Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся




Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться быть самостоятельными, работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе -21 века. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. Следовательно, возникает сам собой ответ на вопрос что такое метапроедметность?

Метапредметность – принцип интеграции содержания образования через создание единого образовательного пространства в школе.

Актуальность темы применения в образовательном процессе междисциплинарной программы обучения детей обусловлена необходимостью в поиске новых путей и средств как в организации учебного процесса, так и в стратегии развития социальных компетенций учащихся, которым предстоит жить и работать в новом мире, а также социальной востребованностью новых решений задач по организации условий управления процессами в современном образовании.

При планировании и организации такой деятельности в этом случае ставятся следующие задачи: создать особую образовательную среду, основанную на внутренней мотивации к учебе; использовать современные образовательные технологии, которые требуют выхода за рамки традиционной классно-урочной системы; составить нелинейное расписание с учетом индивидуальных потребностей, способностей каждого ученика Перспективной целью такого рода процессов видится создание эффективного метапредметного пространства. Оно включает метапредметные уроки, а также организацию внеурочной деятельности и внеклассной работы, используя метапредметный подход.

Каковы же признаки метапредметного урока? Это самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся, использование рефлексии, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов, активизация интереса и мотивации обучения учащихся. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям. Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной, проблемной ситуации на уроке. Известный учѐный Б. Паскаль справедливо заметил: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

Эффективность метапредметного урока зависит от создания условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Ход урока должен быть таким, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов. Для этого используются технологии совместного обучения, исследовательской и проектной деятельности, проблемно-диалогическая, игровая.

 

 

Программа «Междисциплинарное обучение» создает условия для формирования универсальных учебных действий учащихся, прописанных в стандартах второго поколения, определяющих современное качество образования через создание единого образовательного пространства.

Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?

Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:

¾ Метапредметы,

¾ Метапредметные программы,

¾ Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),

¾ Метапредметный урок,

¾ Предметный урок + метапредметная тема,

¾ Метапредметные задания,

¾ Межпредметные проблемные ситуации,

¾ Межпредметные, надпредметные проекты.

Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.

В практике работы можно использовать следующие программы:

¾ «Я и проекты»,

¾ «Учимся проектировать»,

¾ «Свободная самостоятельная работа»,

¾ «Рефлексивный круг»,

¾ «Как стать успешным»,

¾ «Сам себе учитель»,

¾ «Культура познания»,

¾ «Культура мышления»,

¾ «Основы исследовательской деятельности» и др.

По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов элективных курсов. В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.

Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных обучения и воспитания:

¾ Развивающего мышления;

¾ Развитие критического мышления через письмо и чтение;

¾ ТРИЗ;

¾ Технологический компонент личностно-развивающего урока;

¾ Метод проектов;

¾ Исследовательская деятельность;

¾ Тьюторские технологии и др.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности; использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

При каких условиях образовательная среда школы может обеспечить благоприятные условия для развития личности учащихся и педагогов? Это будет достигнуто при следующих условиях:

1) Образовательная среда школы представляет собой динамическую многоуровневую социально-педагогическую систему, функционирующую и развивающуюся с учетом ряда принципов;

2) формирование образовательной среды современной школы достигается на основе реализации целостной педагогической концепции; моделирование процесса формирования образовательной среды современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия учащихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческого потенциала;

4) активизирована готовность учителя к проектированию образовательной среды современной школы в условиях инновационных изменений; реализована система педагогического сопровождения участников образовательной среды школы, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей образовательного пространства;

6) реализована система педагогических технологий и методов работы администрации школы, целенаправленно ориентированных на развитие личности учителя и обучающихся в образовательной среде школы.

Эти условия и являются важными при формировании и эффективном

функционировании метапредметного пространства школы.

Сегодня школьная отметка не всегда мотивирует детей на образование. Поэтому приходится искать новые формы мотивации к достижению результата. Это камень преткновения в современном образовании. Решить эту проблему мне позволяет технология междисциплинарного обучения.

Данная технология способствует формированию единого образовательного пространства в школе, поскольку в денной технологии мы работаем всем педагогическим коллективом. Благодаря данной технологии мы реализуем основные направления модернизации образования, поскольку реализуемая в образовательном процессе технология содержит:

- системно-деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и обобщенных способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;

- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;

- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.

Современное образовательное учреждение в соответствии требованиями ФГОС должно формировать у детей не только знания, умения и навыки, но и культурные способы мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии, воображения, которые имеют метапредметный статус и являются основой.

Таким образом, образование сегодня при условии его качества – это инвестиционная сфера, это фактор социального благополучия и социально- экономического развития региона, территории в целом. Качественно новый результат возможен только через создание единого образовательного пространства при формировании метапредметных компетентностей учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: