Дифференциация звуков М – МЬ




Постановка звука М.

Согласный, смычный, размыкание смычки без взрыва,губной,носовой,звонкий.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Положение губ сомкнуты, но без напряжения. Размыкание без взрыва. Расстояние между резцами (зубами) небольшое.Язык пассивен. Нёбная занавеска опущена. Положение голосовых связок сомкнуты, вибрируют звук голосовой. Можно видеть положение губ, запотевание на стекле. Можно осязать вибрацию в области груди и гортани, в области носовой перегородки и щёк; теплую воздушную струю из носа.При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Виды неправильного произношения. «Закрытая гнусавость» М на Мб. Поднята нёбная занавеска, губы напряжены, размыкаются со взрывом, При исправлении идти от обратного слога АМ. Замена М на Мн. Связки разомкнуты, губы сомкнуты,напряжены, размыкаются со взрывом.

М ______ пауза,А. Паузу постепенно сокращать. Призвук М=Мпа(Мба). Исправляем как предыдущий дефект. Если есть чистая замена на П или Б, звук ставим заново. Голосовые связки могут быть сомкнуты слабо или сомкнуты, но не вибрировать. Используем тактильно-вибрационные ощущения.

 

1 этап - Подготовительный. Формирование артикуляционных способностей.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание.

2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), производить сосательные движения, попеременно произносить [и]-[у], [и]-[о] (беззвучно), имитировать полоскание зубов.

3. Для языка: выполнять упражнения «Часики», «Качели», «Наказать непослушный язычок», покусывать язык.

4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать врачу горлышко, как зевают.

Упражнения на дыхание

1. «Задуй свечу».

2. «Лыжник».

3. «Трубач».

 

2 этап – Вызывание звука.

- Постановка осуществляется по подражанию, следует обращать внимание на плотно сомкнутые губы. Логопед спрашивает: «Как мычит корова?» Ребенок отвечает: «Му-му».

- Тактильно-вибрационный способ (щёки). Произносить звук протяжно. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

 

3 этап – Автоматизация.

Проводится последовательно посредством речевых упражнений.

Повтори слоги.

Ма - мо Ма - мо - му Ам - ом - ум - ым
Мо - ма Му - мы - ма Ум - ом - ам - ым
Му - мы Мо - ма - му Ым - ом - ам - ум
Мы - му Му - ма - мы Ом - ум - ым - ам

 

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

3. Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

6. Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

7. Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

8. Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

9. Игра «Подскажи словечко»

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки

Целый день могли... (мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой... (мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на... (машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка

умная!

 

 

Звук Мь

 

 

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю Мя - мя - мя
Мя - мю - ме Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю Ми - ми - ми
Мю - ме - ми Ме - ме - ме
Мё - ми - мя Имь - имь - имь
Мю - мю - мю Емь - емь - емь

 

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Звук в середине слова:

Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.

3. Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

4. Повтори чистоговорки.

Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

6. Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

7. Выучи стихотворение.

Мячик.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый... (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку... (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).

9. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

Война - (мир) быстро - (медленно)
Ссориться - (мириться) твердый - (мягкий)

 

10. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Дифференциация звуков М – МЬ

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков М - МЬ

1. Повтори слоги.

Ма - мя Му - мю Мы - ми
Мя - ма Мю - му Ми - мы
Ма - мя - ма Му - мю - му Мы - ми - мы
Мя - ма - мя Мю - му - мю Ми - мы - ми

 

2. Повтори слова.

Мал - мял Мама - мята
Мотмёд Моль - миля
Мать - мять Зима - знамя
Комод - камин Кума - имя
Маг - мягкий Мыс - тмин
Мыло - мило Кумыс - камин
Мала - мяла Ломать - замять
Масло - мясо Мороз - минус

 

3. Повтори предложения

Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария - красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка - мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - мя - ма - я пишу сама.

Ми - мы - ми - мы читаем сами.

Му - мю - му - я иду к дому.

Мя - ма - мя - у тебя красивое имя.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Доброму и добрая память. Миром и горы сдвинем. Мало хотеть, надо уметь.

6. Повтори скороговорки.

На мели мы налима поймали.

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

- Что ты плачешь, наша Мила?

- Я выплакиваю мыло.

7. Повтори загадки.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

8. Выучи стихотворения.

Мой конь.

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня, -

Я поехал к маме.

(М. Клокова)

Март месяц,

А метель, мороз...

Купили маме мы мимоз. Умники!

(Е. Благинина)

9. Игра «Доскажи фразу»

Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.

Конь ржет, а корова... (мычит). Собака лает, а кошка... (мяукает). Луна светит, а звезды... (мерцают).

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Маша - мед Марк - мяч
Мила - магазин Мама - мясо
Маня - домино Мила - дом

 

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла большую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», - сказала девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кустиком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина, наполнилась грибами. Мила показала корзинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедобные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не расстраивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», - сказала мама.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: