Ий этап работы с приемом: формирования вычислительного умения.




Письменные приемы сложения и вычитания.

Кроме устных приемов учащихся знакомят с письменными приемами сложения и вычитания, т.е. столбиком. Письменные приемы основаны на знании:

1.разрядного состава многозначных чисел;

2.переместительного и сочетательного законов сложения;

3.случаев сложения и вычитания в пределах 10 и 20.

По программе М.И. Моро письменные приемы сложения и вычитания изучаются в 3 этапа:

1. письменное сложение и вычитание в пределах 100;

2. письменное сложение и вычитание в пределах 1000;

Письменное сложение и вычитание в пределах 1000000.

Этап. Письменное сложение и вычитание в пределах 100

На этом этапе работа с письменными приемами идет по тому же плану, что с устными приемами.

1ый этап - повторение теоретической основы:

а) повторение разрядного состава чисел в пределах 100.

Предлагаем задания на выделения десятков и единиц в числе.

б) повторение переместительного и сочетательного законов сложения и вывода, полученного при устном сложении в пределах 100 «К десяткам прибавляй (вычитай) десятки, а к единицам единицы».

Предлагаем задания на повторение устных случаев сложения и вычитания в пределах 100, в которых используются эти свойства.

в) повторение случаев сложения и вычитания в пределах 10и20.

Их нужно знать наизусть.

2-ой этап - ознакомление с приемом: на специальном уроке детей знакомят с приемом письменного сложения.

Сначала вспоминают приемы устного сложения (т.е. в строчку). Например: 23+61=23+(60+1)=(23+60)+1=84.

Эти же действия учитель изображает на абаке с 2мя рядами карманов. (Найдите страницу учебника М2М ч. 2.) Подчеркиваем, что удобнее дес.+дес., ед.+ед. Это основа приема сложения столбиком. Демонстрируем, что эти же действия можно выполнить столбиком. Для этого запись делаем на разлинованной доске. Показываем, что слагаемые нужно записать строго друг под другом. Причем каждая цифра пишется в одной клеточке. Знак «+» записывают слева между слагаемыми, черта заменяет знак «равно».

 

+61

Сложение выполняется поразрядно, но в отличие от устного случая, начинаем сложение с единиц.

 

На 1ом уроке рассматривают случаи без перехода через десяток. Они не вызывают больших затруднений у детей. Здесь главное запомнить алгоритм действия: (М.И.Моро 2 класс 2 часть стр.4)

1.пишу…

2.складываю единицы…

3.складываю десятки…

4.читаю ответ…

ий этап работы с приемом: формирования вычислительного умения.

На этом же уроке начинаем формировать умение, использовать данный алгоритм. Для этого предлагаем упражнения с подробным проговариваем (выполнить с подробным объяснением, комментированием с места…), т.е. работаем над формированием таких качеств, как правильность и осознанность. На этом этапе ученики полностью проговаривают алгоритм с указанием разрядных единиц.(Моро 2 класс 2 часть стр.4)

 

4-ый этап: формирование вычислительного навыка.

Уже на этом уроке переходим к формированию вычислительного навыка, но эта работа продолжается и на следующих уроках.

Используют частично-поисковые упражнения, например, «найди ошибку в вычислении», «заполни пропуски», «выбери правильный ответ из нескольких предложенных» и т.д. (см. учебники). На этом этапе объяснение сокращают, можно даже не называть разрядные единицы. Работают над качествами: быстрота, свернутость, обобщенность.

Кроме случая сложения 2-х двузначных чисел без перехода через разряд рассматриваем случаи вычитания 2-х двузначных чисел без перехода через разряд (Моро 2 класс 2 часть стр.5)

 

 

(Порядок изучения и алгоритм аналогичны.)

 

 

Затем изучают сложение 2-х двузначных чисел с переходом через разряд (Моро 2 класс 2 часть стр.12)

 

и частный случай, когда в сумме получилось круглое число.(Моро 2 класс 2 часть стр.13)

 

 

Затем рассматривают вычитание 2-х двузначных чисел с переходом через разряд(Моро 2 класс 2 часть стр.29)

 

и частный случай вычитания, когда на конце уменьшаемого стоит ноль. (Моро 2 класс 2 часть стр.19)

 

Могут отдельно также рассматриваться случаи сложения и вычитания двузначного и однозначного числа (с переходом и без перехода через разряд)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: