + долгосрочные обязательства)) ´ 100 %, (2)
   
   

Чем выше значения данного показателя, тем эффектнее предприятие использует инвестиционный капитал, так как он отражает конкурентоспособность предприятия генерировать прибыль в рыночной экономике.

Коэффициент рентабельности продукции (от английского return on margin, ROM) – показатель, который показывает эффективность реализации продукции (работ, услуг) в виде соотношения между доходами и затратами на выпуск товара и его продажу, то есть отражает прибыльность продаваемой продукции (работ, услуг).

R П = (прибыль от продаж/ себестоимость продаж) ´ 100 %, (3)
   
   

 

Этот показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля проданной продукции (работ, услуг)или, измеренный в процентах, отражает, на сколько процентов эффективно использование производственных ресурсов.

Анализируя показатель рентабельности продукции, можно оценить конкурентоспособность компании на рынке по продвижению новой продукции (работ, услуг). Если рентабельность товара падает, это свидетельствует о снижении спроса на продукцию компании или низкую эффективность производства на предприятии. Чем больше рентабельность, тем выгодней производится продукция (работы, услуги), а также это ведет к эффективной конкурентоспособности.

Рентабельность основной деятельности – это способность организации управлять финансами и отражает, какое количество прибыли получает предприятие с каждой денежной единицы, инвестируемой в производство и реализацию

R ОД = (прибыль от продаж/ (себестоимость продаж + коммерческие расходы + управленческие расходы)) ´ 100 %, (4)
   
   

 

Рассчитывается как по целому предприятию, так и по различным его подразделениям, а также по видам продукции.

Исходя из значения показателя рентабельности основной деятельности, различают следующие предприятия:

- низкорентабельное предприятие (1 – 5 %);

- среднерентабельное предприятие (5 – 20 %);

- высокорентабельное предприятие (20 – 30 %);

- сверхрентабельное преприятие (больше 30 %).

Анализ рентабельности основной деятельности организации необходим не только для определения слабых и сильных сторон производства, но и для выявления факторов влияния на результат.

Коэффициент рентабельности затрат показывает отношение прибыли до налогообложения к сумме затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Формула расчета следующая:

R З = (прибыль до налогообложения/ (себестоимость продаж + коммерческие расходы + управленческие расходы)) ´ 100 %, (5)
   
   

 

Коэффициент чистой рентабельности показывает прибыльность предприятия по созданию нормы чистой прибыли на 1 рубль реализованной продукции (работ, услуг). Данный коэффициент сильно коррелируется с коэффициентом бухгалтерской рентабельности. Формула расчета следующая:

R Ч = (чистая прибыль / выручка) ´ 100 %, (6)

Коэффициент рентабельности персонала (от английского return on labour, ROL) – это относительный показатель, характеризующий уровень потребления определенного ресурса и показывает эффективность труда сотрудников в создании прибыли предприятия, то есть какой процент прибыли от реализации приходится на одного сотрудника предприятия.

 

R ПЕРСОНАЛА = (чистая прибыль / среднегодовая численность сотрудников) ´ 100 %. (27)

 

Рентабельность персонала дает возможность понять, эффективность работы коллектива предприятия в целом, позволяет также вести контроль затрат на рабочих предприятия в соответствии прибылью, полученной предприятием. Для того чтобы расходы на рабочий коллектив снизить, обычно пользуются оптимизацией численности персонала.

Рентабельность, как показатель эффективности деятельности предприятия, более точно отражает реальное положении дел на производстве, в сфере продаж или инвестиций предприятия, позволяя правильно среагировать на текущую ситуацию, в отличие от использования абсолютных показателей, которые не дают полной картины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: