ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ




РИТМИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ.

Как образуются разнообразные ритмические фигуры? Двумя способами.

Один способ – раздробить долю на более мелкие длительности.

Запомните ритмические фигуры, которые образуются в результате дробления доли – четверти:

 

 

Обратите внимание на то, что мелкие длительности внутри одной доли надо объединять в записи общим ребром:

Такая группировка длительностей на-

зывается инструментальная, потому

что так записывают ноты, предназначеннные для игры на инструменте (фортепиано, скрипке и др.) Если же ноты предназначены для пения со словами, то их записывают иначе – так, чтобы певец (вокалист) знал, на какой слог слова какую ноту надо петь. Если одному слогу соответствует один звук, то его записывают отдельной нотой (восьмые и более мелкие длительности записываются с «хвостиком»), если же слог распевается на несколько звуков, то их объединяют, да еще и пишут лигу. Такая группировка длительностей называется вокальная.

Другой способ образования ритмических фигур – удлинять звук, тянуть его из доли в долю, из такта в такт. Для этого пишут ноту той же высоты и слиговывают ее с предыдущей:

Лига – универсальный способ удлинить звук. Однако, часто лигу заменяют другой формой записи. Если звук надо удлинить ровно на половину его длительности, то вместо лиги ставят точку:

 

 

Но учтите: точкой можно пользоваться не всегда, а только в тех случаях, когда мы удлиняем звук на половину его длительности. А лигой можно пользоваться всегда – и тогда, когда надо удлинить звук меньше, чем наполовину. И есть случаи, когда лигу заменить точкой нельзя:

 


ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В РАЗМЕРАХ, ГДЕ ДОЛЯ РАВНА e:

Во всех этих размерах принято объединять в записи общим ребром три восьмые и ритмические фигуры, равные в сумме. Запомните эти ритмические фигуры:

 

 

 

Запиши диктант:

  • напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
  • определи и запиши размер
  • разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
  • сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
  • проанализируй принципы организации мелодии:

направление движения (вверх или вниз),

есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

наличие секвенций

  • проанализируй, каковы особенности ритма
  • обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

1. Построить и спеть в тональности H-dur

- гамму натурального вида

 

- последовательность ступеней V – âI – áVI – IV – III – áVII – I:

 

- характерные интервалы:

 

2. Построить и спеть в тональности g-moll

- гамму мелодического вида

 

- последовательность интервалов: б.2 м.3 ч.4 ум.5 м.3

I I I VII# I

 

- последовательность аккордов: t53 – D65 – t53 – s6 – K64 – D7 – t53

 

 

3. Спеть наизусть мелодию с дирижированием.

 

 

4. Слуховой анализ.

 

5. Пение с аккомпанементом.

 

ОБРАЗЕЦ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

1. Записать гамму E-dur гармонический

 

 

 

Записать гамму b-moll мелодический

 

 

2. Вписать в последовательность пропущенные аккорды:

 

 

 

3. Расставить тактовые черты, переписать в инструментальной группировке:

В.А. Моцарт

 

 

4. Определить жанр данных фрагментов:

 

а) ____________________________ И. Дунаевский

 

б) ____________________________ Г. Венявский

 

в) ____________________________ С. Рахманинов

 

г) ____________________________ П. Чайковский

 

 

5. Определить тональность, лад, тональный план:

 

_______________________________________________________________ А. Даргомыжский

 

 

 

6. Найти и отметить в мелодии фразы, предложения:

 

М.Глинка

 

7. Найти тритоны и характерные интервалы, подписать:

И.С. Бах

 

 

8. Найти в мелодии движение по аккордам, подписать:

Й. Гайдн

 

 

9. Найти в мелодии хроматизмы, подписать:

Ф. Мендельсон

 

 

10. Транспонировать мелодию â на ч.4:

М. Глинка

 

 

 

 

 

«ШПАРГАЛКИ» к письменной работе:

 

a b c d e f g h
               

 

 

 

 

Правило диезных тональностей: последний диез – VII ступень

1≥ 2≥ 3≥ 4≥ 5≥ 6≥ 7≥
_________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________

Правило бемольных тональностей: тоника – предпоследний бемоль

1≤ 2≤ 3≤ 4≤ 5≤ 6≤ 7≤
_________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________

 

Правило тритонов:

«ФА ↔ СИ»

мажор IV ↔ VII

минор VI ↔ II

 

Правило характерных интервалов:

· характерны для гармонического вида мажора и минора

· увеличенные: 2, 4, 5

Уменьшённые: 7, 5, 4

· на VIстроятся все увеличенные интервалы

· на VII ≥ строятся все уменьшенные интервалы

 

Правило инструментальной группировки длительностей:

 

ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО

 
 


6/8 =3/8+3/8 ОДНО РЕБРО ДЛЯ ТРЁХ ВОСЬМЫХ

 

Трезвучия главных ступеней лада и их обращения:

 
 


Доминантовый септаккорд и его обращения:

ТИПЫСЕПТАККОРДОВ

1. В схематических изображениях септаккордов определи и подпиши типы трезвучий, образуемых двумя нижними терциями:

 

 

 

 

 

2. Определи тоновую величину септим, впиши два звука так, чтобы получились все типы септаккордов:

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫVII СТУПЕНИ – DVII7.

 

Септаккорды VII, вводной ступени так и называются – вводные септаккорды. Они также относятся к аккордам доминантовой группы, поэтому их полное обозначение DVII7.

В мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд – м.VII7. Малый вводный септаккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада (VII, II, IV, VI) и требует обязательного разрешения. Общепринятым разрешением м.VII7 является следующее:

 

м.VII7 Т53

 

В гармоническом виде мажора и минора на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккордум.VII7, так как его крайние звуки составляют уменьшённую септиму. Он состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) или уменьшённых трезвучий VII и II ступеней. Уменьшённый септаккорд, как и малый вводный, звучит неустойчиво и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном:

 

 

 

Еще один способ разрешения септаккордов VII ступени – через D65, который, в свою очередь разрешается в Т53 как обычно:

 

 

СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ – SII7.

Этот септаккорд являеся представителем субдоминантовой группы. Встречается в натуральных и гармонических видах мажора и минора. Сокращённое обозначение: II7.

Он бывает двух видов. В натуральном мажоре – это малый мажорный септаккорд, в миноре и гармоническом мажоре – малый уменьшённый септаккорд.

Разрешается в тонический секстаккорд с удвоением терции (III ступень тональности). Еще один способ разрешения – через D43 с последующим разрешением в развернутое Т53:

       
   
 

 


1. Впиши в последовательности пропущенные аккорды. Построенное играй и пой всеми способами:

.

 

 

T53 ум.VII7 D65 T53 S6 K64 D7 T53

2. Проанализируй мелодию:

· найди и отметь фразы, предложения, определи форму; запиши схему формы:

период      
предложение            
фраза                        
                         
  • определи тональность, вид лада; запиши тональный план:

 

_________________________________________________________________________________

  • в мелодии выдели и подпиши движение по звукам аккордов.
  • транспонируй мелодию на м.3â, пой с дирижированием

:

«СПОКОЙНО СПИ» из цикла «Зимний путь»

 

 

 

 

 

 
 

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: