РИТМИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ.
Как образуются разнообразные ритмические фигуры? Двумя способами.
Один способ – раздробить долю на более мелкие длительности.
Запомните ритмические фигуры, которые образуются в результате дробления доли – четверти:
Обратите внимание на то, что мелкие длительности внутри одной доли надо объединять в записи общим ребром:
Такая группировка длительностей на-
зывается инструментальная, потому
что так записывают ноты, предназначеннные для игры на инструменте (фортепиано, скрипке и др.) Если же ноты предназначены для пения со словами, то их записывают иначе – так, чтобы певец (вокалист) знал, на какой слог слова какую ноту надо петь. Если одному слогу соответствует один звук, то его записывают отдельной нотой (восьмые и более мелкие длительности записываются с «хвостиком»), если же слог распевается на несколько звуков, то их объединяют, да еще и пишут лигу. Такая группировка длительностей называется вокальная.
Другой способ образования ритмических фигур – удлинять звук, тянуть его из доли в долю, из такта в такт. Для этого пишут ноту той же высоты и слиговывают ее с предыдущей:
Лига – универсальный способ удлинить звук. Однако, часто лигу заменяют другой формой записи. Если звук надо удлинить ровно на половину его длительности, то вместо лиги ставят точку:
Но учтите: точкой можно пользоваться не всегда, а только в тех случаях, когда мы удлиняем звук на половину его длительности. А лигой можно пользоваться всегда – и тогда, когда надо удлинить звук меньше, чем наполовину. И есть случаи, когда лигу заменить точкой нельзя:
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В РАЗМЕРАХ, ГДЕ ДОЛЯ РАВНА e:
Во всех этих размерах принято объединять в записи общим ребром три восьмые и ритмические фигуры, равные в сумме. Запомните эти ритмические фигуры:
Запиши диктант:
- напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
- определи и запиши размер
- разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
- сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
- проанализируй принципы организации мелодии:
направление движения (вверх или вниз),
есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),
движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,
наличие секвенций
- проанализируй, каковы особенности ритма
- обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?
ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
1. Построить и спеть в тональности H-dur
- гамму натурального вида
- последовательность ступеней V – âI – áVI – IV – III – áVII – I:
- характерные интервалы:
2. Построить и спеть в тональности g-moll
- гамму мелодического вида
- последовательность интервалов: б.2 м.3 ч.4 ум.5 м.3
I I I VII# I
- последовательность аккордов: t53 – D65 – t53 – s6 – K64 – D7 – t53
3. Спеть наизусть мелодию с дирижированием.
4. Слуховой анализ.
5. Пение с аккомпанементом.
ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
1. Записать гамму E-dur гармонический
Записать гамму b-moll мелодический
2. Вписать в последовательность пропущенные аккорды:
3. Расставить тактовые черты, переписать в инструментальной группировке:
В.А. Моцарт
4. Определить жанр данных фрагментов:
а) ____________________________ И. Дунаевский
б) ____________________________ Г. Венявский
в) ____________________________ С. Рахманинов
г) ____________________________ П. Чайковский
5. Определить тональность, лад, тональный план:
_______________________________________________________________ А. Даргомыжский
6. Найти и отметить в мелодии фразы, предложения:
М.Глинка
7. Найти тритоны и характерные интервалы, подписать:
И.С. Бах
8. Найти в мелодии движение по аккордам, подписать:
Й. Гайдн
9. Найти в мелодии хроматизмы, подписать:
Ф. Мендельсон
10. Транспонировать мелодию â на ч.4:
М. Глинка
«ШПАРГАЛКИ» к письменной работе:
a | b | c | d | e | f | g | h |
Правило диезных тональностей: последний диез – VII ступень
1≥ | 2≥ | 3≥ | 4≥ | 5≥ | 6≥ | 7≥ |
_________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ |
Правило бемольных тональностей: тоника – предпоследний бемоль
1≤ | 2≤ | 3≤ | 4≤ | 5≤ | 6≤ | 7≤ |
_________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ |
Правило тритонов:
«ФА ↔ СИ»
мажор IV ↔ VII
минор VI ↔ II
Правило характерных интервалов:
· характерны для гармонического вида мажора и минора
· увеличенные: 2, 4, 5
Уменьшённые: 7, 5, 4
· на VI ≤ строятся все увеличенные интервалы
· на VII ≥ строятся все уменьшенные интервалы
Правило инструментальной группировки длительностей:
ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
6/8 =3/8+3/8 ОДНО РЕБРО ДЛЯ ТРЁХ ВОСЬМЫХ
Трезвучия главных ступеней лада и их обращения:
Доминантовый септаккорд и его обращения:
ТИПЫСЕПТАККОРДОВ
1. В схематических изображениях септаккордов определи и подпиши типы трезвучий, образуемых двумя нижними терциями:
2. Определи тоновую величину септим, впиши два звука так, чтобы получились все типы септаккордов:
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫVII СТУПЕНИ – DVII7.
Септаккорды VII, вводной ступени так и называются – вводные септаккорды. Они также относятся к аккордам доминантовой группы, поэтому их полное обозначение DVII7.
В мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд – м.VII7. Малый вводный септаккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада (VII, II, IV, VI) и требует обязательного разрешения. Общепринятым разрешением м.VII7 является следующее:
м.VII7 Т53
В гармоническом виде мажора и минора на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд – ум.VII7, так как его крайние звуки составляют уменьшённую септиму. Он состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) или уменьшённых трезвучий VII и II ступеней. Уменьшённый септаккорд, как и малый вводный, звучит неустойчиво и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном:
Еще один способ разрешения септаккордов VII ступени – через D65, который, в свою очередь разрешается в Т53 как обычно:
СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ – SII7.
Этот септаккорд являеся представителем субдоминантовой группы. Встречается в натуральных и гармонических видах мажора и минора. Сокращённое обозначение: II7.
Он бывает двух видов. В натуральном мажоре – это малый мажорный септаккорд, в миноре и гармоническом мажоре – малый уменьшённый септаккорд.
Разрешается в тонический секстаккорд с удвоением терции (III ступень тональности). Еще один способ разрешения – через D43 с последующим разрешением в развернутое Т53:
1. Впиши в последовательности пропущенные аккорды. Построенное играй и пой всеми способами:
.
T53 ум.VII7 D65 T53 S6 K64 D7 T53
2. Проанализируй мелодию:
· найди и отметь фразы, предложения, определи форму; запиши схему формы:
период | ||||||||||||
предложение | ||||||||||||
фраза | ||||||||||||
- определи тональность, вид лада; запиши тональный план:
_________________________________________________________________________________
- в мелодии выдели и подпиши движение по звукам аккордов.
- транспонируй мелодию на м.3â, пой с дирижированием
:
«СПОКОЙНО СПИ» из цикла «Зимний путь»