1. Поставить стрелочки от знаков тональностей к их названиям:
b-moll H-dur c-moll B-dur fis -moll A-dur
Es-dur gis-moll Fis-dur g-moll Des-dur dis-moll
2. Определить тональность, лад, вид лада, тональный план:
а)_______________________________________________________________
б)_______________________________________________________________
в)______________________________________________________________
Чешская песня
г) __________________________________________________________________
д)______________________________________________________________
М. Глинка. Песня Вани из оперы «Жизнь за Царя»
4. Найти тритоны и характерные интервалы, выделить, подписать:
а) Г.Ф. Гендель
б) Й. Гайдн
в) Ф. Шуберт
г) И. Дунаевский
3. Найти в мелодии движение по аккордам, подписать:
а)
б)
5. Найти и отметить в мелодии фразы, предложения:
М. Глинка. «Ах ты, ночь ли, ноченька»
6. Расставь такты в мелодиях и перепиши их в инструментальной группировке:
г)
7. Найди и подчеркни ошибки в группировке длительностей. Запиши правильный вариант:
Как работать в тональности.
· возле КАЖДОГО ключа ВСЕГДА ставить ключевые знаки;
· записать гаммы (натуральный и гармонический вид ТОЛЬКО в восходящем движении, мелодический вид - и вверх, и вниз; устойчивые звуки белыми нотами, неустойчивые - закрашенными), подписать ступени; указывать все случайные знаки (изменения ступеней и отмена изменений);
· ВСЕ тритоны, характерные интервалы и указанные аккорды записывать
С РАЗРЕШЕНИЕМ (разрешать с правильным голосоведением, не забывать об удвоениях);
· в интервалах и аккордах не забывать о знаках возле изменённых нот гармонического вида;
· последовательности ступеней ИГРАТЬ и ПЕТЬ, глядя на записанные гаммы; заботиться о плавном движении, скачки вверх или вниз указаны стрелочками;
· последовательности интервалов и аккордов записывать ГАРМОНИЧЕСКИ (то есть - как обычно, нота над нотой), играть и петь ВСЕМИ СПОСОБАМИ:
§ играть гармонически (звуки интервала или аккорда звучат ОДНОВРЕМЕННО), петь мелодически (нота за нотой снизу вверх)
§ играть гармонически, петь один из голосов (нижний или верхний в интервалах, нижний, верхний или средний в аккордах)
§ играть один голос, петь другой (в интервалах)
§ петь снизу вверх без подыгрывания, хорошо настроившись в тональности
· в аккордовых последовательностях в аккордах разрешения (тоника после доминантсептакккорда и его обращений, после вводного септаккорда) не забывать об удвоениях (все звуки неустойчивого аккорда должны быть разрешены)
· всё, записанное в тональности, ОБЯЗАТЕЛЬНО ИГРАТЬ, ПЕТЬ И СЛУШАТЬ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫВ ТОНАЛЬНОСТИ
- Последовательности ступеней:
в мажоре:
в миноре:
2. Последовательности интервалов:
в мажоре: в миноре:
3. Последовательности аккордов:
в мажоре:
в миноре:
ПОСТРОЕНИЯ В МАЖОРЕ Тональность ___________
Натуральный вид гармонический вид
Последовательности интервалов:
Последовательности аккордов:
ПОСТРОЕНИЯ В МИНОРЕ Тональность ___________
Натуральный вид гармонический вид
Мелодический вид
Последовательности интервалов:
Последовательности аккордов:
СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. Мелодии выучи пой с названием нот, дирижируй:
«О sole mio!» («Моё солнышко!») неаполитанская песня
М. Легран. «Мельницы моей души»
Из кинофильма «Афера Томаса Крауна»